Шимон Окштейн
Александр Генис
Фетиши Окштейна
Генис А. Иван Петрович умер. Статьи и расследования. - М.: НЛО,
1999, с. 301-302
С тех пор, как
я впервые увидел женщин Окштейна, прошло лет пятнадцать. Но за прошедшие годы
они, в отличие от всех остальных, нисколько не изменились. Те же хищные
красавицы.
У
них все длинное — ноги, пальцы, сигареты. Даже взгляд их долгий и жуткий, как у
Горгоны. Они нагло смотрят прямо в глаза, зная, что они нам нужнее, чем мы им.
От них не уйдешь, их не забудешь. На холстах Окштейна изображены не сами
женщины, а их власть над нами. Это— яростный триумф эроса над человеком, чувства
над мыслью, иррационального влечения над умом и расчетом.
Главное в живописи
Окштейна — отношения одушевленного с неодушевленным. Мы
привыкли считать незыблемой границу между ними. Как было сказано в «Буратино»,
пациент либо жив, либо мертв. Категория одушевленности не знает сравнительной
степени. Грамматика не позволяет нам прибавлять к живому или неживому туманное
«более или менее». Но стоит оторваться от условной грамматической необходимости
ради честной физиологической действительности, как обнаружится, что вещь не
равна вещи — одна бывает мертвее другой. Неодушевленность может служить маской,
прикрывающей жизнь, полную страстей. В самом деле, разве одинаково безжизненны
верхняя одежда и нижняя? пальто и чулки? купальник и бюстгальтер?
На
картинах Окштейна вещи частично одушевлены, ибо все они снабжены половыми
признаками. Это не натюрморт, но и не портрет. Это — собрание фетишей,
таинственных предметов, заменяющих женщину.
При этом главный фетиш Окштейна —сама женщина. В ней нет ничего
естественного, ничего голого, она вся прикрыта — румянами и помадой, пунцовым
лаком ногтей, ажурными кружевами перчаток, черным нейлоном чулок.
Мы
не видим обнаженного тела. Оно спрятано от нас, как золотой запас в сейфе банка.
Вместо него в ход идет разменная монета сексуальной параферналии. Провокационные
наряды заряжаются от той тайны, которую они скрывают. Их извращенность—в
недоговоренности.
301
Избегая наготы, художник умышленно переносит эротический заряд из природы в
культуру. Именно одежда делает непристойными окштейновских красавиц. Она же
превращает половой вопрос в теологический.
Фетишизм, в сущности, — разновидность религии. Страсть обращена не на
безжизненный предмет, а на тайну. Дразня наше воображение, фетиш намекает на
нее, но никогда не раскрывает. В мире, где все явно, как на нудистском пляже, не
бывает фетишей. Они — обитатели той сумрачной зоны дерзких догадок и несмелых
надежд, что равно чужда и верующему, и атеисту, но хорошо знакома агностику.
В этой сфере разворачивается драма окштейновской живописи. С годами
менялись ее сюжеты, но неизменными оставались действующие лица: вещь и тайна.
Это постоянство позволило картинам Окштейна сохранить эротическую энергию
и тогда, когда с его полотен исчез ее источник—женщина. Вместо нее поздние
работы Окштейна изображают галантерейный набор: шляпа, туфля, сумка, гребешок,
пуговица, наперсток. Но при всей кажущейся безобидности этого прейскуранта, вещи
Окштейна по-прежнему эротичны. Напротив, чем дальше растягивается страсть, чем
большее расстояние отделяет ее источник от изображенного предмета, тем выше
искусство художника. Это-то и отличает наивную порнографию от восточного
сексуального символизма с его поэзией «пустого кимоно», с которой так много
общего у Окштейна.
В
сущности, он художник одной темы, и тема эта — эрос. Что бы ни изображалось на
его картинах, все они «про это». Как солдат в известном анекдоте, который думает
о женщинах, глядя на кирпич, потому что он всегда о них думает, Окштейн занят
исключительно сексуальными переживаниями. Но искусство его не эротическое, а
магическое. Как злой волшебник, Окштейн превращает каждую женщину в вещь; как
добрый — он превращает каждую вещь в женщину.
|
|