Сеть
Н. И. Толстой
Сеть ( мрежа )
( Этнографический комментарий к древним славяно-русским текстам )
Толстой Н.И. Язык и народная культура.
Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995, с. 234-242.
[В сокращении]
[...] В рукописи XII в.,
хранящейся в петербургской Публичной библиотеке (ныне Российская
национальная библиотека) и описанной И. И. Срезневским, имеется слово, в
котором как бы от лица язычников сказано (л. 127а): «Воздадим и поклонимся
(совершим ритуал) колодцам и рекам и сетям, чтобы получить то, что мы
просим».
.
В другой, более древней рукописи «XIII слов Григория
Богослова» (XI в.), изданной А. С. Будиловичем, в слове X при перечислении
обрядов, не совместимых с христианством (крестьянствомъ), говорится:
«Иной (этот) воздаст и поклонится (совершит ритуал) неводу своему, много
выловившему».
Характерно, что в «Слове о
ведре» сеть упоминается в таком ряду, как источник (колодец) — река —
сеть, а в «Беседе об избиении града» о почитании невода говорится в ряду
с другими ритуалами и верованиями — вызыванием дождя у источника (колодца),
обожествлением рек, присяганием (клятвой) землей (дерном), положенной на
голову, и др. О почитании рек и источников имеется достаточное число древних
и новых свидетельств, часть которых уже нами анализировалась. Что же
касается сети (невода) и ее ритуального употребления у славян, то этот
вопрос до сих пор не рассматривался.
236
Обратившись к славянской «живой старине», т. е. к
еще бытующим или недавно бытовавшим обрядам, можно увидеть, что сеть (невод,
вентерь) у восточных славян, у русских часто использовалась в свадебном
обряде, а у южных и западных славян, македонцев и кашубов — в обряде
погребальном, у хорватов — при масленичном ряжении. Во многих северных
русских губерниях (Новгородской, Онежской, Вологодской, Архангельской) жених
и невеста перед венцом опоясывались по голому телу поясом из невода, сеткою,
снятой с рыбачьих вентерей, или мережкою и так ехали к венцу. Аналогичные
действия производились и в южных губерниях — Воронежской, Орловской,
Саратовской. В г. Павловске Воронежской губ., «провожая жениха с невестою в
храм для венчания, сыплют в обувь мак: если злой человек не перечтет всего,
то их ему не испортить; тогда же молодых перепоясывают по брюху сеточкою,
снятою с рыбачьих вентерей: к перепоясанным так колдун никогда не
прикоснется» .
Можно с большой долей
вероятности предположить, что опоясывание сетью в брачном обряде не только
предохраняло брачующихся от порчи, но и, по дохристианским верованиям,
способствовало деторождению, стимулировало беременность молодой, о чем
свидетельствуют разнообразные обряды опоясывания церквей, икон, крестов,
бесплодных женщин и рожениц .
К приведенному общему
описанию можно добавить некоторые варианты интересующего нас ритуала. Так, в
Тихвинском у. Новгородской губ., когда невесту снаряжали к венцу, надевали
под ее сорочку мужскую сорочку, повязывая ее широким поясом из невода
(запись 1852 г.). В тех же местах нередко весь свадебный поезд опоясывался
под низом рубашки сеткою (запись 1899 г.). В Олонецкой губ. (Пудожский у.)
молодых вели в отдельное помещение или клеть, и, когда те подходили к
постели, «сватья», которая убирала их, валила их спать и связывала им ноги
сетью, «чтобы никто не спортил» (по преданью, «если ворог хочет „спортить"
молодых, то ему надо развязать каждый узелок, а у сети узелков много»)
(запись 10-х годов XX в.). На Пинежье (Архангельская обл.), согласно записям
1986 г., опоясывание сетью по голому телу невесты охраняет от «нечистой
силы» по той причине, что сеть связана «крестиками». Это «объяснение» —
более новое по сравнению с верованием в апотропеическую силу узлов, оно —
явно христианского происхождения. Таковы наиболее яркие образцы из богатой
коллекции примеров, касающихся ритуальной функции сети в русском свадебном
обряде, собранной А. В. Гурой. Приношу А. В. Гуре благодарность за
возможность воспользоваться его материалами.
237
На севере Македонии в Скопской Черной Горе ночью
умершего покрывают рыбацкой сетью, чтобы он не стал вампиром, т. е. «ходячим
покойником», и «чтобы не утащил с собой кого-нибудь». На другом конце
славянского мира, у кашубов, распространено верование, что тот, кто
похоронен с сетью, «должен сначала развязать все узлы на сети, прежде чем
вернуться на землю». Так кашубский материал объясняет северномакедонское
поверье, а попутно и русский охра-нительный свадебный ритуал опоясывания
сетью. Впрочем, такое объяснение давали и сами орловские крестьяне (и не
только орловские!), говоря, что, «когда едешь венчаться, то опояшься
рыболовной сетью и тогда поезжай себе с Богом: никто тебя не испортит,
колдун не подступится. Тогда враг испортит, если развяжет все узелки в сети,
что невозможно». Это же объяснение мы находим в севернорусских заговорах «от
уроков». На Пииеге полагали, что для предотвращения дурного глаза и порчи
есть обереж. Для его исполнения «нать (надо) от сети отрезать да с коноплем
соскать наотмашь (от себя) да начитать слова: „Как от сети узла никто не
может ни розвязать, ни роспустить — ни еретик, ни клеветник, ни завидник,
так же бы рабу божию (имярек) никто не мог бы не исправить, не изурочить"».
Таким образом,
основным символическо-смысловым компонентом сети является узел, который, в
сочетании с другим символическо-смысловым компонентом — множество, объясняет
апотропеическую функцию всего ритуала: узлы не могут быть развязаны и
пересчитаны. Именно поэтому, согласно сведениям, собранным русскими
этнографами в начале нашего века, в свадебном обряде при опоясывании вокруг
тела могли вместо сети употребить веревку или тесьму со значительным числом
завязанных узлов или могли использовать узлы наряду с сетью.
238
До нас дошло несколько старинных свидетельств (XIV—XV
вв.), осуждающих «ворожения» при помощи узлов. Так, в древнерусском «Правиле
святыхъ апостолъ и святыхъ отець», известном под названием правила «Аще
двоеженець», в десятом разделе говорится: «Если кто ходит к колдунам
для того, чтобы ему ворожили, и берет колдовские узлы, пусть не ест мяса и
молока 40 дней...». В другом русском памятнике XV в. — в «Послании
митрополита новгородского Фотия» — указывается: «Также учите их, чтобы
пустых слов («басней») не слушали, колдовских («лихих») баб не признавали,
ни узлов, ни приговоров, ни трав, ни ворожбы и тому подобного, ибо от этого
гнев божий возникает...» ).
Особый интерес представляет
использование сети в масленичном обряде у хорватов в Далмации, в Синьской
Крайне. Там в с. Оток и Удовичичи ходили группы парней с закрытой головой и
обнаженным телом, обернутым только в сеть, несмотря на холодную пору года. В
других селах голые парни с намазанными сажей лицами ходили в накинутых на
плечи одеялах, которые они попеременно то запахивали, то распахивали, чтобы
показать свою наготу. Все это относится к архаическим формам общения с
«нечистой силой» — вернее, способам ее отгона, отталкивания; в данном случае
значимы и нагота, и сеть.
Хорватский масленичный
обряд перекликается с одним фрагментом из русской сказки «Мудрая дева» из
классического собрания сказок А. Н. Афанасьева. В этой сказке рассказывается
о смышленой девочке-семилетке, разрешавшей сложные царские задачи. Последней
и самой трудной задачей была следующая. Царь сказал мужику: «Когда дочь твоя
мудра, пусть наутро сама ко мне явится ни пешком, ни на лошади, ни голая, ни
одетая, ни с гостинцем, ни без подарочка». На что «на другой день поутру
сбросила семилетка всю одежду, надела на себя сетку, в руки взяла перепелку,
села верхом на зайца и поехала во дворец. Царь ее у ворот встречает.
Поклонилась она царю: „Вот тебе, государь, подарочек!" — и подает ему
перепелку. Царь протянул было руку: перепелка порх — и улетела!» [Афанасьев
1985, с. 20, № 328].
239
Важно учесть, что у славян и перепелка, и заяц, и
сеть являются свадебными мифологическими символами, а нередко и атрибутами.
В особенности ярко выражены в этом смысле перепелка и заяц. Как известно,
сказка «Мудрая дева» завершается тем, что царь взял дочь мужика к себе, и
«когда семилетка выросла, он женился на ней, и стала она царицею».
Таким образом, славянская народная символика сети
семантически связана с моментом плодородия (чадородия), брака, а
функционально—с защитой от «нечистой силы», так как сеть обладает узлами, и
притом большим количеством узлов. Неисчислимость узлов входит в один ряд с
неисчислимым песком, маковым семенем, семенем льна «лущика» (в Полесье),
иголками на хвойном дереве и т. п.
Иная символика сети
(невода) и иная функция этого символа наблюдаются в славянской книжной,
христианской традиции. Семантика этого символа базируется на известном
евангельском эпизоде встречи Христа с братьями-рыболовами Симоном,
называемым Петром, и Андреем, закидывавшими сети в Галилейское озеро. Увидав
братьев, Христос сказал: «Идите со мною, и я сделаю вас ловцами человеков. И
они тотчас оставивши сети, последовали за Христом » (Мф 4, 19—20; Лк
5, 1—11). Но еще больше символического смысла содержится в сравнении: «Еще
подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб
всякого рода, который когда наполнился, вытащили на берег и севши хорошее
собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет при кончине века: изыдут
Ангелы и отделят злых из среды праведных» (Мф 13, 47-49).
Таким образом, если в славянской фольклорной
традиции сеть как предмет апотропеического свойства выполняет мифологическую
функцию отталкивания «нечистой силы», то в христианской, древнеславянской
книжной традиции символ сети выступает в функции собирательной,
притягательной к добру, к «правде божьей». В первом из приве-
240
денных выше примеров это «сети добра», а во втором — сеть, вообще собирающая
все, что есть. В ветхозаветной библейской традиции известны и сети зла, сети
нечестивого (Пс 9, 16, 30 и др.; 24, 15 — Очи мои всегда к Господу; ибо Он
извлекает из сети ноги мои; (Иов 19, 6 - Бог обложил меня своею ссетью), при
этом в последнем случае это скорее орудие кары, а не милости божьей, хотя в
христианской традиции и кара божья нередко воспринимается как милость. Сеть
как орудие кары воспринимает и многострадальный Иов. К ветхозаветным
представлениям близка мифологическая символика других восточных религий, в
которых сеть выступает как орудие богов, служащее для ловли людей, для
подчинения и привлечения их к себе. Правда, в иранских мифологических
представлениях сетью, наоборот, вооружен человек, человек-мистик, который с
ее помощью пытается уловить бога, восприять божественное начало. Сеть (dam)
является духовным оружием ангела Пир-Бельямина, посредника между Аллахом и
человеком в иранской шиитской традиции, почерпнувшей многое из персидского
фольклора.
Возвращаясь к
славянскому материалу, укажем еще раз на хорошо в
наше время известный инициал М (ст.-cл.
название буквы мыслете,начальная буква
ст.-сл. мрѣжа)
новгородской Фроловской псалтири № 2 XIV в., хранящейся в Российской
национальной библиотеке. Этот инициал изображает двух рыбаков, держащих сеть
(мрѣжу),
которая внизу завязана узлом и наполнена рыбой. Над головой рыбака, стоящего
справа от сети, написано киноварью: «Потяни корвинь с(ы)нъ»», а над головой
другого: «самъ еси таковъ». Исследователь семантики новгородского
тератологического орнамента Н. К. Голейзовский справедливо видит в диалоге
рыбаков не «едкие замечания», а вторичную символику или зашифровку
христианской символики, согласно которой корвинь сынъ — это теленок,
но не просто теленок, а телец, символ искупительной крестной жертвы. Если
вспомнить, что оба рыбака, впоследствии апостолы Петр и Андрей, были
распяты, первый - в Риме в 67 г., а второй — в Патрах в том же году,
241
становится ясной вторая часть диалога самъ еси таковъ. Диалог,
сопровождающий инициал М в виде изображения двух рыбаков, тянущих
сеть, носит характер предсказания земной судьбы — точнее, последнего
мученического часа этих рыбаков. Надо полагать, что он навеян не только
житием свв. Петра и Андрея, но и тем пассусом в Евангелии от Иоанна, где
помимо описания появления Христа у Галилейского озера и разговора его с
братьями-рыбаками Симоном, называемым Петром, и Андреем есть и пророчество
Христа о том, «какою смертью прославит Бога» апостол Петр (Ио 21, 19).
Возникает мысль: не является ли знаменитый инициал М
из новгородской Фроловской псалтири № 2 образцом своеобразного монастырского
или церковно-писцового фольклора? Такому фольклору могли быть свойственны
традиции тайнописи, и могли быть попытки употребления «символической
тайнописи» путем неоднократного символического кодирования, производства
новых символов на основе уже известных, позволявшие использовать и некоторые
формы и клише народного фольклора вроде «Дурак!» — «Сам дурак». Такое
стилистическое снижение типа «Самъ еси таковъ» вполне допустимо и
возможно, если оценивать его в духе идей Псевдо-Дионисия Ареопагита, если
исходить из того, что само сакральное начало столь возвышенно, что любой,
даже самый священный язык не может приблизиться к нему и тем более достичь
его высоты, и потому об этом начале и обо всем, к нему относящемся, можно
говорить и языком более низким и даже совсем сниженным, ибо по сути это
будет одним и тем же.
Для того чтобы догадки подобного рода были более
правдоподобны и обретали основание, следовало бы составить ряд словарей
символов, которые бы толковали материал разных традиций — древнеславянской
народной, в основном языческой по своему происхождению, древнеславянской
книжной, имеющей несколько культурных напластований, в пер-
242
вую очередь христианское, затем средневековой европейской и, наконец,
индоевропейской. Существующие на Западе довольно многочисленные словари
символов, как правило, носят универсальный, энциклопедический характер,
касаются одновременно различных традиций, разных эпох и разных сфер
искусства, культуры и религии, и потому сведения, содержащиеся в них, обычно
носят самый общий, нередко отрывочный и даже поверхностный характер.
Пример с символикой сети
показывает, что один и тот же предмет (понятие, действие) может иметь
в разных, нередко сосуществующих традициях разную символическую семантику,
разную ритуальную функцию и быть связанным с разными сферами (жанрами)
духовной культуры, фольклора, книжности, религиозных представлений. Именно
связь символа с той или иной сферой устной и книжной словесности существенна
для филолога и историка искусства и культуры.
Первая публикация:
Н. И. Толстой. Этнографический комментарий к древним славяно-русским
текстам. Сеть (мрежа) // Литература и искусство в системе культуры. М.,
1988, с. 122—129.
Иллюстрации:
http://pro.corbis.com
|
|