|
||
|
||
В свете Логоса мир есть целое и и постольку гармония, но обыденное сознание ставит свой частный произвол выше "общего" и по-разному оценивает равно необходимые части целого. Внутри этого всеединства "все течет", вещи и даже субстанции перетекают друг в друга, но равным себе остается Логос - ритм их взаимоперехода и законосообразность их взаимоотношения; т.о. благодаря понятию Логоса гераклитовская картина мира при всей своей динамичности и катастрофичности сохраняет стабильность и гармонию.
В целом учение Гераклита о Логосе представляет близкую историко-философскую аналогию учению Лао-цзы о дао.
У более поздних древнегреческих натурфилософов, у софистов, Платона и Аристотеля термин "логос" утрачивает фундаментальное онтологическое содержание. Лишь стоицизм возвращается к гераклитовскому понятию субстанциального мирового Логоса, описывая его как тонкоматериальную (эфирно-огненную) душу космоса и как совокупность формообразующих потенций (т.н. семенных логосов), от которых в инертной низшей материи "зачинаются" вещи.
Неоплатонизм наследует эту концепцию, но лишает ее натуралистско-материалистических аспектов: логос оказывается уже не истечениями тончайшей материи, но эманациями умопостигаемого мира, регулирующими и формирующими чувственный мир. На этом завершается история классической античной интерпретации логоса как "слова", которое субстанциально, но не личностно, выявляет в себе форму, но не волю.
Однако к этому времени понятие "логос" уже вошло в сферу иудейских и христианских учений, где было переосмыслено как слово личного и "живого" Бога, окликавшего этим словом вещи и вызывавшего их из небытия. Так, для Филона Александрийского Логос есть "образ Бога" и как бы "второй Бог", посредник между потусторонностью Бога и посюсторонностью мира.
Для христианства значение термина "логос" определено уже начальными словами Евангелия от Иоанна - "В начале был Логос, и Логос был у Бога, и Логос был Бог"; вся история земной жизни Иисуса Христа интерпретируется как воплощение и "вочеловечение" Логоса, который принес людям откровение и сам был этим откровением ("словом жизни"), самораскрытием "Бога незримого". Христианская догма утверждает субстанциальное тождество Логоса Богу-Отцу, чье "слово" он представляет собой и рассматривает его как второе лицо Троицы.
Некоторые русские философы (В. Ф. Эрн, П. А. Флоренский) употребляли термин "логос" как обозначение "цельного" и "органического" знания, характеризующегося равновесием ума и сердца, анализа и интуиции.
ССЫЛКИ
1. Аверинцев С. С. Логос // Философский энциклопедический словарь. М., 1983, с. 323-324.
|
||
|
||
$m_incl = $_SERVER['DOCUMENT_ROOT']."/t/tongue_21.html"; if (file_exists($m_incl)) require_once($m_incl); echo GetAdvert(); ?> | ||
Содержание | Авторам | Наши авторы | Публикации | Библиотека | Ссылки | Галерея | Контакты | Музыка | Форум | Хостинг |
||
|
||
©Александр Бокшицкий, 2002-2006 Дизайн сайта: Бокшицкий Владимир |