МУСОР
Собственно-русское изменение первоначального бусор >
мусор ( б > м, ср. диал. мерлога
вместо берлога). Сущ. бусор в значении "хлам, дрянь,
мусор" употребляется в современных диалектах. Бусор - производное с суф.
-ор от сущ. бус - "мелочь, сор, хлам". Слово бусы считается
заимств. из арабск. яз. Слово бисер - заимств. из ст.-слав.
яз. Ст.-слав. бисьръ, в свою очередь - заимствование из тюркск. яз., где
оно является переоформлением арабск.busra -
"фальшивый жемчуг".
Святыня может
стать мусором, мусор - святыней. "Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями, чтоб они не попрали его ногами своими и обратившись не
растерзали вас" (Матф. 7,6). Бусами назывались шарики четок, служащих для
отсчитывания прочитанных молитв.
Домашнему мусору приписывалась апотропейная функция, напр., как средство
от бессонницы: мусор собирали со всех углов дома и сыпали в колыбель или
подкладывали под подушку, заваривали в воде и мыли голову страдающему
бессонницей. Заговорные формулы, избавляющие от бессонницы произносили на пороге
дома, возле окна, печи, на перекрестке и в том числе - на мусорной куче.
В апокрифе "Завещание Иова" (здесь, прежде чем Господь присвоил герою имя
"Иов", он назывался "Иовав", был язычником) Иовав сидит на куче мусора за
пределами города 1.
Мусор мог
ассоциироваться и с вылезшей по весне из земли нечистью: гадами,
насекомыми, болезнями, нечистой силой. У белорусов обычай разжигать огонь на
Благовещение назывался "чистить землю": поджигая мусор, тряпки, старую обувь и
т.п., отгоняли змей. В Болгарии утром на Благовещение мели двор и поджигали
мусор перед домом, хозяйка трижды обходила дом с зажженным факелом и кричала: "Бягайте,
зъми и гущери [ящерицы]!". В
Сербии всю ночь жгли костер и танцевали вокруг него. В Добрудже прыгали через
костер, в котором сжигали мусор. У овцеводов в украинском Закарпатье
запрещается сметать в огонь мусор: по поверью от этого овцы могут заболеть.
Выбрасывание
мусора понимается как его перемещение за границы "своего"
пространства, как способ избавления от того, что считается "нечистым",
вредоносным. Ср., напр., выбрасывание соломы из-под умершего, стружек от гроба,
одежды и вещей покойника или больного в реку, в глухие места, где не ходят люди
и скот. В отдельных случаях семантика отправки на "тот свет" раскрывается через
локусы. Бросание предметов в колодец, в проточную воду, на дерево, на крышу
дома, на кладбище акцентирует внимание на синонимических по своему значению
зонах контактов двух миров (верх-низ, водный рубеж и т.п.).
Разбрасывание мусора,
напротив, символизировало изобилие и служило оберегом от нечистой силы. Солому,
на которой лежал покойник, разбрасывали по засеянному полю, чтобы птицы не
клевали зерен; мусор, скопившийся в доме в пасхальный период, рассыпали по
грядкам, чтобы черви не портили овощей. В целом действия разбрасывания сыпучих
предметов смыкаются с ритуалом осыпания.
Специально расчлененные на
части ритуальные предметы (разорванное чучело, разломанное ритуальное деревце)
старались разбросать как можно дальше, чтобы не дать восстановиться целому,
полностью уничтожить его.
Бросание
предметов вслед кому-л. обычно имело целью обезвреживание опасных контактов и
осмыслялась как профилактическая магия. Напр., бросали соль в спину
удаляющегося человека, подозреваемого в колдовстве; бросали угли из своей печи,
мусор вслед нежелательному посетителю 2.
ССЫЛКИ
1.Издание Завещания Иова: Brock
S.P. Testamentum Jobi // Pseudoepigraphs Veteris Graece. II ed. Leiden,1967.
P.1-59 См. также:
Рижский М.И. Книга Иова: Из истории библейского текста. Новосибирск, 1991,
с.217-228
2. Виноградова Л.Н. Бросать
// Славянские древности. Т.1. М., 1995, с. 264-266
Берил Кук (р. 1927) "Мусорщики"
|
|