Месячные
Т.А. Агапкина
Славянские древности.
Этнолингвистический словарь под ред.
Н.И.Толстого. Т. 3. М., 2004, с. 241-245.
МЕСЯЧНЫЕ — в народных представлениях состояние, в котором женщина считалась «нечистой» и опасной, подвергалась
изоляции и вынуждена была ограничить свои
социальные связи и хозяйственную деятельность.
Основные названия месячных представлены несколькими группами. Во-первых,
это лексемы, обозначающие предметы женской одежды, и их производные, что определяется традиционным восприятием одежды как символического двойника человека, ср. рус.
рубаха, рубашечно, платным
мается, укр.-полес. сорочка напала, сорочане лихо. укр.
кошуля, серб. имати
халине и др. Еще большую близость к
женщине обнаруживают названия типа «на
себе», «иметь/носить на себе», ср. макед.
жена има на себи, болг. ше ти доиде окъло и др. Следующая группа
названий включает лексемы со значением
«мытье», «мыться», «стирать» и соотносится
с обычаями омовения, мытья и стирки белья
по окончании регул, ср. рус. моется, отмылась (об окончании регул или вообще об
их прекращении с возрастом), укр. мытва;
а также производные от *рьr- с тем же значением, ср.: укр.
жiнка пэрэться, болг.
дошло му праньето, се переш и др. Группа однотипных названий
указывает на периодичность регул и мифологически осмысляемую их связь с лунными
фазами, ср. др.-рус. месячина, месячная
нечистота, пол. miesiączka, чеш.
mecične и др. Значительную группу названий составляют термины со значениями «порядок», «срок», «время», «период времени», «обычай», ср. в.- и ю.-слав.
названия типа рус. регулы, время, носить времянное, макед.
изгубила време и др.Часть
этих и других терминов используется одновременно и для обозначения определенного периода в жизни женщины — перио-
242
да расцвета, брака и деторождения, ср.
з.-бел.-полес. вашла
ў годы (о девушке,
у которой появились регулы), з гадоў выходылась
ўже (о старухе). Во всех слав.
языках для обозначения месячных использовались
названия, восходящие к *kvĕt- и синонимичным ему *kras- и *červ-, которые мифологически ассоциируются с красным цветом,
красотой и цветением, ср. рус. цвет, укр.
кветки на рубашке, закарпат. цвит прыйшоў, серб.
месечни цвет, цвет се
jави, жена веħ
прецветала, хорв. svoj
cvit,а также рус. и укр.
краски, краски начали
ходить и т. п. Известны также эвфемистические термины
типа рус. эти дела, така стала, серб. оно,
болг. такива и др., а также составные
наименования с возвратным местоимением
«свой», «своя», «свое» типа «свой час», «свое
время», «свои дела», «свой цвет» и т. п.
У вост. славян встречаются редкие этиологические предания о происхождении
месячных. Согласно укр. и бел. легендам,
Богородица, родив Иисуса, положила свою
окровавленную рубашку в горшок и велела
служанке, не открывая его и не разглядывая рубашки, бросить горшок в реку; любопытная служанка открыла горшок, заболела
сама, и с тех пор все женщины раз в месяц
имеют месячные очищения, называемые «сорочкой».
Появление первых регул, обозначающее наступление половой зрелости,
было важнейшим физиологическим рубежом
в жизни женщины и оформлялось специальными обычаями и регламентациями, входящими в систему слав. посвятительных
обрядов, позволяющих девушке перейти в
категорию молодежи брачного возраста,
получить права взрослых девушек, носить
их одежду и украшения и т. п.
Изредка можно встретить специальные
названия, используемые для обозначения
наступления у девушки первых регул, ср.
укр.-полес.
ўже
ўходыт
ў дыўкы, болг.
стонала е вече мома, бел.-полес. маладое, а также табуистические выражения типа
болг. магарето е ритнало [осел ее лягнул],
клюцна я пeтело [ее клюнул петух],
църното котле те жъгнуло [черный котелок тебя
обжег]. Достижение физиологической зрелости приводило к трансформации облика
девушки: считалось, что с этого момента она
перестает расти и начинает полнеть, обретать
пышные формы, ср. болг. понапълняласи, рус.
налилась.
Во время первых регул предпринимались
некоторые действия, призванные обеспечить
красоту и счастье девушки. Часто девушку
в это время слегка били по лицу и мазали
щеки месячной кровью, чтобы она была
румяной и красивой, чтобы ее любили парни
и т. д. (рус., бел., серб.). В вост. Польше
мать, ударяя дочку по лицу, громко ухала,
чтобы девушка была румяной и здоровой.
Появление первых месячных связывалось и с будущим материнством. Белорусы верили, что
у девочки, у которой месячные начались очень
рано, будет много детей. У сербов воду после
стирки белья от первых регул выливали под
плодовое дерево, чтобы девушка была плодовита.
Многочисленны правила, регулирующие поведение девушки во
время первых месячных и тем
самым обеспечивающие их относительную
безболезненность, регулярность и предупреждающие их возможные негативные последствия. В зап. Сербии первые
месячные тщательно скрывались девушкой от посторонних,
поскольку посредством месячной крови на
нее могли навести порчу или наслать любовную тоску. У русских о первых регулах
девушка предпочитала никому не говорить,
иначе бы месячные случились у нее в первый день
свадьбы. Однако обычно о наступивших
регулах девушки рассказывали старшим женщинам в доме, от которых и получали необходимую помощь и объяснения. В с.-вост.
Сербии, когда девочка замечала регулы в
первый раз, она должна была выбежать на
улицу и трижды посмотреть на свою запачканную рубашку и на солнце, чтобы и
месячные
длились у нее три дня. С той же целью
в зап. Болгарии девушку заставляли трижды обойти вокруг стульчика, затем смазать
его ножки месячной кровью и трижды перепрыгнуть через него. Во Владимирской
губ., чтобы ограничить число дней при месячных,
мать девушки, у которой впервые случились регулы, стирала ее рубаху, после чего
этой водой окатывала два-три бревна, чтобы девушка в дальнейшем носила платное
не более трех дней. В вост. Польше такую
воду выливали в то место, где сходятся
три забора, чтобы месячные «разошлись» на три
части.
243
Специальные обряды, отмечающие
наступление у девушки регул,
встречаются редко. В Орловской губ. при
первых месячных в гости к девушке собирались
все женщины села, пировали и, расстелив
на полу рубашку девушки, плясали на ней.
Во Владимирской губ. девушки играли в
молодые, т. е. устраивали девушке символическую свадьбу, отмечая ее переход в группу молодежи брачного возраста. Из старших девушек выбирали для нее «жениха» и
оставляли их на ночь вдвоем «молодиться».
Там же при появлении регул подруги выносили девушку в снег, обливали ее рубаху
водой и даже поджигали ее, что отражает
представление о регулах как периоде женской «нечистоты».
Наступление физиологической зрелости
отражалось в изменении манеры поведения
и походки девушки, а также ее одежды.
В Сербии в первый большой праздник после
наступления у девушки месячные она приходила
к месту общего сбора в сопровождении
матери, одетая уже как взрослая девушка,
в свое первое шелковое платье, которое
с этого момента родители шили ей ежегодно
до самой свадьбы. После наступления месячных.
девушка начинала пользоваться белилами
и румянами, в ее костюме появлялись нижняя юбка, понева (надевание которой на девушку составляло особый ритуал), полотенца
и фартуки, девичьи украшения, лента в косе,
а у русских — также и красные вставки
на рубахе (т. н. пельки), ср. о состарившейся
женщине: перестала красные пельки носить.
Окончательное прекращение месячных (когда женщина «теряла свой
цвет», «переставала цвести», «выходила из
годов») переводило ее в иную возрастную
категорию и изменяло характер участия в
социальной и ритуальной жизни (например,
женщина, у которой по возрасту кончились
месячные, могла стать повитухой).
Поведение женщины во время месячных регламентировалось целой системой запретов, относящихся к разным сторонам повседневной и праздничной жизни. Женщине
во время месячных запрещалось посещать церковь,
ходить на кладбище и показываться перед
иконами (или мыть их), пить святую воду,
принимать святое причастие, получать благословение, печь просфоры, целовать крест
или священные книги, заправлять масло в
лампаду, сидеть под иконами в красном углу,
ходить на Крещение к Иордани, посещать
кладбище на Радуницу и т. п. Указания на
эти ограничения встречаются в др.-слав.
книжности среди исповедальных вопросов
начиная с XIII в.; нарушение этих запретов
каралось со стороны церкви значительным
числом земных поклонов, а также длительным постом. Это должно было охранить
церковные таинства и саму церковь от негативного влияния женской «нечистоты». В народе считалось, что у нарушившей названные
установления женщины вырастет борода,
будут трудные роды, а месячные будут наступать
каждый праздник.
Ограничивались ритуальные функции
женщины во время месячных: она не могла быть
крестной матерью и участвовать в праздничных трапезах, совершаемых в первые дни
жизни новорожденного (например, в болг.
обряде «повойница»), посещать роженицу,
готовить для этих женских праздников обрядовые хлебы и другие блюда и т. п., иначе
ребенок страдал бы от экзем и других кожных болезней или вообще вырос неполноценным. Чтобы обезопасить новорожденного
от женской «нечистоты» и проистекающей
от этого опасности, в такие дни под порог
дома подкладывали железные предметы,
чтобы «нечистые» женщины, перешагнув
через них, лишались своей вредоносности,
а также вывешивали у входа в дом кусок
красной ткани, чтобы урочливые взгляды
нечистых женщин прежде останавливались
на ярком пятне, а не на ребенке.
Ограничивалось и повседневное общение женщины: ей запрещалось быть дружкой на свадьбе, посещать посиделки (чтобы
не «заразить» регулами других их участниц);
общаться с пастухом из-за опасения навредить скоту; купаться в бане или в реке вместе
с другими женщинами; стоять с кем-либо
на одной половице и даже сидеть на одной
лавке.
Женщине во время месячных запрещалось
принимать участие в разных видах хозяйственной деятельности, но прежде всего в
тех, которые нацелены на созревание (культурных растений) и ферментацию: ей нельзя
было сеять и пахать (или даже просто готовить еду для участников этих работ), сажать,
полоть и собирать овощи, виноград, плоды
244
с деревьев, сидеть на мешках с зерном,
а нарушение запретов грозило гибелью урожая от полевых вредителей и непогоды;
а также переступать через домашних животных, приближаться к пасеке, а также иметь
какое-либо отношение к выращиванию, замешиванию или выпечке хлеба. Строго возбранялось приближаться к охотничьему и
рыболовному инвентарю, чтобы не «испортить» его. «Нечистой» женщине нельзя было
квасить капусту и солить огурцы и сало: они
вышли бы мягкими, т. е. в них не прошел
бы нормальный процесс ферментации.
Запрет распространялся на множество
других видов домашней и хозяйственной
деятельности: нельзя стирать чужую одежду
(человек, ее надевший, заболеет), сновать
и ткать (одежда и полотно будут непрочными), изготавливать глиняные формы для
выпечки хлеба (они будут биться, в них
не станет удаваться хлеб), собирать или полоть лен, набирать воду в источнике, переступать через детей и домашних животных,
ездить верхом, белить хату, приближаться
к строящемуся дому и т. п.
Кровь от месячных, как и после дефлорации
и родов, а также женское белье тщательно
скрывались от посторонних глаз, иначе это
могло бы повредить женщине (месячные станут
нерегулярными, длительными и болезненными, или, напротив, их могут «украсть»),
а также потому, что эту кровь могли использовать для порчи; воду после стирки
белья выливали там, где никто не ходит,
и т. д. Категорически запрещались половые сношения и венчание во время месячных,
поскольку они могли привести к тому, что
родившийся ребенок станет вампиром, волколаком, ведьмой, а сам брак будет недолговечным.
Месячные и магия. Символическая связь женского «цветения» и цветения растений лежит в основе многочисленных магических практик, направленных на
предотвращение беременности. С помощью
рубахи, которую женщина носила во время
месячных, или воды, в которой ее стирали, избегали беременности: лили эту воду в печь,
тем самым символически запекая плод; закапывали в землю воду из-под мытья и
рубаху со следами месячной крови; добавляли ее в корм собаке или свинье (то же
делали, чтобы избавиться от слишком обильных месячных).
Та же связь обусловила магические средства, применяемые для избавления от регул
или для их вызывания. В Сербии женщина,
желавшая надолго избавиться от регул, весной, в период цветения роз мылась по окончании
месячных и выливала эту воду под цветущий
куст в надежде, что в следующий раз она
будет иметь месячные («свой цвет») только тогда,
когда розы вновь зацветут. При отсутствии
регул женщины прибегали к «обмену» с цветущим растением. В Сербии женщина выливала воду после омовения под цветущую
красную розу и говорила: «Ружо, румена, даjти мени твоjе црвенило, ево ти моjе белило» [Роза красная, дай мне свою красноту,
вот тебе моя белизна!].Одним из наиболее известных способов избавления от регул или их облегчения было
символическое разделение месячных на несколько
частей и избавление от всех них, кроме
одной, оставляемой для себя. На Полтавщине при слишком обильных регулах женщина
шла к реке прямо в грязной рубахе и, набрав
воду мужской ложкой, дважды выливала ее
в реку со словами: «О це чуже и це чуже»,
а третий раз лила ее себе в подол и говорила:
«О це мое»
Для провоцирования обильного цветения
у ряда культурных растений (картофеля,
жита, неплодоносящих деревьев) их иногда
специально поливали водой, в которой мылась женщина после месячных., «передавая» им
способность к «цветению». Напротив, в других случаях воду, в которой стирали белье
со следами «нечистых» месячных очищений,
подливали в сад или в корм скоту, наводя
таким образом порчу на хозяйство врага или
соседа. Месячные как средоточие женского естества
широко использовались в любовной магии:
кровь по капле добавляли в питье и пищу,
которыми привораживали мужчин. Иногда
месячные использовались в апотропеических целях.
На Житомирщине посевы льна и капусты
обмахивали рубахой со следами месячных, чтобы
на посевы не нападали гусеницы. В зап.
Сербии рекруту, отправляющемуся на войну,
зашивали в одежду кусочек окровавленной
женской рубахи, чтобы помочь ему избежать
пули.
В фольклоре известен мотив о вырастании цветущих растений, например герани (болг.), из капель менструальной крови,
оброненной на землю Богородицей после
рождения Иисуса.
|
|