Мейл-арт
Юрий Гик
Идеология и тематика мейл-арта
(на материале
названий выставок и лозунгов со штампов)
Художественный текст как динамическая система //
Матер.
межд. науч. конф., посвященной 80-летию В.П. Григорьева /
Ин-т
русск. яз. им. В.В. Виноградова РАН. Москва, 19-22 мая 2005. - М., 2006, с.
193-204
Мейл-арт-сеть - это международное
некоммерческое арт-движение, существующее с 1950-х годов. В своей деятельности
художники-участники сети интенсивно используют средства коммуникации: прежде
всего обычную и электронную почту. В последние годы интерес к мейл-арту в России
резко вырос. Этим направлением заинтересовались государственные галереи и музеи
Москвы и Санкт-Петербурга - в 2003-2004 годах выставки мейл-арта прошли в музее
Маяковского (Москва), музее декоративно-прикладного искусства (Москва),
L-галерее (Москва), Центральном музее связи (Санкт-Петербург).
Санкт-Петербургскую выставку сопровождал каталог, в котором статью о мейл-арте
написал один из ведущих российских искусствоведов, заведующий отделом новейших
течений искусства в Русском музее Александр Боровский - то есть на мейл-арт
обратили внимание серьезные искусствоведы. За последние 3 года в Россию
приезжали с выставками, мастер-классами и лекциями о мейл-арте иностранные
художники, более 20 лет работавшие в сети: Питер Кюстерманн (Германия), Джон
Хелд младший (США), Хеннинг Миттендорф (Германия). Сейчас мейл-арт-выставки
готовятся во многих городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Архангельске,
Екатеринбурге, Челябинске и Йошкар-Оле. Появилось множество журнальных
публикаций о мейл-арте, причем по содержанию они все больше отходят от простого
описания мейл-арт-сети в сторону актуальной для движения проблематики.
Изначально мейл-арт-сеть формировалась как некий зонтик, объединивший множество
новых и популярных в третьей четверти двадцатого века направлений современного
искусства: концептуализм, бук-арт, визуальная поэзия, видеоарт, компьютерное
искусство, боди-арт и т. п. Такая историческая природа мейл-арта породила
путаницу на уровне его содержания. Многим художникам было очевидно, что мейл-арт
не исчерпывается декоративными конвертами и открытками, которыми они обычно
обменивались. Теория, что главным в мейл-арте является простая коммуникация
(всех со всеми по аналогии с одноранговой компьютерной сетью), также является
неубедительной в силу того, что работающих в сети художников объединяют общие
взгляды на многие вопросы социально-политической жизни, то есть свобода
поведения, тем работ и выставок очевидно ограничена. Далеко не все художники
приветствуются в сети. Известны случаи изгнания художников из
мейл-арт-бюллетеней за некорректное поведение. Наиболее известным запретом на
темы является запрет на человеконенавистнические темы: фашизм, расизм. Мейл-арт
не является также и четко выраженным художественным стилем. Популярные коллажи и
смешанные техники, которые многие считают визитной карточкой мейл-арта, являются
на самом деле следствием, с одной стороны деятельности Рэя Джонсона
(американского художника, одной из главных фигур сети; коллажи были основной
техникой, в которой работал Рэй), с другой стороны демократизации, прошедшей в
сети в конце 1970-х: коллаж -один из самых демократичных и доступных жанров в
современном искусстве, не требующий специальной подготовки и оборудования.
193
Обращение к родственным направлениям в
современном искусстве тоже мало чем может помочь, поскольку мейл-арт сознательно
дистанцируется насколько это возможно от коммерческих направлений искусства, а с
некоммерческими сравнение затруднено вследствие сложности устройства самого
мейл-арта. Например, видеоарт очевидно ограничен экспериментами с видео, а
мейл-арт не лимитируется только экспериментами с почтой: существуют, например,
мейл-арт-конгрессы, с почтой никак не связанные напрямую.
Ситуацию с определением
предмета мейл-арта запутывают и статьи в каталогах выставок, где обычно
декларируется полная свобода мейл-артистов в выборе тем и т. п. Например, в
каталоге выставки «Остров Мира» (Южная Корея, 2001) Джон Хелд младший
утверждает, что идея Дюшана о том, что все что угодно можно считать искусством,
является концептуальной основой мейл-арта, а предмет мейл-арта (что это такое и
чем он действительно занимается) можно определить только практикой. Эти
соображения не кажутся убедительными, а сами мейл-артисты из-за существующего
разрыва на уровне деклараций и практики о предмете мейл-арта часто попадают в
забавные ситуации.
Например, в одной
электронной конференции, посвященной мейл-арту, один художник стал просто
вставлять в каждую реплику других художников свой спам. Это не понравилось
большинству мейл-артистов. Возникла дискуссия, где как раз обсуждался разрыв
между декларируемой свободой и реальными ограничениями, которыми руководствуются
на практике.
Я поставил задачу
прояснить эти вопросы, попытаться найти предмет мейл-арта, исходя из практики -
того, что реально было сделано, а не деклараций. Также хотелось бы понять
механизм возникновения и устойчивости мейл-арт-сети (это очевидно самое
длительное арт-движение, по крайней мере, в XX веке), а также развеять бытующие
мифы об аморфности и всеядности мейл-арта на идеологическом уровне.
Для решения своей задачи
я обратился к фактическому материалу: прежде всего, к названиям выставок, взятым
за максимально возможный временной период. Другим источником материала является
коллекция оттисков резиновых штампов, используемых художниками мейл-арт-сети в
основном для украшения своих работ, в т. ч. и конвертов. Эти штампы часто
содержат какой-либо текст (законченная фраза, возможно наряду с визуальной
составляющей), который на самом деле является лозунгом. Поскольку эти штампы
художники применяли часто (фактически, эти штампы являлись подписью и визитной
карточкой художника), то эти отпечатки являются ценным свидетельством идей,
популярных в мейл-арт-сети.
Названия выставок я
выбирал по двум источникам: книге Джона Хелда младшего «International Artist
Cooperation Mail Art Shows, 1970-1985» (IACMAS) и списку выставок, в которых
участвовал непосредственно, с 1994 по 2004 годы. Ранее 1970 года
мейл-арт-выставки не проводились.
Необходимо отметить
сложность поиска достоверной информации о выставках мейл-арта, поскольку
какой-либо регистр, учитывающий эти выставки отсутствует, а сама сеть
действительно децентрализована и не имеет иерархии. Книга Хелда (IACMAS)
является результатом его многолетнего
194
проекта, в ходе которого он, помимо описания собственного архива, собирал
информацию от других художников сети. Эта книга (IACMAS) является лучшим
источником информации, а Хелд считается авторитетным специалистом по этому
периоду мейл-арта. Однако, учитывая открытость мейл-арт-сети, исследование Хелда
ни в коем случае нельзя считать полным и исчерпывающим.
На собственный опыт я могу
опираться, поскольку старался участвовать в максимальном количестве проектов и
почти ничего не отбрасывал по идейным соображениям. Всего в книге Хелда дана
информация о 1070 выставках, в моем списке -131 выставка. Охватываемый временной
диапазон: 1970-1985 гг. и 1994-2004 соответственно.
Оттиски резиновых штампов я брал из проекта
голландца Руда Янсена, показанного в L-галерее в прошлом году. В проекте приняли
участие многие «отцы-основатели» мейл-арт-сети, употребляющие свои штампы с
1970-х. Этот материал как дополняет книгу Хелда и мой опыт, так и заполняет в
какой-то мере образовавшуюся лакуну 1986-1993 гг. Всего я отобрал для анализа 61
лозунг. Автор проекта Руд Янсен является обладателем наиболее полного архива
оттисков резиновых штампов, фигурирующих в мейл-арт-сети.
Тексты, выбираемые художником
мейл-арта для названия выставки или лозунга для штампа служат разным целям.
Очевидно, что текст названия выставки имеет меньшее число свобод, чем текст
лозунга, поскольку рассчитан на людей, совершенно неподготовленных, и его должны
согласовывать с руководством арт-институции, обычно далеком от мейл-арта и
специфики некоммерческого искусства. Тем важнее увидеть общие законы в столь
разнородном материале.
Резиновые штампы. Лозунги
При анализе я стремился найти
какие-то внутренние закономерности в самом текстовом материале, а потом уже
выстраивать схему, а не наоборот - поэтому различные рубрики получились на
разных основаниях, но их получилось объединить в более крупные группы.
Лозунги довольно отчетливо делятся на
две большие части: внутрисетевая (мейл-арт-сеть) проблематика и глобальная
проблематика. В последней выделяется идеологический блок.
Получается, что мейл-арт большое внимание
уделяет внутреннему содержанию. Заметим, что автоинтерес мейл-арта отмечает и Р.
Костелянец в «Словаре авангарда» в статье «MAIL ART» а именно: «одним из
результатов мейл-арт-сети стало формирование альтернативной культуры, называющей
себя «Эфирная Сеть», также интенсивно интересующейся собой как это делали всегда
серьезные художники»1.
----------------------------
1
Kostelanetz Richard. Dictionary of the Avant-Gardes. Chicago Review Press, 1993,
p. 140
195
I. Внутрисетевая проблематика.
Делится на два раздела:
«Специфика для инсайдеров» (т. е. то, что можно понять только изнутри -
небольшой по объему и влиянию раздел, что контрастирует с мнением Хелда в
южнокорейском каталоге) и «Построение культурного объекта», т. е. самой
мейл-арт-сети.
1. Специфика для инсайдеров.
А) События, места и персоны мейл-арт-сети.
Например: «Метасетевой Конгресс 1992»-в
1992 году прошло множество конгрессов мейл-арта в Европе и Америке, в которых
приняли участие сотни мейл-артистов;
«Сделано в Тильбурге» - город, где
живет голландский художник Руд Янсен, автор штампа;
«Коллаж псевдо Рэя Джонсона» -
Рэй Джонсон (американский художник, один из основателей мейл-арта) часто
использовал коллажи вида «псевдо-» <Имя известного художника>, этот же прием
употребили и по отношению к Рэю;
«Больше не надо неправильного
мейл-арта от ПЛГ» - ПЛГ - псевдоним мейл-артиста.
Последний текст юмористический, поскольку декларируя свободу, понятие
«правильного» или «неправильного» мейл-арта субъективно, произвольно.
Такие штампы использовались в основном для фиксации, документирования и
распространения информации об определенных событиях, а также в целях
саморекламы.
Б) Неологизмы.
Например: «Celebrate the New
Millenium with Correspondance» - игра: «Correspondance» можно перевести как
танец корреспонденции;
«TAMned to be a tourist» -
Damned - проклят (быть туристом), ТАМ (Travelling Art Mail - путешествующее
почтой искусство) - псевдоним голландца Руда Янсена.
Небольшой объем раздела говорит о целевой аудитории читателей этих лозунгов - в
данном случае, опытных мейл-артистов. Получается, что основные читатели лозунгов
- люди, далекие от мейл-арта, т. е. основная функция лозунгов - рекламная.
2. Построение культурного объекта.
В этот раздел вошли концепты в сжатой
форме, определения, правила игры, призывы к неофитам и т. п. Это ключевой раздел
для понимания механизма мейл-арт-сети и частично его истории.
А) Отрицательное определение объекта.
Например: «Эстетически некорректно»,
«Это не искусство», «Мейл-арт не имеет правил - даже это», «Непригодно для
обрамления», «Это мейл-арт. Играй по своим собственным правилам»,
«Художественное произведение = Нет ценности», «Мейл-арт использует институции на
площадках институций против институций», «Мейл-арт - это глобальная пробка на
дороге культуры», «Псевдоискусство», «Мейл-арт -это не изящное искусство, это
художник, который изящен. Это я».
Целью подобных текстов является
своеобразная расчистка пространства - обычный прием из арсенала футуристов
(можно сравнить с выкидыванием старого искусства с парохода современности у
русских футуристов). Т. е. объявляется, что мы другие, у нас не искусство, а
что-то другое и т. п. (Со временем, разумеется, все входит в оборот современного
искусства). Важно, что
196
эти лозунги (как и
приводимые ниже) принадлежат разным художникам, живущим в разных странах, что
говорит как об идейной общности авторов, так и о коллективном определении тела
мейл-арта (и, соответственно, отсутствии одного автора, на роль которого сейчас
выдвигают Рэя Джонсона). Сам прием отрицательного определения, разрушения,
вплоть до саморазрушения, говорит о близости авторов к идеям анархистов. Такая
первоначальная негативная энергия была особенно полезна на первом этапе
становления сети. Продолжающееся же использование этих лозунгов в настоящее
время говорит о неприятии художниками современного институционально
закрепленного искусства. Также можно сделать вывод, что мейл-арт так и не влился
в современное культурное тело и продолжает бороться за собственное признание.
Б) Культурный
объект находится в идеальном, а не реальном пространстве.
Например: «Другой мир возможен», «Я метасетевик в духовном пространстве», «Сеть
эфирная (реальная) и открытая», «Мейл-арт - это страсть строить мечты», «Эфирная
открытая сеть».
Концепт открытой эфирной сети,
цитируемой в штампах этой рубрики, придумал французский художник Робер Филлоу,
член группы «Флаксус» в конце 1960-х. Его умозрительную конструкцию воплотили в
жизнь мейл-артисты. В этом другом мире нет конкуренции и денег, но есть
демократия и позитивное отношение друг к другу, процветает обмен работами и
идеями, коллективные проекты. В каком-то смысле здесь реализована мечта
Хлебникова о республике художников и поэтов.
В) Правила работы внутри сети.
Например: «Контакт - Обмен -
Документ», «Почтовый ящик-это музей», «Мейл-арт - используй повторно по
собственной воле» (мейл-артисты часто повторно используют свои или чужие работы,
например, в коллажах).
Важно наличие инструкций в текстах
штампов. Поскольку штампы интенсивно использовались в работах, циркулирующих в
мейл-арт-сети, то это давало возможность новичкам сразу учиться правилам игры
как только они знакомились с этим движением - например, на выставке. С помощью
этих инструкций сеть расширяла свое влияние, а также осуществляла регенерацию -
в настоящее время даже самые пожилые мейл-артисты принадлежат второму поколению
мейл-арт-сети, а большая часть - третьему.
Г) Привязка к историческому контексту или знаменитым личностям.
Например: «Почта Дюшана», «Флаксус Гейдельберг»
Здесь фигурируют как стилистические предтечи мейл-арта (Дада, Дюшан), так и его
ровесники (группа «Флаксус»).
Д) Арт-техники,
рожденные внутри мейл-арт-сети.
Например: «Непосредственно из
резиновой страны», «Общество резинового моста», «Почтовая корова, принадлежащая
всем» (Туша коровы, где каждой части приписан художник - своеобразная карта
мейл-арта).
Затронутые темы касаются, в основном, миров альтернативных марок и искусства
резиновых штампов.
197
Е) Призывы заниматься мейл-артом (для неофитов).
Например: «Вступай
в партию мейл-арта сегодня!», «Посылай почтой для удовольствия».
Мейл-арт-сеть не просто открыта, но и
активно вербует новых сторонников. Штампы этой рубрики также служат делу
долголетия сети.
П. Глобальное.
В этом разделе
можно выделить две части: «Идеология» и «Другое».
1. Идеология.
A) Пацифизм.
Например: «Остановите
войну», «Нет оружию в космосе», «Защитим мир во всем мире», «Вообразите мир».
Эта тема является одной из важнейших идей в мейл-арт-сети. Будь то воина на
Фолклендских островах или в Ираке, мейл-артисты всегда выступали за скорейшее
прекращение военных действий, даже если воевало правительство страны художника.
В этом смысле можно говорить даже об антипатриотизме мейл-артистов.
Б) Защита животных.
Например: «Освободите
собак по всей галактике», «Свиная почта. Спаси наш бекон».
B) Идеи, связанные с пищей (вегетарианство и т. п.):
Например: «Сахар - это наркотик», «Приходи к вегетарианству».
Г) Равенство, равные возможности у художников.
Например: «Каждый
мейл-артист - это звезда», «Каждый - звезда в мейл-арт-зоо-парке», «Искусство
жизни / звезды искусства».
Мейл-артисты строили сеть без
иерархии - систему, где у всех художников были бы действительно равные
возможности, всех бы одинаково уважали, независимо от качества работ (критерии
оценки которого в современном искусстве часто конъюнктурны). Как известно, при
проведении мейл-арт-выставок строго действует правило отсутствия жюри и отбора
работ - выставки действительно открыты всем художникам. Единственное, что ценят
в мейл-арт-сети - это активность. Не существует более или менее важного или
знаменитого мейл-артиста, но существуют более или менее активные. Под
активностью понимается не только участие в проектах других художников, но прежде
всего ведение собственных проектов и соответствие их правилам мейл-арта:
демократичность, отсутствие жюри и отбора, высылка участникам обещанной
документации. Важен и статус проекта: место выставки, город, реклама, качество
каталога и т. п. Мейл-артисты ценят хорошие (по стандартам обычного искусства)
проекты, что говорит об их отношению к мейл-арту как к обычному современному
искусству, и это контрастирует с идеями альтернативности/оппозиции последнему.
198
Д) Призыв к социальной активности.
Например: «Твое игнорирование -
это их сила», «Искусство пропаганды».
Здесь мы вплотную подходим к социально-политической составляющей мейл-арта. Из
наличия этой рубрики можно сделать вывод, что мейл-арт имеет социальную позицию.
Более четкую картину мы увидим при анализе названий выставок, где материала на
порядок больше.
2. Другое.
А) Юмор, включая черный.
Например:
«Общество мертвых мейл-артистов»
«Богат и знаменит»
«100% мейл-арт-удовлетворение гарантировано»
«Разрежь или умри!» (имеется в виду техника коллажа)
«Выбирай: стать сумасшедшим или стать художником»
Юмор специфический, касающийся, в основном, ситуации в современном коммерческом
искусстве: слава приходит только после смерти; благосостояние современных
художников оставляет желать лучшего; аллюзии на рекламные лозунги и т. п.
Б) Секс
Например:
«Безопасное резиновое искусство»
Эта тема в мейл-арте
существует в мягкой форме: скорее эротика, чем порнография. Жесткие
порнографические проекты, как и связанные с любыми формами насилия, не
поощряются.
Вывод.
Перечисленный круг идей характерен
для либерального западного сознания - они являются скорее умеренными, чем
радикальными.
Названия выставок
При анализе названий
выставок в книге Хелда изложенная структура сохранилась (за вычетом специфики
названий выставок, невозможных на лозунгах резиновых штампов) и обогатилась
новыми рубриками за счет большего объема материала. Мой список выставок также
уложился в эту расширенную структуру. Это позволяет говорить, что найденная
тематическая структура мейл-арта во времени может только расширяться, а также
является устойчивой к смене формы материала. Т. е. найденная структура по
меньшей мере приблизительно описывает реальную практическую тематику
мейл-арт-сети, как минимум основной костяк. О строгом описании говорить нельзя,
поскольку анализируемый материал не удовлетворяет критериям полноты.
199
Мейл-арт с конца 1970-х годов развивается как международное демократическое
движение - поэтому среди названий выставок популярны общечеловеческие бытовые
темы: «Руки», «Будущее прекрасно», «Давайте пройдемся по магазинам» и т.п. Эти
темы присутствуют в 276 (25.8%) на выставках 1970-1985 (я буду обозначать как
«1985») и 56 (42.7%) 1994-2004 гг (буду обозначать как «2004»). Эти темы
являются выставочной спецификой (штампы с подобными названиями в мейл-арте
невозможны), поэтому они, в общем-то, никак не влияют на общую тематическую
картину.
Результаты сведены в таблицу. Я
бы хотел прокомментировать некоторые уже обозначенные рубрики и рассказать о
новых рубриках.
Внутрисетевая проблематика.
- События, места и персоны мейл-арт-сети
1985: 0.7%; 2004:
4.5%
Возможно, различие объясняется увеличением внимания к возможностям саморекламы в
сети со стороны мейл-артистов. Это можно частично объяснить и ростом влияния
мейл-арта в последние годы, и постепенным признанием со стороны арт-институций.
Например: «Корреспонденция, выставка
писем Рэя Джонсона», «Мяч Рэя Джонсона», «Посылаемый почтой проект Риосуке Коэна».
- Отрицательное определение объекта
Например: «Не было шоу как это шоу», «Пустое шоу», «Искусство - это тюрьма»,
«Пир дураков», «Альтернативная культура», «Разрушь мейл-арт», «Японское
неидентифицируемое искусство», «Проект корзина для бумаг», «Высылай мне твой
личный мусор», «Нет темы, кроме твоей собственной»
1985: 3% 2004: 0%
Важно, что, казалось бы,
отрицательные определения сложно применить в названиях выставок, однако
произошло даже это. Применение таких названий служило мощным приемом привлечения
внимания и вербовки новых сторонников к мейл-арту как направлению искусства.
Здесь мейл-арт продолжает традицию экспансии искусства в другие пространства,
захватывая даже абсолютную пустоту.
- Банальные названия выставок (новая
большая рубрика, специфичная для названий выставок и также не влияющая на общую
картину. Штампы с банальными названиями выставок не практикуются - официоз
художники не любят)
Например: «Мейл Эльб Арт», «Мейл-арт
выставка в Большом Манеже», «Мейл-арт», «Искусство почтой», «Почтовая выставка»,
«Выставка современного нового искусства», «Международная смешанная выставка»
1985: 22.8% 2004: 13%
- Арт-техники, рожденные внутри
мейл-арта
К ним относятся: альтернативные марки и штампы, деньги художников, резюме,
цепочечные письма (письма, которые по почте продолжает каждый художник и
пересылает другому), бизнес-карты художников, билеты художников. Некоторые из
этих техник как марки или штампы стали сейчас самостоятельными жанрами
современного искусства.
1985: 4.6% 2004: 4.6%
200
- Арт-техники и жанры, а также
технологии, рожденные вне мейл-арт-сети.
К ним относятся: визуальная поэзия,
пейзаж, фото, факс, открытки, компьютерная графика, конверты, журналы художника,
бук-арт, видео, стрит-арт, филателия, ксерокс, газеты, аудиокассеты, письма,
керамика, календари, граффити, кино, портреты, футболки, телеграф, телевидение,
коллаж, фроттаж.
Например: «Мейл-арт, штампы, бук-арт, граффити шоу», «Шоу открыток», «Искусство
и компьютеры», «Первое Нью-Йоркское шоу открыток», «Открытки художников»
1985: 11.1% 2004: 4.6%
Этот перечень перечисляет
арт-направления и техники, с которыми мейл-арт пересекается в той или иной
степени. Наиболее тесно мейл-арт переплетается с визуальной поэзией и бук-артом.
Открытки, письма, конверты интенсивно используются в мейл-арте, но в контексте
искусства они выступали и задолго до появления этого вида творчества, а также
выступают параллельно с мейл-артом. Например, далеко не каждая открытка
художника (даже присланная по почте) является мейл-артом. Важна идейная
вовлеченность, поддержка правил, активность художника в других проектах сети.
Это тонкий нюанс, но чрезвычайно важный, особенно в России.
- Правила и
концепты работы внутри сети
Например: «Контакт-Действие», «Коммуникация/Симуляция», «Странная международная
почтовая система», «Действие/реакция почтовое искусство», «Циркулирующее»,
«Встреча искусства корреспонденции», «Коллаборационное», «Пожалуйста, пришли
почтой», «Пожалуйста, проштампуй для меня», «Администрирование», «Искусство как
ритуал», «Оригинальная с только рукодельными работами мейл-арт-выставка»,
«Почтовая цель / шоу мейл-арта», «Верни отправителю», «Акт ответа», «Заполни и
верни», «Почтовая мировая художественная семья», «Сеть», «Лига визуального
ответа», «Провзаимодействуй здесь и отправь обратно», «Вы можете выслать даже
как это»
1985: 4.6% 2004: 3.1%
Подобная тематика имела мощный
образовательный эффект, т. е. это еще одно средство продления жизни сети
мейл-арта. Правила относятся как к последовательности действий художника
(необходимость рассылки приглашений и документации), так и к особенностям
популярных техник: штампы, марки, коллажи, коллективное творчество и т. п.
- Привязка к знаменитым личностям и
арт-движениям Среди имен и названий фигурируют:
Деятели и движения авангарда:
Хлебников, Мохой-Надь, итальянские футуристы, американские абстрактные
экспрессионисты, Дада, авангард, Рембо, Уильям Блейк.
Знаменитые научные и
культурные деятели, а также политики: Кеплер, Кант, Франклин, Мэрилин Монро,
Оруэлл, Уолт Дисней, Джеймс Дин, Нэнси Рейган, Вольтер, Леонардо да Винчи.
Например: «Da2 = !»,
«Открытки Канадада», «Посвященная Бенджамину Франклину выставка почтового
искусства», «Частый мейл-арт (посвящение Марселю Дюшану)».
Наиболее частотно движение Дада, последователем которого мейл-арт себя считает.
Довольно большая частота у слова «Авангард». Персоналиям посвящены единичные
проекты.
1985: 2.7% 2004: 8.3%
201
- Международный характер сети,
большие расстояния (новая рубрика). Возникла с приобретением мейл-арт-сетью
статуса демократического международного движения в конце 1970-х.
Например: «Дальняя коммуникация»,
«Хорошие советы на большие расстояния», «Мировая карта мейл-арта», «Атлас
мирового искусства»
1985: 1.3% 2004 0%
Мейл-арт-сеть (точнее,
Нью-йоркская школа танца корреспонденции Рэя Джонсона) изначально была
международной, но основные акции и встречи в 1950-60-е, а также большая часть
корреспондентов в это время были в США.
- Художественная активность, оригинальность (новая рубрика)
Например: «Искусство - свобода мысли», «Первое
шоу творческой маргинальной филателии», «Первое невозможное мейл-арт-шоу»,
«Область художественной активности».
1985: 1.6% 2004 0.8%
Мейл-арт изобрел несколько новых арт-трендов: в первую очередь, альтернативные
марки и штампы. Также родом из мейл-арта такие популярные в 1980-х движения, как
неоизм и арт-страйк. Последнее изобретение мейл-арта - это художественные
карточки для обмена - аналог денежных пластиковых карточек. Такими
разрисованными объектами в настоящее время модно обмениваться в сети. Многие
художники рассматривают сеть прежде всего как инструмент обмена идеями.
- Маргинальность (гаражные выставки и т. п.) (новая рубрика)
1985: 0.9% 2004: 0.8%
Например: «ИнтерДада 84 Гаражное Мейл-арт Шоу»,
«Первая международная гаражная выставка», «Чердачное международное мейл-арт-шоу»
Появление этой рубрики говорит о доведении до логического конца идеи неискусства:
поскольку это не искусство, то и выставляться оно должно не в тех местах, где
выставляется обычное искусство. Можно рассматривать это и как продолжение идей
Дада и русских футуристов о перемешивании искусства и жизни.
- Дешевое искусство, деньги
(новая рубрика)
Например: «Это только деньги», «Мечты
десятицентового магазина», «Я делаю это для денежного мейл-арт-шоу»
Мейл-арт задумывался как некоммерческая система. Споры насчет взаимодействия
мейл-арта с деньгами не утихли до сих пор. Очевидно, что для крупного проекта
необходимо финансирование. Обычно спонсорами являются государственные институции
или меценаты. Принцип запрета продаж работ на выставках и отсутствия сборов за
участие в выставках с художников соблюдается довольно строго.
1985:0.5% 2004 0%
202
- Темы, характерные
для новых направлений искусства (новая рубрика). Отражает связь мейл-арта с
концептуализмом, актуальным искусством и т. п.
Например: «Документ», «Прибыло сегодня»,
«Художественная документация 77», «Коммуникация как искусство», «03 23 03»,
«Искусство - артефакт», «Идентичный набор», «Отчет художника»
1985:6.4% 2004: 1.5%
Глобальное. Идеология.
Новые рубрики.
Появившиеся здесь рубрики
связаны, в основном, с демократизацией мейл-арта в конце 1970-х. Они уже не
отражают так четко либеральное сознание как в случае штампов. Налицо тенденция к
радикализации мейл-арта в сторону проблем пола или социально-политических
проблем вплоть до социалистических идей. Также отчетливо видна позиция
«зеленых»: экология, защита животных. Заметим, что идеология касается не
абстрактного среднего мейл-артиста. Уместнее говорить о флангах, причем если
фланг центристов-либералов был обнаружен уже при анализе штампов, то здесь
появляется сильный левый фланг (в основном, за счет активности
латиноамериканских художников). Получается, что идеологически мейл-арт является
либеральным движением с небольшим креном влево.
- Экология
Например: «Земля-Терра»,
«Природа - это жизнь. Сохрани ее», «Природа - геометрия - эзотерика» 1985: 1.1%
2004: 1.5%
- Демократия, гуманизм
Например: «Мировой
симпозиум гуманизма», «Для людей», «Художник на службе общества»
1985: 1% 2004: 0%
- Феминизм
Например: «Постеры,
открытки, книги, сделанные женщинами», «Красная горячая женской электрической
энергии мейл-арт-выставка», «Шоу почтового искусства с женскими работами»
1985: 1.2% 2004:0%
- Гей-культура, маскулизм
Например: «Голубое шоу Робина
Кроциера», «Гомосексуализм», «Мужская почта»
1985: 0.3% 2004: 0%
- Социализм, революция
Например: «Коллективная поэма:
Революция», «Капитализм - это зло» 1985: 0.7% 2004: 0.8%
- Солидарность, свобода
Например: «Свободу в
обучении искусству!», «Международный фестиваль солидарности с людьми в
Центральной Америке и Карибском бассейне», «Свобода».
1985: 0.3%, 2004:
0.8%
203
Глобальное. Другое.
- Юмор, сатира
Например: «Надеюсь не просто еще одно
международное мейл-арт-шоу», «Политическая сатира: Постскриптум», «Мертвый
замороженный визуальный дисплей мейл-арт-шоу»
1985: 0.9% 2004: 0%
Новые рубрики
- Музыка (в основном,
выставки в рамках музыкальных фестивалей) Например: «Мунастерок» (Лунный рок),
«Национальный женский музыкальный
фестиваль мейл-арт-выставка»
1985: 0.4% 2004: 0.8%
-Дети
Например:
«Остановите насилие к детям!», «Детский мейл-арт»
1985: 0.2% 2004: 0.8%
- Магия, НЛО и т.п.
Например: «Таро мейл-артиста»,
«Магический огонь», «Мистическое почтовое видение искусства»
1985: 0.4% 2004: 2.3%
- Спорт (эта рубрика
образовалась вследствие проведения мейл-арт-проектов во время олимпийских игр
1984 гг, поскольку у мейл-арта много общего с олимпийскими принципами:
необязательность профессиональной подготовки, атмосфера энтузиазма)
Например: «Олимпийские
игры», «Олимпийские игры, даты Оруэлла и музыка», «Олимпийские кресла»
1985: 0.7% 2004: 0%
Таким образом, удалось
установить, что мейл-арт имеет тематическую и идеологическую структуру. Эта
структура выявляется как в названиях выставок за различные периоды существования
сети, так и в лозунгах штампов. Выявлено примерное процентное соотношение
выставок в рубриках. Выяснилось также, что у мейл-арт-сети коллективный автор, а
не единый, что она обладает определенной гибкостью, а также, что достаточно
сложные правила игры объясняются публике, в том числе и через названия выставок.
Выявленные особенности являются объяснением столь длительного существования
мейл-арт-сети, наряду с демократичностью, децентрализацией и отсутствием
иерархической структуры. Идеологически и политически мейл-арт-сеть либеральна с
небольшим уклоном влево.
|
|