Анри
Матисс
... точность не есть правда
А. Матисс
Критик Леон Воксель, увидев на Осеннем салоне 1905
года полотна Матисса и его друзей вокруг
классицистической статуэтки А. Марке, произнес:
"Донателло среди диких зверей" ("Donatello
parmi les fauves"). Именно тогда группа
художников во главе с Матиссом получила прозвище "фовисты"
- "дикие".
1907 год. Папа Римский официально осуждает Новейшее искусство.
Матисс не раз прибегал к сравнению рисунка с акробатикой или танцем, имея в виду
ритмико-пластическое единство изображения. Рисунок синтезирует ряд
выразительных движений, причем особенно важна здесь непрерывность перехода,
перетекания одного пластического жеста в другой. Фигурально выражаясь, если
потянуть за одну из линий матиссовского рисунка, в движение придут все
остальные, ибо здесь нет изолированных линий; так, потянув за ветку дерева, мы
приводим в движение всю крону. Отсюда и значение арабеска в композициях мастера.
На картине "Фрукты, цветы, панно "Танец"" (1909) в игру вступают плоскость и
пространство. На подобном же эффекте строится и "Танец вокруг настурций"
(1912). И в этой композиции Матисс использует авто-цитату. И здесь фигуры
танцовщиц отделяются от стены и совершают свой танец, паря в пространстве вокруг
кувшина с цветами, как некоего алтаря искусств. В мастерскую художника входит
хоровод, живопись кружится в танце рука об руку с поэзией и музыкой.
Картина "Напротив двери..." написана в год начала 1-й мировой войны.
|