Картина

             Картина - собственно русское; образовано от  карта.

         Эти изображения были обнаружены на полу пещеры в Ла Марше, в регионе Люссак-ле-Шато у западного побережья Франции. В Ла Марше еще в 1937 французский археолог Леон Пенкар открыл целый пещерный комплекс. Там были обнаружены изображения львов, медведей, антилоп и лошадей, а также 155 наскальных рисунков людей.

              

    Предполагаемый возраст этих наскальных портретов - 15 тысяч лет. Они были вырезаны в плитах песчаника, которые затем закрепили на земле. Доктор Раппенглюк считает, что первобытные люди хранили на полу пещер самые ценные изображения.

 

        Общая этимология слов  картина  и  карта  не случайна. Это можно заметить на примере "Картин"  Филострата  (II или нач. III в. н.э.). Это сочинение состоит из описания (в форме беседы с юношами) 64 картин из частной галереи в Неаполе). Цель беседы, по словам автора, научить молодежь понимать и толковать живопись. Несмотря на такую утилитарную задачу, книга Филострата была очень популярна. У знаменитой "Одиссеи" и у "Картин" были примерно равные шансы дойти до нас:  рукописей "Одиссеи" сохранилось 75, а "Картин" - 74.Столетия идут споры о достоверности описания картин: некоторые ученые стремились понять принцип развески картин по залам из порядка описания картин в книге (К.Леман-Хартлебен), другие полагают, чтокартин вообще не существовало. Филострат Флавий посвятил сущности живописи, строящейся на "фантасии", пространное рассуждение своего героя. "Фантасия" по учению Аполлония - это способность творить образы умом или в уме, творческая сила более мудрая, чем мимесис-подражание видимому миру. Фантасия создает и невиданное, творит возможные, хотя и небывалые образы (II,22 sq.).

 

        Как имагинативные изображения рассматривает  "Картины" Филострата Н.В. Брагинская (1,1-27). "Картины" автор связывает с жанром "диалогического экфрасиса", характерного для древнегреческой литературы ("беседа, включенная в художественное произведение, связанная с изображением и содержащая его описание"). Подчеркивается симультанность экфрасисов, совмещение в них нескольких моментов времени: "у Филострата на всякой картине вместо статического мига - серия событий, "что-то  уже произошло, происходит, вот-вот произойдет"(1,20). Среди других признаков, характерных для диалогического экфрасиса и отмеченных автором, укажем на: сакральность изображений, они находятся в храме, участвуют в ритуале; их таинственность, аллегоричность, которые получают истолкование в ходе беседы; при этом партию эксегета исполняет старик, посвященный в таинства, а партию зрителя - юноша; встреча с изображением происходит на чужбине, в дороге; описание богато световыми образами, огнем, блеском молний, сиянием золота ("Филострат эксплуатирует топос, восходящий к мифологии света с особой настойчивостью"); изображение считается "живым", иногда эксегет и изображение совпадают (1,6).


      Интересна и важна композиция "Картин". Объемный центр (симметрично объединяющий два цикла 1-й книги) приходится на эпизод 12 ("Босфор"): "Босфор разделяет две части света, соединяет два моря и являет собою такой же тектонический разлом с совпадающими по очертанию берегами, как и протока между симметричными островами в объемном центре 2-й книги(эпизод 17)". (Ср. насмешки Геродота над картографами, которые "изображают Океан обтекающим землю, которая кругла, словно вычерчена циркулем. И Азию они считают по величине равной Европе"(IV,36)). При этом нумерологический центр (относительно количества эпизодов) 1-й книги приходится на фрагмент текста, в котором речь идет о симметрии в искусстве, центр 2-й книги - на описание симметрии в природе(1,22-23). Отметим, что мотив симметрии, зеркальная композиция текста в целом объединяет отдельные картины ("образы", "подобия", "отображения") в единую картину мира, "зеркало мира". Образы, созданные воображением, "фантасией" автора, могут быть увидены как предметы этого мира, как его части, "осколки". Но автор-экзегет, возможно, апеллирует к умозрению, внутреннему зрению, способному увидеть-познать Целое.


 

                                                     ССЫЛКИ

 

1  Брагинская Н.В. Генезис и структура диалога перед изображением и "Картины" Филострата Старшего. М., 1991.

 

 
 




Содержание | Авторам | Наши авторы | Публикации | Библиотека | Ссылки | Галерея | Контакты | Музыка | Форум | Хостинг

Ramblers.ru Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Находится в каталоге Апорт

 ©Александр Бокшицкий, 2002-2006 
Дизайн сайта: Бокшицкий Владимир