Радость
Ричард Онианс
Онианс Р. На коленях богов. М.: "Прогресс-Традиция",
1999, с. 44, 43
[с.
44] Много споров вызвало
истолкование слова
χάρμη (дух битвы), поскольку этимологически это
слово совершенно очевидно связано с
χάρμα (радость). Лиф
(Il. IV 222) подыскивает другие этимологии, утверждая,
что Гомер не любит войну и сражения. Но Гомер и печаль,
и плач именует «ненавистными», однако они, как и битва,
порождают желание и возможность его удовлетворить.
Говорит Гомер и о «пресыщении битвой» (Il. XIX 221 слл.).
Этому есть параллель в санскрите: «гара» имеет основное
значение «радость», но во многих контекстах — «сражение».
[c. 43-44] Вероятно мы
сегодня более спокойны и более сдержанны во внешнем
выражении своих эмоций и научились различать и
анализировать сложные состояния духа, разлагая их на
абстрактные элементы, обозначая их различными терминами
и тем самым создавая иллюзию их самостоятельного
существования. В нашем языке отсутствует подобный
φρονεῖν
термин для сложного единства, которое существует на
самом деле.
Еще одна
особенность гомеровского языка свидетельствует об
эмоциональности его народа и несколько ином складе
души. Глагол
τέρπεσθαι,
который позднее будет означать «наслаждаться»,
у Гомера применяется и к переживаниям,
которые ни мы, ни наследники Гомера не сочли бы
приятными, например, к плачу и жалобам. Так, Пенелопа «услаждается,
горюя и плача» (Od. XIX 512 cл. ср. XI 211 cл.).
Очевидно, этот глагол используется в том случае,
когда человеку удается удовлетворить некую потребность,
даже если это потребность в скорби. Удовлетворение
проходит через стадии желания (ἐρος,
ἵμερος),
услаждения и насыщения. Речь во всех этих случаях может
идти и о печали, плаче и т.д. Отсутствие дифференциации,
по-видимому, означало, что люди тогда жили
преимущественно одним моментом или, по крайней мере, их
язык формировался с точки зрения момента и его
потребностей. Позднейшие поколения не только лишились
роскоши откровенных слез и свободного телесного
выражения своих эмоций, они привязали этот термин
исключительно к тем инстинктам, удовлетворение которых
казалось им желательным и по зрелом размышлении.
|
|