Н. Г. Шаповалова
ОРФО-арт как пример карнавального общения
в виртуальной реальности
Филологические этюды: Сб. науч. ст. молодых
ученых:
В 3-х ч. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2008. Вып. 11,
ч. II, с. 292-295
Немалую
роль в изменении традиционной жанровой организации русской речи играет такое
коммуникативное и социокультурное новшество как Интернет. Благодаря своим
техническим возможностям, тесной связи с культурой постмодерна
и свободой эпохи глобализации, «Интернет не разрушает пространство города, но
задает ему новые измерения. Глобальным городом становится сама сеть» [Марков,
2004. С. 480].
Выражаясь метафорически, можно
утверждать, что здесь тоже есть маргиналы. Представители контркультуры
русскоязычного сектора Интернета (Рунета) именуют себя «падонками». Массовость
движения «падонков», сходное коммуникативное поведение и ценностная ориентация
представителей контркультуры Рунета позволяет говорить о модельной личности
сетевого «падонка» [Карасик, 2002. С. 12].
Помимо активного использования
ненормативной лексики, к специфическим характеристикам вербального поведения
данного языкового коллектива может быть отнесен так называемый «ОРФО-арт» -
орфография, придуманная создателем сайта и первооткрывателем новояза Дмитрием
Соколовским, известным в Сети под псевдонимом Удав.
Затрагивая правила
русской орфографии, которые проходят еще в начальной школе, ОРФО-арт отражает
стремление пользователей Рунета является средством создания модельной языковой
личности «падонка», «быдла», понимаемого пользователями Рунета, прежде всего,
как категория эстетическая, а не социальная.
292
Вот некоторые
из наиболее распространенных отклонений от языковой нормы, принятых на
www.udaff.com :
1. «Ы» после шипящих и -ц- (будоражыть, жыд, жызненый,
шышки, пишыт, фашыст, огетацыя,
процытировать, Тицыан, провокацыя,
письма в редакцыю)
2. Чу/щу - с «ю» (чювак);
3. Ча/ща - с «я» (умейте атличятъ х...ню от х...ни);
4. Чк/чн - с мягким знаком (абычьно);
5. Оглушение звонких согласных в слабой позиции (чуфства, фсе,
фтыкать, многа букф);
6. Озвончение глухих согласных в абсолютном конце слова (превед, теоретег);
7. Систематическое нарушение правил написания безударных гласных в приставках и
корнях слов (мелетарист, калонка, камитет,
пагаловна, пашол, ошиблись рубрекой, мелкий пакастник);
8. Ошибки в чередующихся корнях (предлажение);
9. Написание -(ц)ца вместо -тся в глаголах третьего лица настоящего времени (нравицца,
пруцца, а мне парой хочецца получить в морду);
10. Написание -(ц)цо в инфинитивах (обижаццо);
11. Транскрибирование букв, обозначающих два звука (йазык, йа просто
раз-мистил абйаву, выпей йаду, йайца, такойе мойе мненийе);
12. Слитное написание предлогов (встаронку, походу, фтопку, невсосал,
ниасилил).
Некоторые правила ОРФО-арта касаются написания отдельных аффиксов. В этом случае
он пародирует не фонетический или фонематический, а морфологический принцип
русской орфографии:
1. Постфикс -ся систематически заменяется на -со (панравелсо, купилсо. ашибсо)
2. Суффиксы -ик/-чик с деривационным значением уменьшительности заменяется на -чег
(котег, зайчег, йожег, красавчег);
3. Суффикс -ник заменяется на -нек (мобильнек,
кубег-рубег).
Порой сама лексема,
измененная по этим правилам, приобретает новый смысл, приемлемый и желательный
для авторов и посетителей сайта. Так, транскрибирование «ю» и полное оглушение
конечного согласного в последнем слове фразы «фсе птицы
летят на йух» вполне в духе языковой рефлексии сетевых «падонков».
Характерно, что искажению подвергается и неотъемлемая часть речевой
контркультуры русскоязычного сектора Интернета - жаргонизмы и обсценная лексика
(батанег, пелотка, галимый, жлопь, скатина, казлы,
гавно, сцуко/сцукно, заибалсо, далбаебы).
Следовательно,
ОРФО-арт - это языковая неправильность, намеренно допускаемая, конвенционально
принимаемая и понимаемая авторами, комментаторами и просто посетителями
www.udaff.com . Иными
словами, его можно определить как языковую игру [Санников, 1999. С. 26],
основанную на связи между эстетикой и отклонением от нормы [Барт, 1975. С. 155].
Об этом пишут
и сами пользователи: «Это своего рода игра. Некий уход от реальности, в которой,
как известно, не все нашли свое место, соответствующее, например, амбициям».
Представляется, что
в данном случае языковая игра связана с философской концепцией homo ludens:
«Игра есть добровольное действие либо занятие, совершаемое внутри установленных
границ места и времени по добровольно принятым, но абсолютно обязательным
правилам с целью,
293
заключенной в нем самом, сопровождаемое чувством напряженности и радости, а
также созданием «иного бытия», нежели обыденная жизнь» [Хейзинга, 2004. С. 56].
Обратим внимание, что online-мир уже есть некоторое «иное бытие», технические
возможности которого (свободный переход и уход от общения, анонимность,
конструирование и трансформация виртуальной личности, невидимость и сознательный
выбор невербальных компонентов, т.е. почти абсолютное управление впечатлением о
себе) значительно усиливают игровой эффект общения. Следовательно, в данном
случае понятие виртуальности может быть использовано для объяснения языковых
явлений.
Подобно
жаргону, язык «падонков» представляет собой специфический феномен сетевой
культуры, особую идеологическую систему, эстетически оформленную с помощью
ОРФО-арта, выступающую как средство развенчания официальных догм.
Отсюда тесная связь с уроками русского
языка в школе. В среднестатистическом учебном заведении любое сочинение
оценивается в первую очередь с точки зрения правописания, выражение собственных
мыслей карается плохой оценкой, а всякое языкотворчество условно и обозначается
скудным канцеляризмом «творческое задание». Вот почему школа воспринимается как
первое после детства, а, значит, самое запоминающееся столкновение с миром
условностей, косноязычия, трафаретности бытия. С миром без игры.
Возможно, преодолевая с
помощью ОРФО-арта «принудительность и отчужденность» давно законченной для
большинства школы, «падонки» отвергают принудительность и отчужденность
настоящего, жизни взрослой. Поэтому бунт представителей сетевой субкультуры и
сочувствующих направлен не против традиционной орфографии. Она рассматривается
как частный случай нормы вообще, отсутствующей по ту сторону монитора. Ведь
«Декларация независимости киберпространства» обещает: «Мы творим мир, где кто
угодно и где угодно может высказывать свои мнения, какими бы экстравагантными
они ни были, не испытывая страха, что его или ее принудят к молчанию или
согласию с мнением большинства» [Барлоу, 2004. С. 350]. «ПАЛАЖИ НА ФСЕ Х...Й!»,
- по-своему вторят ей авторы сайта.
Вот почему,
рассуждая о смене вех в русской подпольной культуре, известный концептуалист
Дмитрий Пригов заметил: «Тот андеграунд был политическим, а этот эстетический».
Игровой
элемент общения также ярко проявляется в никах - сетевых именах, под которыми
пользователи зарегистрированы на сайте. Большинство из них представляют собой
звуковые метафоры, связанные со «сферой телесного низа» [Бахтин, 1965. С. 400]:
куличах, насрать, НИИ БЕТ, Who Янсон, Беламор-в-анал, Члентано, Хуинтер,
ВыХухуль и т.д. Звуковой метафорой является и название одной из рубрик сайта «Полит.сру»,
пародирующее название авторитетного электронного ресурса
www.polit.ru .
Сходным
образом авторы сайта изменили и название известной
поисковой системы «Yahoo», превратив его в Уаhооею, и лингвистический
термин логопиздема, образованный от «логоэпистемы» [Бурвикова,
Костомаров, 2006. С. 8]. Узнав о том, что логоэпистемы характерны для языка
сайта, «падонки» сразу переименовали данные единицы на свой лад.
Выделенные черты виртуального
андеграунда сближают его со стихией народной смеховой культуры средневековья. Не
случайно тогда в школярской и ученой среде была широко известна веселая
пародийная грамматика, сущность которой состояла главным образом в
переосмыслении всех грамматических категорий в материально-телесном плане,
преимущественно эротическом [Бахтин, 1965. С. 25].
Виртуальная реальность - часть
карнавального пространства современности. Свобода общения вне социальных рамок и
условностей, скорость передвижения, выбор самоидентичности, мозаичность
действительности составляют определенную фреймовую структуру, подсознательно
близкую каждому пользователю благодаря интуитивной
294
памяти далеких праздников средневековья. Тогда «отрицающий насмешливый момент
был глубоко погружен в ликующий смех материально-телесного возрождения и
обновления. Смеялась «вторая природа человека», смеялся материально-телесный
низ, не находивший себе выражения в официальном мировоззрении и культе» [Там же.
С. 85].
Философы отмечают, что игровое ощущение,
имманентно присущее социокультурному взаимодействию, усиливается в кризисные
эпохи. «Карнавализация окружающей действительности стимулировала карнавализацию
языка», - подтверждают филологи [Костомаров, Бурвикова, 2001. С. 7].
Следовательно, www.udaff.com - одно из
проявлений, даже квинтэссенция процессов, происходящих в обыденной реальности.
Как заметил один из «падонков», «смысл Удава не в том, чтобы овладеть
«албанским» в совершенстве - он в том, чтобы научиться думать своими мозгами». В
контексте разговоров о становлении новой культурной парадигмы и национальной
идеи уже не мало.
Литература
Барлоу Дж.П. Декларация независимости киберпространства // Информационное
общество. М., 2004.
Барт Р. Основы семиологии // Структурализм: «за» и «против». М., 1975.
Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и
Ренессанса. М., 1965.
Жичкина А.Е., Белинская Е.П. Стратегии саморепрезентации в Интернет и их связь с
реальной идентичностью:
http://ihtik.lib.ru/philosarticles_21dec2006/philosarticles_21dec2006_3373.rar
Иванов Д. Общество как виртуальная реальность // Информационное общество. М.,
2004.
Карасик
В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград, 2002. Костомаров В.
Г., Бурвикова Н.Д. Жизнь в мимолетных мелочах. СПб., 2006.
Костомаров В. Г., Бурвикова Н.Д. Старые мехи и новое
вино. Из наблюдений над русским словоупотреблением конца XX в. СПб., 2001.
Марков
Б. Человек в эпоху масс-медиа // Информационное общество. М., 2004. Санников
В.З. Русский язык в зеркале языковой игры. М., 1999.
Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. М., 2004.
295
|
|