Нос
На
этой же странице:
Г. И. Кабакова,
статья "Нос"
из энциклопедии "Славянские древности".
М. М.
Бахтин
М. М.
Бахтин. Творчество Франсуа Рабле и народная культура
средневековья и Возрождения.
М., 1990, с. 350-352.
Коснемся еще одного примера,
приведенного Шнеегансом: карикатур на Наполеона III, построенных на резком
преувеличении носа императора. Гротеск, по утверждению Шнееганса, начинается
там, где преувеличение это принимает фантастические размеры и человеческий
нос переходит в звериный. Мы не будем говорить об этих карикатурах по
существу: все это – поверхностные шаржи, лишенные всякой подлинной гротескности. Но нас интересует мотив
носа – один из весьма распространенных гротескных мотивов и в мировой
литературе, и почти во всех языках (такие выражения, как «оставить с носом»,
«показать нос» и т.п.), и в общечеловеческом фонде бранной и снижающей
жестикуляции Шнееганс правильно отмечает гротескный характер именно перехода
к звериному носу. Действительно, смешение человеческих и звериных черт –
один из древнейших видов гротеска. Но самое значение носа в гротескных
образах Шнееганс не понимает. Нос
в них всегда замещает
фалл.
Знаменитый врач XVI века, младший современник
Рабле, Лоран Жубер, о теории смеха которого мы уже говорили, написал книгу о
народных предрассудках в области медицины [примеч.:
Joubert
Laurant. Erreurspopulaires et propos vulgaires touchant la médicine
et le régime de santé, Bordeaux, 1579]
Здесь он (в книге V, гл. IV)
рассказывает о чрезвычайно распространенном в народе убеждении, что по
размерам и формам носа можно судить о величине и силе производительного
органа. Эту идею высказывает и брат Жан на своем монастырском жаргоне.
Таково и обычное осмысление носа в литературе средних веков и эпохи
Возрождения, связанной с народно-праздничной системой образов. Назовем, как
наиболее известный пример, знаменитую масленичную игру Ганса Сакса «Пляска
носов» («Nasentanz»).
Из всех черт человеческого
лица в гротескном образе тела
существенную роль играют только рот и нос, притом последний как заместитель фалла. Формы головы,
уши и тот же нос приобретают гротескный характер лишь тогда, когда они
переходят в звериные формы или в
формы вещей. Глаза же вовсе
никакой роли в гротескном образе лица не играют. Глаза выражают чисто
индивидуальную и, так сказать, самодовлеющую
внутреннюю жизнь человека, которая
для гротеска не существенна. Гротеск имеет дело только с
выпученными глазами (например, в разобранной нами гротескной
сценке с заикой и Арлекином), так как его интересует все, что
вылезает, выпирает и торчит из тела,
все, что стремится прочь за пределы тела. В гротеске особое значение
приобретают всякие отростки и ответвления,
все то, что продолжает тело и связывает его с другими телами или с внетелесным миром. Кроме того, выпученные глаза потому интересуют гротеск,
что они свидетельствуют о чисто телесном
напряжении. Но самым важным в лице для гротеска является
рот. Он доминирует. Гротескное
лицо сводится, в сущности, к разинутому рту, – все остальное только
обрамление для этого рта, для этой
зияющей и поглощающей телесной бездны.
Гротескное тело,
как мы неоднократно подчеркивали, – становящееся
тело. Оно никогда не готово, не
завершено: оно всегда строится, творится и само строит и творит другое тело;
кроме того, тело это поглощает мир и само
поглощаетсямиром (напомним
гротескный образ тела в эпизоде рождения Гаргантюа и праздника убоя скота).
Поэтому самую существенную роль в гротескном теле играют те его части, те
места, где оно
перерастает себя, выходит за собственные пределы, зачинает новое
(второе) тело:
чрево и фалл. Им принадлежит
ведущая роль в гротескном образе тела; именно они подвергаются
преимущественному положительному
преувеличению – гиперболизации; они могут даже отделяться от тела,
вести самостоятельную жизнь, так
как они заслоняют собой остальное тело как нечто второстепенное (обособиться
от тела может отчасти и нос).
Следующую по значению роль после живота и полового органа играет в
гротескном теле рот, куда входит
поглощаемый мир, а затем – зад.
Ведь все эти выпуклости и отверстия
характеризуются тем, что именно в них
преодолеваются границы между двумя телами и между телом и миром,
происходит их взаимообмен и взаимоориентация. Поэтому и основные события в
жизни гротескного тела, акты телесной
драмы – еда, питье, испражнения (и другие выделения: потение,
сморкание, чихание), совокупление, беременность, роды, рост, старость,
болезни, смерть, растерзание, разъятие на части, поглощение другим телом –
совершаются на границах тела и мира
или на границах старого и нового тела;
во всех этих событиях телесной драмы
начало и конец жизни неразрывно между собою сплетены.
Таким образом, художественная логика гротескного образа
игнорирует замкнутую, ровную и глухую плоскость (поверхность) тела и
фиксирует только его выпуклости – отростки, почки – и отверстия, то есть
только то, что выводит за пределы тела, и то, что вводит в
глубины тела
[примеч.:
Впрочем, эта
гротескная логика распространяется и на образы природы и образы вещей, где
также фиксируются глубины (дыры) и выпуклости]
Горы и бездны – вот рельеф гротескного тела, или, говоря на архитектурном
языке, – башни и подземелья.
Г. И. Кабакова
Славянские древности. Т.3. М., 2004, с. 435-436.
НОС — часть лица, которая в традиционнойкультуре выступает важным каналом связис внешним миром и напрямую соотноситсяс материально-телесным низом. Как и черездругие отверстия человеческого тела, черезН. внутрь тела может проникать нечистаясила и ее «агенты». В качестве таковых чащевсего выступает муха, ср. шуточный диалогс чихнувшим человеком: «Муха в нос! —Сама не влетела, да черт унёс» (гомел.,
Piet.КDР:407).
Подобным проникновением или иным
контактом с мухой, как показывает фразеология, могут объясняться резкие перепады
настроения, вспышки гнева
(словац. mucha mu sedla na
nos 'рассердился', пол.
miec muchy u
nosie, na nosie 'быть в дурном настроении, сердиться без причины'). Выражения типа «с мухами, с мухой в носу»
означают 'быть пьяным' или 'быть колдуном'
(укр., бел.). В з.-слав. языках в этой последней парадигме вместо мух упоминается
черт. С этим представлением, возможно,
связан и рус. запрет сморкаться, не умывшись. Этим же каналом связи, по мнению
влахов, живущих в сев. Сербии, пользуется
душа, покидая тело в момент смерти, ср.
также с.-х.
nositi dušu
u nosu, s dušom u
nosu(об умирающем). Во фразеологии носсвязывается и с состоянием опьянения: бел.
с мухой в носу (о пьяном), рус. карел, с вареным носом, сварить нос 'быть пьяным',
к носу не брать 'не пить'.
Поскольку в соответствии со слав. концепцией тела события внешнего мира так или
иначе «проступают» на поверхности тела,
то по непроизвольным движениям, зуду, покраснению и прочим сигналам судят о предстоящих мелких и важных событиях: ср. рус.
«хороший нос кулак за неделю чует»; нос
свербит — останешься с носом, кто-то тебя
ругает (полес.); сердишься (серб., Вранье);
переносица чешется к покойнику (рус., бел.),
ноздря — к родинам (ярослав.), кончик носа—к вестям или к выпивке, часто на крестинах; чешется внутри носа — «тайные соседские благодеяния», под носом — «мелкая
неблагодарность» (витеб.); если прыщ вскочил на носу — в тебя кто-нибудь влюбится
(рус.). По изменению формы носа узнают
о близкой смерти человека: такими знаками
считаются заострившийся и скосившийся на
бок кончик носа (Заонежье), посинение переносицы у младенца (о.-слав.), ср. также
носом в землю тянет (об очень старомчеловеке) (Карелия).
В народной физиогномике по кончикуноса судят о невинности его обладателя: еслипри нажатии пальцем хрящик раздваивается,значит, девушка или парень уже ее утратили(ярослав., пензен.). По форме и размерамноса судят о мужских качествах его обладателя: чем больше и прямее нос, тем крупнеечлен (рус.), ср. также: «У которого человекаиз носа в рот возгрю (сопли) тянет и плюетчасто, тот яровит (боек, ретив) и плоды сводит в выблядках и ладу не бывает» (с.-рус.,«Собрание нужнейших статей на всякуюпотребу», ок. 1730 г.). Горбатый нос выдаетхитроумного человека, тогда как длинныйкрючковатый выступает как признак нечистой силы — ведьм, богинок, русалок. Яги(про нее сказано: «нос в потолок врос»).Колдун с подобной внешностью способен
436
на свадьбе наслать на жениха «нестоючку»,т. е. импотенцию (Заонежье). Характернойчертой женских духов выступает сопливыйнос (например, Баба Яга или полес.
сопливая баба, которую нужно было поцеловать,войдя в первый раз в лес). Нос возника-ет и в описании колдовских превращений:ведьма мажет нос особым снадобьем и оборачивается сорокой (вят.), ср. также пол.фразеологизмы:
"Носс Лысую гору"
и "Когда в носу свербит, в адупраздник". В то же время маленький нос,отсутствие ноздрей (как у пол. дьявола)или носа также может считаться характернойчертой нечисти (вампир, вила, смерть), ср.
курносая как эвфемизм смерти. Нос и соплимогут соотноситься также и с богатством:бел. мифологический персонаж Белун носитна носу суму с деньгами и просит встречныхутереть ему сопли, за что награждает богатством, ср. также загадку: «Бедный наземькидает, богатый с собой собирает» (отгадка:сопли). |
|