ЛЕГЕНДА О ВЕЛИКОМ
ИНКВИЗИТОРЕ
В главе, которая называется "Qui
pro quo", говорится о встрече Ивана Карамазова с
Алешей в трактире "Старый город". Иван рассказывает брату легенду, и
начинает ее с "предисловия": "Ведь вот и тут без предисловия невозможно, то
есть без литературного предисловия". Он вспоминает Данте, "Собор Парижской
Богоматери" Гюго, драматические представления "из Ветхого завета",
происходившие в Москве, "в допетровскую старину" и кое что еще.
Публикуемая ниже заметка является историческим комментарием к
некоторым эпизодам легенды. Отметим при этом, что к реальной истории,
к тому, что было на самом деле, легенда о великом инквизиторе
никакого отношения не имеет. Это то, что греки называли - миф или, может
быть,
μύησις
Новый год евреи отмечают по лунному календарю, и он наступает в 10-й день
7-го месяца Тишри. Не 1-го, а 10-го числа. Это объясняется тем, что в
древнейшие времена в календаре евреев еще не было 13-го месяца и високосного
года, координирующих солнечный и лунный год. Для координации просто
добавляли 10 дней к предыдущему году. Вероятно, эти дни ощущались как своего
рода раз-рыв, пере-рыв во времени, когда мир переворачивался,
раз-ворачивался (раз-ворот, раз-врат; в талмудической легенде о
строительстве Иерусалимского храма Асмодей назван "демоном гнева и похоти".
В Книге Иова Яхве отдает Иова в руки сатаны именно в новогоднее время,
"когда круг пиршественных дней совершался". Отдавая Иова сатане, Яхве,
фактически, отдает тому свою власть. Разумеется, на время. Название
новогоднего праздника - Йом Киппур, другое его название - Праздник Труб.
Звуки труб (шофаров) означали, что в Иерусалим входит Яхве.
В
историческое время новогодний праздник евреев известен как день
очищения, исповеди и покаяния, как день суда Бога над миром, как день, в
который устанавливается судьба человека. Именно в 10-й день Тишри Иезекиилю
было видение будущего Храма и Нового Иерусалима (Иез. 40,1).
Это был единственный день в году, когда Первосвященник входил в Святая
Святых храма. К этому событию он готовился в течение недели: приносил
ежедневные жертвоприношения, окроплял кровью, следил за огнем. В
торжественный день Первосвященник вел службу в храме в золотом облачении:
золотыми были диадема, мантия и колокольчики, висевшие по краям мантии; на
его груди - драгоценная гемма. Собственно Йом-Киппур начинался с того, что
Первосвященник снимал все свое золотое облачение и переодевался в белое
льняное одеяние простого священника. После этого Первосвященник
исповедовался, каясь в собственных грехах, в грехах священнослужителей и
всего израильского народа. После этого Первосвященник поднимался к алтарю,
наполнял кадило углями и наливал фимиам в золотой ковш. С кадилом в правой
руке и с ковшом в левой он медленно шел в Святая Святых, проходил между
двумя занавесями и оставался один во мраке Святая Святых, слабо освященной
горящими углями...
|
|