Кукиш
Е. Е. Левкиевская
В книге: Славянские древности.
Этнолингвистический словарь под ред.
Н.И.Толстого. Т. 3. М., 1994, с. 26-27.
КУКИШ, шиш, фига, дуля — жест,
символизирующий коитус и имеющий обсценную семантику.
Согласно правилам этикета, кукиш является неприличным
жестом, имеющим целью оскорбить и
унизить того,кому его
показывают, а также способом
выразить крайнее неприятие, резкий отказ,
смешанный с презрением. В магической
практике кукиш, наряду с другими жестами,
обозначающими коитус и гениталии, является
универсальным оберегом, способным
отгонять опасность, особенно сглаз и нечистую силу. Кукиш
входит в число жестов, распространенных у вост. и зап.
славян. У юж.славян, за
исключением словенцев, кукиш почти
не известен и осмысляется как заимствование из в.-слав. традиции. Ю.-слав. жестами,
синонимичными кукишу, являются «кур» — поднятый вверх
средний палец, когда остальные
пальцы прижаты к ладони, а также жест,
при котором кистью левой руки плашмя
ударяют в согнутую в локте правую руку,
поднятую вверх (см. Гениталии). Близкое
кукишу охранительное значение имеют т. н. «рога»,
или «шипак», — ю.-слав. жест, при котором
подняты вверх мизинец и указательный палец, а
остальные прижаты к ладони. Этим
жестом отгоняли от себя мору, вампира или
вештицу.
Кукиш
— жест, отвращающий сглази
порчу, а также нечистую силу. Чтобы
защитить себя или ребенка от сглаза, следовало
незаметно сложить кукиш (в.-слав.).
В Полесье, чтобы предотвратить порчу
ткущегося полотна, хозяйка сквозь кросна
показывала кукиш вошедшему в дом постороннему
человеку, а когда он выходил из хаты,
она показывала кукиш ему вслед; иногда в подобном
случае показывали два кукиша через
ниты (волын.). По словен. верованиям, чтобы никто
не сглазил работу при сбивании
масла, следовало плюнуть в маслобойку и
показать кукиш. Демонстрация кукиша в охранительных целях
часто сопровождалась другими отгонными действиями,
например, вследобладателю
«злого» глаза бросали уголь,соль,
кусок кирпича от печки и т. п.
В
полесской традиции показывание кукиша
было средством отгона вихря — при его
приближении складывали кукиш правой рукой;
впрочем, в некоторых случаях существовал
запрет показывать кукиш вихрю, чтобы не разозлить
его еще больше. При встрече с волком,
чтобы отогнать его от себя, следовало отвернуться,
а левой рукой показать ему кукиш (ПА,
брест.); кукиш показывали и для того,
чтобы отогнать собаку (ПА, гомел.). Для
ограждения себя от возможного зла при
встрече на дороге с незнакомыми людьми
предписывался более сложный прием (на Рус.
Севере его называли сеечкой) — следовало,
повернувшись задом к встречным людям,
наклониться и показать им кукиш между ног
(с.-рус.). Согласно полесской быличке, кукиш
отгоняет даже смерть — женщина не могла
умереть, потому что показывала кукиш пришедшей за
ней Смерти, но когда разжала руки,
сразу умерла.
У вост.
и зап. славян кукиш — способ
опознания ведьмы и колдуна,а
также их обезвреживания. Кукиш или два кукиша
показывали ведьме, чтобы она не смогла
испортить человека (полес.) или сглазить девушку
(с.-пол.), два кукиша показывали колдуну, чтобы он не наслал
на человека икоту(рус.
архангел.). Часто при встрече с ведьмой или колдуном
предписывалось показывать кукиш тайно — в рукаве или в
кармане(бел.). Считалось, что
колдун или ведьмане могут
спокойно пройти мимо человека,
сложившего в карманах два кукиша, и обязательно чем-нибудь
выдадут себя, например,начав
ругать или задирать этого человека
(укр.). В другом случае, чтобы опознать
ведьму, следовало накануне воскресенья
пойти к дому предполагаемой ведьмы, стать
спиной к глухой стене, повернуть назад
голову, плюнуть, подуть и показать кукиш в
сторону стены. На следующее утро ведьма
придет к этому человеку и спросит его, зачем
он показывал ей кукиш (укр.).
Часто
демонстрация кукиша источнику опасности сопровождалась
приговором типа:«На тобё, штоб
до пары, да иди» (ПА,ровен.); «Ражон
табе у горла, дзяркач узубы,
соль у вочы» (ПДМ:141). В Полесье,
показывая кукиш вихрю, говорили: «Ось тобй
дуля, куда дуля, туда и ты» (ПА, Житомир.), или:
«Вихор, вихор, на табё дуля»(ПА,
гомел.). Приговор с упоминанием кукиша
мог заменять соответствующий жест в охранительных
целях. Например, чтобы предотвратить т. н. «зное»
(болезнь ребенка,возникающую при
встрече детей одного возраста), вынося ребенка на улицу,
мать говорила: «А зное Бог понёс, а матерам дуля
под нос» (ПА, гомел.).
Имеется
одно полесское свидетельствоо
том, что кукиш мог быть не только жестом,
но и специально сделанным амулетом, вырезанным из
дерева и прикрепленным к ткацкому станку, чтобы защитить
полотно отсглаза (ПА, бреет.).
В
медицинской практике глазную болезнь «ячмень» лечили,
поднося кглазу кукиш (в.-слав.) и
произнося: «Глазной кукиш, на
тебе шиш» или: «Ячмень, ячмень,
на тебе кукиш, / Что хочешь, то купишь, /
Купи себе топорок, / Руби себя поперек».
После чего на глаз плевали (рус., СМ2:271).
Иногда это делал сам больной, иногда неожиданно
поднести кукиш к глазу больного
должен был посторонний. Кукиш упоминается
в некоторых фольклорных текстах. Например, в
полес. веснянках говорится, что весна
принесла «Девкам цибули, а хлопцам по
дули» (ПА).
Лит.: Байбурин А. К., Топорков А. Л.
У истоков этикета. Этнографические очерки. Л.,
1990; РСев 1992:119; ЖТК:288,461; Зеч.МБ:
148; Чаjк.СД 5:223; Möd.LMS:411.
|
|