Мейл-арт

 

Юрий Гик

 

Идеология и тематика мейл-арта

(на материале названий выставок и лозунгов со штампов)


Художественный текст как динамическая система //

Матер. межд. науч. конф., посвященной 80-летию В.П. Григорьева /

Ин-т русск. яз. им. В.В. Виноградова РАН. Москва, 19-22 мая 2005. - М., 2006, с. 193-204



        Мейл-арт-сеть - это международное некоммерческое арт-движение, существующее с 1950-х годов. В своей деятельности художники-участники сети интенсивно используют средства коммуникации: прежде всего обычную и электронную почту. В последние годы интерес к мейл-арту в России резко вырос. Этим направлением заинтересовались государственные галереи и музеи Москвы и Санкт-Петербурга - в 2003-2004 годах выставки мейл-арта прошли в музее Маяковского (Москва), музее декоративно-прикладного искусства (Москва), L-галерее (Москва), Центральном музее связи (Санкт-Петербург). Санкт-Петербургскую выставку сопровождал каталог, в котором статью о мейл-арте написал один из ведущих российских искусствоведов, заведующий отделом новейших течений искусства в Русском музее Александр Боровский - то есть на мейл-арт обратили внимание серьезные искусствоведы. За последние 3 года в Россию приезжали с выставками, мастер-классами и лекциями о мейл-арте иностранные художники, более 20 лет работавшие в сети: Питер Кюстерманн (Германия), Джон Хелд младший (США), Хеннинг Миттендорф (Германия). Сейчас мейл-арт-выставки готовятся во многих городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Архангельске, Екатеринбурге, Челябинске и Йошкар-Оле. Появилось множество журнальных публикаций о мейл-арте, причем по содержанию они все больше отходят от простого описания мейл-арт-сети в сторону актуальной для движения проблематики.

 

 

Ray Johnson: Mail Art       Руд Янсен Ruud Janssen Mail Art       Stickers of the IUOMA

 

 

        Изначально мейл-арт-сеть формировалась как некий зонтик, объединивший множество новых и популярных в третьей четверти двадцатого века направлений современного искусства: концептуализм, бук-арт, визуальная поэзия, видеоарт, компьютерное искусство, боди-арт и т. п. Такая историческая природа мейл-арта породила путаницу на уровне его содержания. Многим художникам было очевидно, что мейл-арт не исчерпывается декоративными конвертами и открытками, которыми они обычно обменивались. Теория, что главным в мейл-арте является простая коммуникация (всех со всеми по аналогии с одноранговой компьютерной сетью), также является неубедительной в силу того, что работающих в сети художников объединяют общие взгляды на многие вопросы социально-политической жизни, то есть свобода поведения, тем работ и выставок очевидно ограничена. Далеко не все художники приветствуются в сети. Известны случаи изгнания художников из мейл-арт-бюллетеней за некорректное поведение. Наиболее известным запретом на темы является запрет на человеконенавистнические темы: фашизм, расизм. Мейл-арт не является также и четко выраженным художественным стилем. Популярные коллажи и смешанные техники, которые многие считают визитной карточкой мейл-арта, являются на самом деле следствием, с одной стороны деятельности Рэя Джонсона (американского художника, одной из главных фигур сети; коллажи были основной техникой, в которой работал Рэй), с другой стороны демократизации, прошедшей в сети в конце 1970-х: коллаж -один из самых демократичных и доступных жанров в современном искусстве, не требующий специальной подготовки и оборудования.

193

 

TAM-Bulletin       Mail Art: Dmitry Babenko Anna Boschi Mirta Caccaro       God by Matthew Rose, 1999

 

Обращение к родственным направлениям в современном искусстве тоже мало чем может помочь, поскольку мейл-арт сознательно дистанцируется насколько это возможно от коммерческих направлений искусства, а с некоммерческими сравнение затруднено вследствие сложности устройства самого мейл-арта. Например, видеоарт очевидно ограничен экспериментами с видео, а мейл-арт не лимитируется только экспериментами с почтой: существуют, например, мейл-арт-конгрессы, с почтой никак не связанные напрямую.


         Ситуацию с определением предмета мейл-арта запутывают и статьи в каталогах выставок, где обычно декларируется полная свобода мейл-артистов в выборе тем и т. п. Например, в каталоге выставки «Остров Мира» (Южная Корея, 2001) Джон Хелд младший утверждает, что идея Дюшана о том, что все что угодно можно считать искусством, является концептуальной основой мейл-арта, а предмет мейл-арта (что это такое и чем он действительно занимается) можно определить только практикой. Эти соображения не кажутся убедительными, а сами мейл-артисты из-за существующего разрыва на уровне деклараций и практики о предмете мейл-арта часто попадают в забавные ситуации.

Mail Art        Международная выставка мэйл арта       Mail art from Nicole Eippers


          Например, в одной электронной конференции, посвященной мейл-арту, один художник стал просто вставлять в каждую реплику других художников свой спам. Это не понравилось большинству мейл-артистов. Возникла дискуссия, где как раз обсуждался разрыв между декларируемой свободой и реальными ограничениями, которыми руководствуются на практике.


          Я поставил задачу прояснить эти вопросы, попытаться найти предмет мейл-арта, исходя из практики - того, что реально было сделано, а не деклараций. Также хотелось бы понять механизм возникновения и устойчивости мейл-арт-сети (это очевидно самое длительное арт-движение, по крайней мере, в XX веке), а также развеять бытующие мифы об аморфности и всеядности мейл-арта на идеологическом уровне.


          Для решения своей задачи я обратился к фактическому материалу: прежде всего, к названиям выставок, взятым за максимально возможный временной период. Другим источником материала является коллекция оттисков резиновых штампов, используемых художниками мейл-арт-сети в основном для украшения своих работ, в т. ч. и конвертов. Эти штампы часто содержат какой-либо текст (законченная фраза, возможно наряду с визуальной составляющей), который на самом деле является лозунгом. Поскольку эти штампы художники применяли часто (фактически, эти штампы являлись подписью и визитной карточкой художника), то эти отпечатки являются ценным свидетельством идей, популярных в мейл-арт-сети.

 

Брюс Гренвил Марка Фантиппо                    Айша Камчатка Побережье Черного моря - Маяк - Лестница 2008


          Названия выставок я выбирал по двум источникам: книге Джона Хелда младшего «International Artist Cooperation Mail Art Shows, 1970-1985» (IACMAS) и списку выставок, в которых участвовал непосредственно, с 1994 по 2004 годы. Ранее 1970 года мейл-арт-выставки не проводились.


          Необходимо отметить сложность поиска достоверной информации о выставках мейл-арта, поскольку какой-либо регистр, учитывающий эти выставки отсутствует, а сама сеть действительно децентрализована и не имеет иерархии. Книга Хелда (IACMAS) является результатом его многолетнего
194


проекта, в ходе которого он, помимо описания собственного архива, собирал информацию от других художников сети. Эта книга (IACMAS) является лучшим источником информации, а Хелд считается авторитетным специалистом по этому периоду мейл-арта. Однако, учитывая открытость мейл-арт-сети, исследование Хелда ни в коем случае нельзя считать полным и исчерпывающим.


         На собственный опыт я могу опираться, поскольку старался участвовать в максимальном количестве проектов и почти ничего не отбрасывал по идейным соображениям. Всего в книге Хелда дана информация о 1070 выставках, в моем списке -131 выставка. Охватываемый временной диапазон: 1970-1985 гг. и 1994-2004 соответственно.


       Оттиски резиновых штампов я брал из проекта голландца Руда Янсена, показанного в L-галерее в прошлом году. В проекте приняли участие многие «отцы-основатели» мейл-арт-сети, употребляющие свои штампы с 1970-х. Этот материал как дополняет книгу Хелда и мой опыт, так и заполняет в какой-то мере образовавшуюся лакуну 1986-1993 гг. Всего я отобрал для анализа 61 лозунг. Автор проекта Руд Янсен является обладателем наиболее полного архива оттисков резиновых штампов, фигурирующих в мейл-арт-сети.


        Тексты, выбираемые художником мейл-арта для названия выставки или лозунга для штампа служат разным целям. Очевидно, что текст названия выставки имеет меньшее число свобод, чем текст лозунга, поскольку рассчитан на людей, совершенно неподготовленных, и его должны согласовывать с руководством арт-институции, обычно далеком от мейл-арта и специфики некоммерческого искусства. Тем важнее увидеть общие законы в столь разнородном материале.


Резиновые штампы. Лозунги


        При анализе я стремился найти какие-то внутренние закономерности в самом текстовом материале, а потом уже выстраивать схему, а не наоборот - поэтому различные рубрики получились на разных основаниях, но их получилось объединить в более крупные группы.


        Лозунги довольно отчетливо делятся на две большие части: внутрисетевая (мейл-арт-сеть) проблематика и глобальная проблематика. В последней выделяется идеологический блок.


       Получается, что мейл-арт большое внимание уделяет внутреннему содержанию. Заметим, что автоинтерес мейл-арта отмечает и Р. Костелянец в «Словаре авангарда» в статье «MAIL ART» а именно: «одним из результатов мейл-арт-сети стало формирование альтернативной культуры, называющей себя «Эфирная Сеть», также интенсивно интересующейся собой как это делали всегда серьезные художники»1.
----------------------------

1 Kostelanetz Richard. Dictionary of the Avant-Gardes. Chicago Review Press, 1993, p. 140
195


I. Внутрисетевая проблематика.


         Делится на два раздела: «Специфика для инсайдеров» (т. е. то, что можно понять только изнутри - небольшой по объему и влиянию раздел, что контрастирует с мнением Хелда в южнокорейском каталоге) и «Построение культурного объекта», т. е. самой мейл-арт-сети.


1. Специфика для инсайдеров.


А) События, места и персоны мейл-арт-сети.


       Например: «Метасетевой Конгресс 1992»-в 1992 году прошло множество конгрессов мейл-арта в Европе и Америке, в которых приняли участие сотни мейл-артистов;
        «Сделано в Тильбурге» - город, где живет голландский художник Руд Янсен, автор штампа;
         «Коллаж псевдо Рэя Джонсона» - Рэй Джонсон (американский художник, один из основателей мейл-арта) часто использовал коллажи вида «псевдо-» <Имя известного художника>, этот же прием употребили и по отношению к Рэю;
        «Больше не надо неправильного мейл-арта от ПЛГ» - ПЛГ - псевдоним мейл-артиста.
 

         Последний текст юмористический, поскольку декларируя свободу, понятие «правильного» или «неправильного» мейл-арта субъективно, произвольно.
 

       Такие штампы использовались в основном для фиксации, документирования и распространения информации об определенных событиях, а также в целях саморекламы.
 

Б) Неологизмы.


        Например: «Celebrate the New Millenium with Correspondance» - игра: «Correspondance» можно перевести как танец корреспонденции;
         «TAMned to be a tourist» - Damned - проклят (быть туристом), ТАМ (Travelling Art Mail - путешествующее почтой искусство) - псевдоним голландца Руда Янсена.
 

         Небольшой объем раздела говорит о целевой аудитории читателей этих лозунгов - в данном случае, опытных мейл-артистов. Получается, что основные читатели лозунгов - люди, далекие от мейл-арта, т. е. основная функция лозунгов - рекламная.


2. Построение культурного объекта.


        В этот раздел вошли концепты в сжатой форме, определения, правила игры, призывы к неофитам и т. п. Это ключевой раздел для понимания механизма мейл-арт-сети и частично его истории.


А) Отрицательное определение объекта.


        Например: «Эстетически некорректно», «Это не искусство», «Мейл-арт не имеет правил - даже это», «Непригодно для обрамления», «Это мейл-арт. Играй по своим собственным правилам», «Художественное произведение = Нет ценности», «Мейл-арт использует институции на площадках институций против институций», «Мейл-арт - это глобальная пробка на дороге культуры», «Псевдоискусство», «Мейл-арт -это не изящное искусство, это художник, который изящен. Это я».


        Целью подобных текстов является своеобразная расчистка пространства - обычный прием из арсенала футуристов (можно сравнить с выкидыванием старого искусства с парохода современности у русских футуристов). Т. е. объявляется, что мы другие, у нас не искусство, а что-то другое и т. п. (Со временем, разумеется, все входит в оборот современного искусства). Важно, что
196
 

эти лозунги (как и приводимые ниже) принадлежат разным художникам, живущим в разных странах, что говорит как об идейной общности авторов, так и о коллективном определении тела мейл-арта (и, соответственно, отсутствии одного автора, на роль которого сейчас выдвигают Рэя Джонсона). Сам прием отрицательного определения, разрушения, вплоть до саморазрушения, говорит о близости авторов к идеям анархистов. Такая первоначальная негативная энергия была особенно полезна на первом этапе становления сети. Продолжающееся же использование этих лозунгов в настоящее время говорит о неприятии художниками современного институционально закрепленного искусства. Также можно сделать вывод, что мейл-арт так и не влился в современное культурное тело и продолжает бороться за собственное признание.
 

Б) Культурный объект находится в идеальном, а не реальном пространстве.
 

        Например: «Другой мир возможен», «Я метасетевик в духовном пространстве», «Сеть эфирная (реальная) и открытая», «Мейл-арт - это страсть строить мечты», «Эфирная открытая сеть».


         Концепт открытой эфирной сети, цитируемой в штампах этой рубрики, придумал французский художник Робер Филлоу, член группы «Флаксус» в конце 1960-х. Его умозрительную конструкцию воплотили в жизнь мейл-артисты. В этом другом мире нет конкуренции и денег, но есть демократия и позитивное отношение друг к другу, процветает обмен работами и идеями, коллективные проекты. В каком-то смысле здесь реализована мечта Хлебникова о республике художников и поэтов.


В) Правила работы внутри сети.


         Например: «Контакт - Обмен - Документ», «Почтовый ящик-это музей», «Мейл-арт - используй повторно по собственной воле» (мейл-артисты часто повторно используют свои или чужие работы, например, в коллажах).


        Важно наличие инструкций в текстах штампов. Поскольку штампы интенсивно использовались в работах, циркулирующих в мейл-арт-сети, то это давало возможность новичкам сразу учиться правилам игры как только они знакомились с этим движением - например, на выставке. С помощью этих инструкций сеть расширяла свое влияние, а также осуществляла регенерацию - в настоящее время даже самые пожилые мейл-артисты принадлежат второму поколению мейл-арт-сети, а большая часть - третьему.


Г) Привязка к историческому контексту или знаменитым личностям.

 

        Например: «Почта Дюшана», «Флаксус Гейдельберг»
 

        Здесь фигурируют как стилистические предтечи мейл-арта (Дада, Дюшан), так и его ровесники (группа «Флаксус»).
 

Д) Арт-техники, рожденные внутри мейл-арт-сети.


        Например: «Непосредственно из резиновой страны», «Общество резинового моста», «Почтовая корова, принадлежащая всем» (Туша коровы, где каждой части приписан художник - своеобразная карта мейл-арта).

 

        Затронутые темы касаются, в основном, миров альтернативных марок и искусства резиновых штампов.
197


Е) Призывы заниматься мейл-артом (для неофитов).


           Например: «Вступай в партию мейл-арта сегодня!», «Посылай почтой для удовольствия».


       Мейл-арт-сеть не просто открыта, но и активно вербует новых сторонников. Штампы этой рубрики также служат делу долголетия сети.


П. Глобальное.


           В этом разделе можно выделить две части: «Идеология» и «Другое».
 

1. Идеология.


A) Пацифизм.


          Например: «Остановите войну», «Нет оружию в космосе», «Защитим мир во всем мире», «Вообразите мир».
 

         Эта тема является одной из важнейших идей в мейл-арт-сети. Будь то воина на Фолклендских островах или в Ираке, мейл-артисты всегда выступали за скорейшее прекращение военных действий, даже если воевало правительство страны художника. В этом смысле можно говорить даже об антипатриотизме мейл-артистов.


Б) Защита животных.


          Например: «Освободите собак по всей галактике», «Свиная почта. Спаси наш бекон».


B) Идеи, связанные с пищей (вегетарианство и т. п.):

 

          Например: «Сахар - это наркотик», «Приходи к вегетарианству».


Г) Равенство, равные возможности у художников.


          Например: «Каждый мейл-артист - это звезда», «Каждый - звезда в мейл-арт-зоо-парке», «Искусство жизни / звезды искусства».


         Мейл-артисты строили сеть без иерархии - систему, где у всех художников были бы действительно равные возможности, всех бы одинаково уважали, независимо от качества работ (критерии оценки которого в современном искусстве часто конъюнктурны). Как известно, при проведении мейл-арт-выставок строго действует правило отсутствия жюри и отбора работ - выставки действительно открыты всем художникам. Единственное, что ценят в мейл-арт-сети - это активность. Не существует более или менее важного или знаменитого мейл-артиста, но существуют более или менее активные. Под активностью понимается не только участие в проектах других художников, но прежде всего ведение собственных проектов и соответствие их правилам мейл-арта: демократичность, отсутствие жюри и отбора, высылка участникам обещанной документации. Важен и статус проекта: место выставки, город, реклама, качество каталога и т. п. Мейл-артисты ценят хорошие (по стандартам обычного искусства) проекты, что говорит об их отношению к мейл-арту как к обычному современному искусству, и это контрастирует с идеями альтернативности/оппозиции последнему.

198


Д) Призыв к социальной активности.


         Например: «Твое игнорирование - это их сила», «Искусство пропаганды».
Здесь мы вплотную подходим к социально-политической составляющей мейл-арта. Из наличия этой рубрики можно сделать вывод, что мейл-арт имеет социальную позицию. Более четкую картину мы увидим при анализе названий выставок, где материала на порядок больше.


2. Другое.


А) Юмор, включая черный.


         Например:
«Общество мертвых мейл-артистов»
«Богат и знаменит»
«100% мейл-арт-удовлетворение гарантировано»
«Разрежь или умри!» (имеется в виду техника коллажа)
«Выбирай: стать сумасшедшим или стать художником»
 

        Юмор специфический, касающийся, в основном, ситуации в современном коммерческом искусстве: слава приходит только после смерти; благосостояние современных художников оставляет желать лучшего; аллюзии на рекламные лозунги и т. п.


Б) Секс


           Например: «Безопасное резиновое искусство»
          Эта тема в мейл-арте существует в мягкой форме: скорее эротика, чем порнография. Жесткие порнографические проекты, как и связанные с любыми формами насилия, не поощряются.


Вывод.


        Перечисленный круг идей характерен для либерального западного сознания - они являются скорее умеренными, чем радикальными.

 


Названия выставок


          При анализе названий выставок в книге Хелда изложенная структура сохранилась (за вычетом специфики названий выставок, невозможных на лозунгах резиновых штампов) и обогатилась новыми рубриками за счет большего объема материала. Мой список выставок также уложился в эту расширенную структуру. Это позволяет говорить, что найденная тематическая структура мейл-арта во времени может только расширяться, а также является устойчивой к смене формы материала. Т. е. найденная структура по меньшей мере приблизительно описывает реальную практическую тематику мейл-арт-сети, как минимум основной костяк. О строгом описании говорить нельзя, поскольку анализируемый материал не удовлетворяет критериям полноты.
199

 

        Мейл-арт с конца 1970-х годов развивается как международное демократическое движение - поэтому среди названий выставок популярны общечеловеческие бытовые темы: «Руки», «Будущее прекрасно», «Давайте пройдемся по магазинам» и т.п. Эти темы присутствуют в 276 (25.8%) на выставках 1970-1985 (я буду обозначать как «1985») и 56 (42.7%) 1994-2004 гг (буду обозначать как «2004»). Эти темы являются выставочной спецификой (штампы с подобными названиями в мейл-арте невозможны), поэтому они, в общем-то, никак не влияют на общую тематическую картину.


         Результаты сведены в таблицу. Я бы хотел прокомментировать некоторые уже обозначенные рубрики и рассказать о новых рубриках.


Внутрисетевая проблематика.


       - События, места и персоны мейл-арт-сети

1985: 0.7%; 2004: 4.5%
 

       Возможно, различие объясняется увеличением внимания к возможностям саморекламы в сети со стороны мейл-артистов. Это можно частично объяснить и ростом влияния мейл-арта в последние годы, и постепенным признанием со стороны арт-институций.


        Например: «Корреспонденция, выставка писем Рэя Джонсона», «Мяч Рэя Джонсона», «Посылаемый почтой проект Риосуке Коэна».


        - Отрицательное определение объекта

        Например: «Не было шоу как это шоу», «Пустое шоу», «Искусство - это тюрьма», «Пир дураков», «Альтернативная культура», «Разрушь мейл-арт», «Японское неидентифицируемое искусство», «Проект корзина для бумаг», «Высылай мне твой личный мусор», «Нет темы, кроме твоей собственной»
1985: 3% 2004: 0%


         Важно, что, казалось бы, отрицательные определения сложно применить в названиях выставок, однако произошло даже это. Применение таких названий служило мощным приемом привлечения внимания и вербовки новых сторонников к мейл-арту как направлению искусства. Здесь мейл-арт продолжает традицию экспансии искусства в другие пространства, захватывая даже абсолютную пустоту.


        - Банальные названия выставок (новая большая рубрика, специфичная для названий выставок и также не влияющая на общую картину. Штампы с банальными названиями выставок не практикуются - официоз художники не любят)


        Например: «Мейл Эльб Арт», «Мейл-арт выставка в Большом Манеже», «Мейл-арт», «Искусство почтой», «Почтовая выставка», «Выставка современного нового искусства», «Международная смешанная выставка»
1985: 22.8% 2004: 13%


        - Арт-техники, рожденные внутри мейл-арта
К ним относятся: альтернативные марки и штампы, деньги художников, резюме, цепочечные письма (письма, которые по почте продолжает каждый художник и пересылает другому), бизнес-карты художников, билеты художников. Некоторые из этих техник как марки или штампы стали сейчас самостоятельными жанрами современного искусства.
1985: 4.6% 2004: 4.6%
200


        - Арт-техники и жанры, а также технологии, рожденные вне мейл-арт-сети.
        К ним относятся: визуальная поэзия, пейзаж, фото, факс, открытки, компьютерная графика, конверты, журналы художника, бук-арт, видео, стрит-арт, филателия, ксерокс, газеты, аудиокассеты, письма, керамика, календари, граффити, кино, портреты, футболки, телеграф, телевидение, коллаж, фроттаж.
Например: «Мейл-арт, штампы, бук-арт, граффити шоу», «Шоу открыток», «Искусство и компьютеры», «Первое Нью-Йоркское шоу открыток», «Открытки художников»
1985: 11.1% 2004: 4.6%


          Этот перечень перечисляет арт-направления и техники, с которыми мейл-арт пересекается в той или иной степени. Наиболее тесно мейл-арт переплетается с визуальной поэзией и бук-артом. Открытки, письма, конверты интенсивно используются в мейл-арте, но в контексте искусства они выступали и задолго до появления этого вида творчества, а также выступают параллельно с мейл-артом. Например, далеко не каждая открытка художника (даже присланная по почте) является мейл-артом. Важна идейная вовлеченность, поддержка правил, активность художника в других проектах сети. Это тонкий нюанс, но чрезвычайно важный, особенно в России.


           - Правила и концепты работы внутри сети
Например: «Контакт-Действие», «Коммуникация/Симуляция», «Странная международная почтовая система», «Действие/реакция почтовое искусство», «Циркулирующее», «Встреча искусства корреспонденции», «Коллаборационное», «Пожалуйста, пришли почтой», «Пожалуйста, проштампуй для меня», «Администрирование», «Искусство как ритуал», «Оригинальная с только рукодельными работами мейл-арт-выставка», «Почтовая цель / шоу мейл-арта», «Верни отправителю», «Акт ответа», «Заполни и верни», «Почтовая мировая художественная семья», «Сеть», «Лига визуального ответа», «Провзаимодействуй здесь и отправь обратно», «Вы можете выслать даже как это»
1985: 4.6% 2004: 3.1%


         Подобная тематика имела мощный образовательный эффект, т. е. это еще одно средство продления жизни сети мейл-арта. Правила относятся как к последовательности действий художника (необходимость рассылки приглашений и документации), так и к особенностям популярных техник: штампы, марки, коллажи, коллективное творчество и т. п.


        - Привязка к знаменитым личностям и арт-движениям Среди имен и названий фигурируют:
        Деятели и движения авангарда: Хлебников, Мохой-Надь, итальянские футуристы, американские абстрактные экспрессионисты, Дада, авангард, Рембо, Уильям Блейк.
          Знаменитые научные и культурные деятели, а также политики: Кеплер, Кант, Франклин, Мэрилин Монро, Оруэлл, Уолт Дисней, Джеймс Дин, Нэнси Рейган, Вольтер, Леонардо да Винчи.
         Например: «Da2 = !», «Открытки Канадада», «Посвященная Бенджамину Франклину выставка почтового искусства», «Частый мейл-арт (посвящение Марселю Дюшану)».

          Наиболее частотно движение Дада, последователем которого мейл-арт себя считает. Довольно большая частота у слова «Авангард». Персоналиям посвящены единичные проекты.
1985: 2.7% 2004: 8.3%
201

        - Международный характер сети, большие расстояния (новая рубрика). Возникла с приобретением мейл-арт-сетью статуса демократического международного движения в конце 1970-х.
        Например: «Дальняя коммуникация», «Хорошие советы на большие расстояния», «Мировая карта мейл-арта», «Атлас мирового искусства»
1985: 1.3% 2004 0%

      
         Мейл-арт-сеть (точнее, Нью-йоркская школа танца корреспонденции Рэя Джонсона) изначально была международной, но основные акции и встречи в 1950-60-е, а также большая часть корреспондентов в это время были в США.
 

         - Художественная активность, оригинальность (новая рубрика)
      Например: «Искусство - свобода мысли», «Первое шоу творческой маргинальной филателии», «Первое невозможное мейл-арт-шоу», «Область художественной активности».
1985: 1.6% 2004 0.8%
 

        Мейл-арт изобрел несколько новых арт-трендов: в первую очередь, альтернативные марки и штампы. Также родом из мейл-арта такие популярные в 1980-х движения, как неоизм и арт-страйк. Последнее изобретение мейл-арта - это художественные карточки для обмена - аналог денежных пластиковых карточек. Такими разрисованными объектами в настоящее время модно обмениваться в сети. Многие художники рассматривают сеть прежде всего как инструмент обмена идеями.
 

         - Маргинальность (гаражные выставки и т. п.) (новая рубрика)

1985: 0.9% 2004: 0.8%
      Например: «ИнтерДада 84 Гаражное Мейл-арт Шоу», «Первая международная гаражная выставка», «Чердачное международное мейл-арт-шоу»
Появление этой рубрики говорит о доведении до логического конца идеи неискусства: поскольку это не искусство, то и выставляться оно должно не в тех местах, где выставляется обычное искусство. Можно рассматривать это и как продолжение идей Дада и русских футуристов о перемешивании искусства и жизни.


         - Дешевое искусство, деньги (новая рубрика)
        Например: «Это только деньги», «Мечты десятицентового магазина», «Я делаю это для денежного мейл-арт-шоу»
 

      Мейл-арт задумывался как некоммерческая система. Споры насчет взаимодействия мейл-арта с деньгами не утихли до сих пор. Очевидно, что для крупного проекта необходимо финансирование. Обычно спонсорами являются государственные институции или меценаты. Принцип запрета продаж работ на выставках и отсутствия сборов за участие в выставках с художников соблюдается довольно строго.
1985:0.5% 2004 0%
202


           - Темы, характерные для новых направлений искусства (новая рубрика). Отражает связь мейл-арта с концептуализмом, актуальным искусством и т. п.
       Например: «Документ», «Прибыло сегодня», «Художественная документация 77», «Коммуникация как искусство», «03 23 03», «Искусство - артефакт», «Идентичный набор», «Отчет художника»
1985:6.4% 2004: 1.5%


Глобальное. Идеология.


           Новые рубрики.
          Появившиеся здесь рубрики связаны, в основном, с демократизацией мейл-арта в конце 1970-х. Они уже не отражают так четко либеральное сознание как в случае штампов. Налицо тенденция к радикализации мейл-арта в сторону проблем пола или социально-политических проблем вплоть до социалистических идей. Также отчетливо видна позиция «зеленых»: экология, защита животных. Заметим, что идеология касается не абстрактного среднего мейл-артиста. Уместнее говорить о флангах, причем если фланг центристов-либералов был обнаружен уже при анализе штампов, то здесь появляется сильный левый фланг (в основном, за счет активности латиноамериканских художников). Получается, что идеологически мейл-арт является либеральным движением с небольшим креном влево.


          - Экология
         Например: «Земля-Терра», «Природа - это жизнь. Сохрани ее», «Природа - геометрия - эзотерика» 1985: 1.1% 2004: 1.5%
 

          - Демократия, гуманизм
          Например: «Мировой симпозиум гуманизма», «Для людей», «Художник на службе общества»
1985: 1% 2004: 0%


          - Феминизм
          Например: «Постеры, открытки, книги, сделанные женщинами», «Красная горячая женской электрической энергии мейл-арт-выставка», «Шоу почтового искусства с женскими работами»
1985: 1.2% 2004:0%
 

         - Гей-культура, маскулизм
         Например: «Голубое шоу Робина Кроциера», «Гомосексуализм», «Мужская почта»

1985: 0.3% 2004: 0%
 

         - Социализм, революция
        Например: «Коллективная поэма: Революция», «Капитализм - это зло» 1985: 0.7% 2004: 0.8%


          - Солидарность, свобода
          Например: «Свободу в обучении искусству!», «Международный фестиваль солидарности с людьми в Центральной Америке и Карибском бассейне», «Свобода».

1985: 0.3%, 2004: 0.8%
203


Глобальное. Другое.


        - Юмор, сатира
        Например: «Надеюсь не просто еще одно международное мейл-арт-шоу», «Политическая сатира: Постскриптум», «Мертвый замороженный визуальный дисплей мейл-арт-шоу»

1985: 0.9% 2004: 0%


          Новые рубрики
          - Музыка (в основном, выставки в рамках музыкальных фестивалей) Например: «Мунастерок» (Лунный рок), «Национальный женский музыкальный
фестиваль мейл-арт-выставка»

1985: 0.4% 2004: 0.8%


           -Дети
           Например: «Остановите насилие к детям!», «Детский мейл-арт»
1985: 0.2% 2004: 0.8%


           - Магия, НЛО и т.п.
         Например: «Таро мейл-артиста», «Магический огонь», «Мистическое почтовое видение искусства»
1985: 0.4% 2004: 2.3%


          - Спорт (эта рубрика образовалась вследствие проведения мейл-арт-проектов во время олимпийских игр 1984 гг, поскольку у мейл-арта много общего с олимпийскими принципами: необязательность профессиональной подготовки, атмосфера энтузиазма)
          Например: «Олимпийские игры», «Олимпийские игры, даты Оруэлла и музыка», «Олимпийские кресла»

1985: 0.7% 2004: 0%


          Таким образом, удалось установить, что мейл-арт имеет тематическую и идеологическую структуру. Эта структура выявляется как в названиях выставок за различные периоды существования сети, так и в лозунгах штампов. Выявлено примерное процентное соотношение выставок в рубриках. Выяснилось также, что у мейл-арт-сети коллективный автор, а не единый, что она обладает определенной гибкостью, а также, что достаточно сложные правила игры объясняются публике, в том числе и через названия выставок. Выявленные особенности являются объяснением столь длительного существования мейл-арт-сети, наряду с демократичностью, децентрализацией и отсутствием иерархической структуры. Идеологически и политически мейл-арт-сеть либеральна с небольшим уклоном влево.
 

 

 




Содержание | Авторам | Наши авторы | Публикации | Библиотека | Ссылки | Галерея | Контакты | Музыка | Форум | Хостинг

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

© Александр Бокшицкий, 2002-2008
Дизайн сайта: Бокшицкий Владимир