МОСТ
В настоящее время существуют две
гипотезы о происхождении этого слова. По мысли Брюкнера, слово *mostъ
образовано от *mesti"бросать" с исходным
значением "то, что брошено, переброшено". Вторая гипотеза исходит из родства
слав. слова с другими индоевропейскими. Слав. *mostъ,
др.-в.-нем. mast "шест, мачта", англосакс.
maest тоже, лат.
mālus "мачта". Одно из значений др.-русск. мостъ -
"палуба". Сам корабль может восприниматься как мост, средство переправы
из одного места в другое (в мифах корабль переносит героя в потусторонний мир).
В христианской традиции церковь ассоциируется с кораблем, спасающим душу
человека и приносящим ее в тихую гавань. Кораблем называлась и
сектантская община, и один из видов радения. Мотив плаванья на корабле
чрезвычайно широко представлен в памятниках хлыстовского и скопческого
фольклора. Судя по всему, именно "хождение кораблем" было наиболее ранней,
исходной формой хлыстовской экстатической пляски 1.
Греч. γέφυρα "мост"; при этом γεφυρίζω - "отпускать шутки, осмеивать, бранить". Значение этого слова
объясняется тем, что во время Элевсинских мистерий при прохождении процессии
через мост в Элевсине народ осмеивал проходивших (карнавальный смех).
Путь души на "том свете"
проходит через мост то в виде тонкого волоса, то бревна, настила и т.п. (часто в
зависимости от греховности души), пролегающего над адом - пропастью, кипящей
смолой (церк.-слав. пькълъ "смола", рус. пекло "ад" -
заимствование из лат. picula - "смола") и т.п.
Грешные души срываются и падают в ад, а праведные проходят в рай.
Брод - общеслав.
производное от глагола *bresti, *bredọ с
доминантным значением "мелкое место на реке"; в значении "брод" встречается и
огласовка бред. Брод - локус, связанный с представлением о переходе души
в иной мир или символизирующий переходное состояние индивида. Соотносится с
двумя жизненными "переходами" души, каждый из которых может сопровождаться
пограничным (ср. рус. диалектное брод "межа, граница") физиологическим
состоянием бреда, стирающим грань сна и яви и совмещающим несоединимые
стихии огня и воды (горячка, испарина, холодный пот; ср. мотив огненной реки).
Эти "переходы" - свадьба или любовное чувство и смерть. В этом смысле брод
является синонимом переправы на пароме (ср. словен. brod -
"паром", серб.-хорв. брод "корабль". Корень брод-
встречается в названиях (болг. бродница, рус., болг. бродник) и
предикатах (бродить), свойственным мифическим персонажам типа ведьмы и
некоторым другим, в частности ходячим покойникам, души которых, не обретя покоя
на "том свете", остаются в пограничном состоянии ("бродят"). Ср. также
названия ряженых (болг. брóник "небольшая группа
ряженых, которая ходит и пугает по ночам") и членов социума, живущих асоциальной
жизнью (рус. бродник "бродяга из ссыльных", бродяга) 2.
Мост
символизировал брак. Символика брака как перехода выражается в различных
действиях, связанных с преодолением препятствия, границы (ср. перепрыгивание
девушек через сани, чтобы выйти замуж; переезд, переступание, перепрыгивание
молодых через огонь, костер, угли по пути к венчанию; петербургская традиция:
новобрачные целуются в то время, когда экипаж (сегодня - машина) переезжает
через мосты). Символами брака являются различные действия соединения и
скрепления. Соответственно при разводе у вост. славян разрывали или разрезали
полотенце (над проточной водой, на перекрестке). Согласно старинному
нижнелужицкому свидетельству, мужа-прелюбодея казнили пригвождением к мосту, а
неверных жен продавали как невольниц 3.
ССЫЛКИ
1. Панченко А.А. Христовщина и скопчество: фольклор
и традиционная культура русских мистических сект. М., 2002, с.293.
2. Агапкина Т.А. Терновская О.А. Брод
// Славянские древности. Т.1. М., 1995, с.263
3. Müller E. Das Wendetum in der
Niederlausitz. Kottbus, 1894, s.24
Иллюстрации:
http://pro.corbis.com
|
|