ЛОГОС 1  (греч. λóγος ), термин древнегреческой философии, означающий одновременно "слово" (или "предложение", "речь", "высказывание") и "смысл" (или "понятие", "суждение", "основание"); при этом "слово" берется не в чувственно-звуковом, а исключительно в смысловом плане, но и "смысл" понимается как нечто явленное, оформленное и постольку "словесное". Из бытовой сферы в понятие "логос" вошел еще момент четкого числового отношения - "счета", а потому и "отчета" (λóγον διδóναι - отдавать отчет). Логос - это сразу и объективно данное содержание, в котором ум должен "отдавать отчет", и сама эта "отчитывающаяся" деятельность ума, и, наконец, сквозная смысловая упорядоченность бытия и сознания; это противоположность всему безотчетному и бессловесному, безответному и безответственному, бессмысленному и бесформенному в мире и человеке.

 

        Термин "логос" введен в философский язык Гераклитом, который использовал внешнюю созвучность этого термина с житейским обозначением человеческого "слова", чтобы в духе иронического парадокса подчеркнуть пропасть между Логосом как законом бытия и неадекватными ему речами людей. Космический Логос, как и подобает слову, "окликает" людей, но они, даже "услышав" его, неспособны его схватить и постичь.

       

 

 

 

          Д. Плавинский  "Слово" 1967 г.

              Д. Плавинский  "Слово" 1967 г.

       В свете Логоса мир есть целое и и постольку гармония, но обыденное сознание ставит свой частный произвол выше "общего" и по-разному оценивает равно необходимые части целого. Внутри этого всеединства "все течет", вещи и даже субстанции перетекают друг в друга, но равным себе остается Логос - ритм их взаимоперехода и законосообразность их взаимоотношения; т.о. благодаря понятию Логоса гераклитовская картина мира при всей своей динамичности и катастрофичности сохраняет стабильность и гармонию.

 

        В целом учение Гераклита о Логосе представляет близкую историко-философскую аналогию учению Лао-цзы о дао.

 

        У более поздних древнегреческих  натурфилософов, у софистов, Платона и Аристотеля термин "логос" утрачивает фундаментальное онтологическое содержание. Лишь стоицизм возвращается к гераклитовскому понятию субстанциального мирового Логоса, описывая его как тонкоматериальную (эфирно-огненную) душу космоса и как совокупность формообразующих потенций (т.н. семенных логосов), от которых в инертной низшей материи "зачинаются" вещи.

 

        Неоплатонизм наследует эту концепцию, но лишает ее натуралистско-материалистических аспектов: логос оказывается уже не истечениями тончайшей материи, но эманациями умопостигаемого мира, регулирующими и формирующими чувственный мир. На этом завершается история классической античной интерпретации логоса как "слова", которое субстанциально, но не личностно, выявляет в себе форму, но не волю.

 

          Однако к этому времени понятие "логос" уже вошло в сферу иудейских и христианских учений, где было переосмыслено как слово личного и "живого" Бога, окликавшего этим словом вещи и вызывавшего их из небытия. Так, для Филона Александрийского Логос есть "образ Бога" и как бы "второй Бог", посредник между потусторонностью Бога и посюсторонностью мира.

 

          Для христианства значение термина "логос" определено уже начальными словами Евангелия от Иоанна - "В начале был Логос, и Логос был у Бога, и Логос был Бог"; вся история земной жизни Иисуса Христа интерпретируется как воплощение и "вочеловечение" Логоса, который принес людям откровение и сам был этим откровением ("словом жизни"), самораскрытием "Бога незримого". Христианская догма утверждает субстанциальное тождество Логоса Богу-Отцу, чье "слово" он представляет собой и рассматривает его как второе лицо Троицы.

 

          Некоторые русские философы (В. Ф. Эрн, П. А. Флоренский) употребляли термин "логос" как обозначение "цельного" и "органического" знания, характеризующегося равновесием ума и сердца, анализа и интуиции.

 

                                                                                ССЫЛКИ

 

1. Аверинцев С. С. Логос // Философский энциклопедический словарь. М., 1983, с. 323-324.

 

 

Содержание | Авторам | Наши авторы | Публикации | Библиотека | Ссылки | Галерея | Контакты | Музыка | Форум | Хостинг

Ramblers.ru Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Находится в каталоге Апорт

 ©Александр Бокшицкий, 2002-2006 
Дизайн сайта: Бокшицкий Владимир