Корабль  

 

На следующей странице:

Погребальная ладья

 

 

 

Корабль - общеславянское; праслав. *korabjь заимств. из греч. яз.: καράβιον "легкое судно" образовано от κάραβος. Норберт Винер дал имя "кибернетика" новой науке о динамических, саморегулирующихся и самоорганизующихся системах; это имя - производное от греч. κυβερνητικός - искусство кормчего. κυβερνάω - управлять кораблем; при этом κυβεύω - играть в кости, бросать кость, в перенос. значении - рисковать; νός - корабль, храм (внутренняя часть храма, где стояло изображение божества).

 

 

             

 

 

      Ликийские скальные гробницы  датируются  VI-IV вв. до н.э., хотя, несомненно отражают древнейшую архитектурную традицию. В этих каменных сооружениях копируются деревянные конструкции: балки и перекладины для переноски саркофагов также высечены в камне. У всех ликийских саркофагов (нпр. саркофаг Пайавы 1) заостренная кровля в виде полуэллипса, очевидно скопированная со святилища. "Эта конструкция ближе к конструкции корабля, перевернутого вверх дном, нежели хижины, что неудивительно для Ликии и Лидии - стран дальнего мореходства" 2.

 

 

             

 

 

      В греч. яз. среди конструкций с Τύχη ("Случай"; Судьба) встречаются формулы доброго пожелания пути, предполагающие покровительство путнику со стороны богини Случая, Τύχη на ее территории - в пространстве абсолютной неопределенности. Оказавшись в пути, человек уже не мог рассчитывать ни на правильность гадания, ни даже на помощь личного бога-хранителя. Теперь его жизнь принадлежала Случаю. Ср. многочисленные "вдруг", "случайно", "однажды", "и тут" в пути Одиссея, Энея, аргонавтов, героев греческого романа с авантюрным временем. Хотя Венера велит Энею идти прямым путем, основываясь на увиденном ею полете 12 лебедей (Энеида. I,392-401), для Энея "актуальной могла быть только "непрямая" (кривая, ломаная), соответствующая линии его судьбы и прообразующему ее морскому пути" 3.

 

      Были попытки считать слово корабль исконно славянским, связывая с короб, кора. Вероятна связь с и.-е. корнем *(s)ker- "резать". Греч. κορβν - дар; храмовая сокровищница. κιβωτός - деревянный ящик, сундук; кивот завета, ковчег Ноя. При этом рус. ковчег имеет значения и "ящик", и "гроб". Ср. семантику сосуда, связанного с началом всего, т.е. в равной степени и с жизнью и со смертью.

 

 

             

 

 

      Морское путешествие (как и вообще любое путешествие) связано с абсолютной непредсказуемостью, со смертью. Вернувшийся из путешествия должен был пройти ритуал "второго рождения" (ср. возвращение Одиссея на Итаку). По античному мифу, Геркулесовы столбы поставлены героем как предел для мореходов (Улисс у Данте наказан смертью за то, что захотел увидеть "мир безлюдный" и пересек границу - Ад XXVI, 106-117). Ср.  характерное для латинской литературы осуждение мореплавания в текстах, фоном которых является тема "золотого века" 4, а так же мотив "нарушенной границы" в средневековых поэмах об Александре Македонском, стремившемся завоевать "сокрытые области мира". При Петре I на Руси  существовало "мнение" "всех плавающих за море полумертвыми нарицать" 5.

 

 

 

1. Пичикян И.Р. Малая Азия - Северное Причерноморье. Античные традиции и влияния. М., 1984, с.59.

2. Dinsmoor W.B. The Architecture of Ancient Greece. L., 1950, p.69.

3. Топоров В.Н. Эней - человек судьбы. Ч.I. М., 1993, с.13, 80.

4. Чернышов Ю.Г. Мореплавание в античных утопиях // Быт и история в античности. М., 1988, с.88-113.

5. Успенский Б.А. Избранные труды. Т.1 Семиотика истории. Семиотика культуры.  М., 1994, с.256.