Картина
Картина - собственно
русское; образовано от карта.
Эти изображения были обнаружены на полу пещеры в Ла
Марше, в регионе Люссак-ле-Шато у западного побережья Франции. В Ла
Марше еще в 1937 французский археолог Леон Пенкар открыл целый пещерный
комплекс. Там были обнаружены изображения львов, медведей, антилоп и
лошадей, а также 155 наскальных рисунков людей.
Предполагаемый возраст
этих наскальных портретов - 15 тысяч лет.
Они были вырезаны в плитах песчаника, которые затем закрепили на
земле. Доктор Раппенглюк считает, что первобытные люди хранили на полу пещер
самые ценные изображения.
Общая этимология слов картина
и карта не случайна. Это можно заметить на примере
"Картин" Филострата (II или нач.
III в. н.э.). Это сочинение состоит из описания (в форме беседы с
юношами) 64 картин из частной галереи в Неаполе). Цель беседы, по словам
автора, научить молодежь понимать и толковать живопись. Несмотря на такую
утилитарную задачу, книга Филострата была очень популярна. У знаменитой "Одиссеи"
и у "Картин" были примерно равные шансы дойти до нас: рукописей
"Одиссеи" сохранилось 75, а "Картин" - 74.Столетия идут споры о
достоверности описания картин: некоторые ученые стремились понять принцип
развески картин по залам из порядка описания картин в книге (К.Леман-Хартлебен),
другие полагают, чтокартин вообще не существовало.
Филострат Флавий посвятил сущности живописи, строящейся на "фантасии",
пространное рассуждение своего героя. "Фантасия" по учению Аполлония - это
способность творить образы умом или в уме, творческая сила более мудрая, чем
мимесис-подражание видимому миру. Фантасия создает и невиданное, творит
возможные, хотя и небывалые образы (II,22 sq.).
Как имагинативные изображения рассматривает "Картины" Филострата Н.В.
Брагинская (1,1-27). "Картины" автор связывает с жанром "диалогического
экфрасиса", характерного для древнегреческой литературы ("беседа, включенная
в художественное произведение, связанная с изображением и содержащая его
описание"). Подчеркивается симультанность экфрасисов, совмещение в них
нескольких моментов времени: "у Филострата на всякой картине вместо
статического мига - серия событий, "что-то уже произошло, происходит,
вот-вот произойдет"(1,20). Среди других признаков, характерных для
диалогического экфрасиса и отмеченных автором, укажем на: сакральность
изображений, они находятся в храме, участвуют в ритуале; их таинственность,
аллегоричность, которые получают истолкование в ходе беседы; при этом партию
эксегета исполняет старик, посвященный в таинства, а партию зрителя - юноша;
встреча с изображением происходит на чужбине, в дороге; описание богато
световыми образами, огнем, блеском молний, сиянием золота ("Филострат
эксплуатирует топос, восходящий к мифологии света с особой
настойчивостью"); изображение считается "живым", иногда эксегет и
изображение совпадают (1,6).
Интересна и важна композиция "Картин". Объемный
центр (симметрично объединяющий два цикла 1-й книги) приходится на эпизод 12
("Босфор"): "Босфор разделяет две части света, соединяет два моря и являет
собою такой же тектонический разлом с совпадающими по очертанию берегами,
как и протока между симметричными островами в объемном центре 2-й
книги(эпизод 17)". (Ср. насмешки Геродота над картографами, которые
"изображают Океан обтекающим землю, которая кругла, словно вычерчена
циркулем. И Азию они считают по величине равной Европе"(IV,36)). При этом
нумерологический центр (относительно количества эпизодов) 1-й книги
приходится на фрагмент текста, в котором речь идет о симметрии в искусстве,
центр 2-й книги - на описание симметрии в природе(1,22-23). Отметим, что
мотив симметрии, зеркальная композиция текста в целом объединяет отдельные
картины ("образы", "подобия", "отображения") в единую картину мира, "зеркало мира".
Образы, созданные воображением, "фантасией" автора, могут быть увидены как
предметы этого мира, как его части, "осколки". Но автор-экзегет, возможно,
апеллирует к умозрению, внутреннему зрению, способному увидеть-познать
Целое.
ССЫЛКИ
1 Брагинская Н.В. Генезис и
структура диалога перед изображением и "Картины" Филострата Старшего. М.,
1991.
|
|