Сергей Рысев


Ирод и Агриппа

 


         Начиная с христианского писателя Евсевия Памфила, или Кесарийского (ок. 260 - ок. 340) повелось отождествлять царя Ирода из 12-й главы новозаветных Деяний апостолов с иудейским правителем Агриппой I Великим (41-44). Вот что Евсевий пишет в своей «Церковной истории» (2,10,10): «Если некоторые думают, что есть разногласие в имени царя, то и дела и дни указывают на одного и того же человека. Может быть, переписчик ошибся и переменил имя, а может быть, то же самое лицо носило два имени, как это бывает со многими». Идентификация Ирода с Агриппой I была автоматически принята всеми последующими комментаторами Нового Завета, которых нисколько не смутило различие в именах царей, и теперь в церковной и исторической литературе последний неизменно фигурирует под двойным именем - Ирод Агриппа. Более того, второе имя Ирод было присвоено и его сыну Агриппе Младшему.


       Однако внимательный анализ данных, содержащихся в Деяниях, и сравнение их с информацией Иосифа Флавия в его «Иудейских древностях» показывают, что Евсевий допустил ошибку, поставив знак равенства между двумя царями. Сначала обратимся к тексту Деяний и дадим в хронологическом порядке выборку событий, описанных в стихах 11:27-12:22:


        «В те дни пришли из Иерусалима в Антиохию пророки. И один из них, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий ГОЛОД, который и был при кесаре Клавдии. Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее. Что и сделали, послав собранное к пресвитерам через Варнаву и Савла. В то же время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви… Потом он отправился из Иудеи в Кесарию и там оставался... Ирод был раздражен на Тирян и Сидонян; они же… просили мира, потому что область их питалась от области царской. В назначенный день Ирод... сел на возвышенном месте и говорил к ним; А народ восклицал: это голос Бога, а не человека. Но вдруг Ангел Господень поразил его... и он, быв изъеден червями, умер... А Варнава и Савл, по исполнении поручения, возвратились из Иерусалима».


        А теперь посмотрим, что Иосиф Флавий сообщает в 19-й и 20-й книгах «Иудейских древностей»:


         19,8,2: «Между тем исполнилось три года, как Агриппа царствовал над всею Иудею (44 г. н. э.). Однажды он поехал в город Цезарию (Кесарию)… Тут он устроил игры в честь императора… На второй день игр, рано утром царь явился в театр в затканной серебром одежде… Сейчас же несколько льстецов с разных концов стали… называть его богом… Вскоре затем Агриппа почувствовал, что во внутренностях его начинается сильнейшая боль… Тогда его поскорее перенесли во дворец… Затем, промучавшись еще пять дней страшными болями в желудке, царь умер…


          19,9,2: Клавдий сперва немедленно хотел послать молодого Агриппу на место отца его… Однако от этого удержали его пользовавшиеся огромным влиянием вольноотпущенники и приближенные… Поэтому он отправил в качестве наместника над Иудею и всеми владениями Агриппы Куспия Фада...
 

       20,1,3: Тогда же ИРОД, брат покойного Агриппы, управлявший в это время Халкидою, обратился к императору Клавдию с просьбою предоставить ему право заведывания (иерусалимским) храмом, его суммами и назначением первосвященников. Клавдий согласился на это.


         20,5,2: Приемником Фада стал Тиберий Александр (46 г.)... В это же самое время случился в Иудее и тот большой ГОЛОД... Тогда же халкидский царь ИРОД сместил первосвященника Иосифа, сына Кемея... Преемником Тиберия Александра стал Куман. При нем умер ИРОД, брат царя Агриппы Великого, на восьмом году правления императора Клавдия (48 г.)».


        Сопоставление двух текстов, в каждом из которых упоминается большой голод, наводит на мысль, что Евсевий спутал двух братьев, Агриппу и Ирода Халкидского, введенный в заблуждение малым промежутком времени между кончиной того и другого и, как можно предположить, схожими обстоятельствами их смерти. И Агриппа, и Ирод в Новом Завете заканчивают свои дни в Кесарии, а перед смертью обоих уподобляют богам. Однако в этих обстоятельствах можно усмотреть и явные различия: Агриппе стало плохо, когда он находился в театре, наблюдая за играми, а Ирод занемог во время приема депутации от Тира и Сидона.


        Видимо, неточность Евсевия была обусловлена и тем фактом, что у царя Ирода Великого действительно было несколько сыновей, носивших одинаковое имя Ирод, среди которых наиболее известен тетрарх Ирод Антипа. Но следует учесть, что все они родились от разных царских жен. У Агриппы же и Ирода Халкидского, которые приходились деспотичному царю внуками, были общие и отец и мать (Аристовул и Береника), что полностью исключает тождество имен у детей.


        Об ошибочности соотнесения царя Ирода с Агриппой свидетельствует и то, что Иосиф Флавий в своих сочинениях ни разу не называет последнего Иродом, в отличие от Ирода Антипы, которого он именует то так, то эдак (например, Древности 17,1,3 и 18,4,5), а в одном случае прямо указывает: «Ирод с прозвищем Антипа» (Война 2,9,1). В Деяниях апостолов Агриппа Младший также неизменно именуется просто Агриппой (Деян 25:13,22 и др.). Имя Ирод не прилагают к Агриппе I и другие ранние источники, такие как Филон (Против Флакка 5,6; О посольстве к Гаю 28,35 и др.), Тацит (Анналы 12, 23) и Мишна (трактаты Биккурим 3,4 и Сота 7,8). Собственно, можно довериться Британской энциклопедии, в которой говорится, что Агриппа назван Иродом только в Новом Завете!


        Что касается Ирода Халкидского, то, кроме Иосифа Флавия, его упоминает только один древний источник – Дион Кассий. Вот какая информация содержится в 60-й книге его «Римской истории»: «Он (Клавдий) расширил владения Агриппы в Палестине… и пожаловал ему титул консула, а его брата Ирода он одарил титулом претора и царством. И он позволил им предстать в сенате и выразить ему свою благодарность…» (60,8,2). Иосиф, в свою очередь, приводит указ Клавдия, в котором говорится следующее: «…любезнейшие мне цари Агриппа и Ирод обратились ко мне с просьбою утвердить за всеми римскоподданными иудеями те же права… Это мое распоряжение пусть будет сообщено всем правителям городов… Пусть этот указ будет вывешен в течение 30-дневного срока на видном месте, где каждый сможет прочитать его» (Древ. 19,5,3). Мог ли после этого автор Деяний назвать Агриппу Иродом?!


          В Деяниях апостолов вскользь сообщается об особых отношениях царя Ирода с жителями двух ливанских городов – Тира и Сидона (12:20). А Халкида, которой управлял Ирод, брат Агриппы, располагалась как раз вблизи Ливанского хребта (Древ. 14,7,4). В Деяниях сказано, что население этих городов желало мира с царем, поскольку питалось от его области. Это еще раз напоминает о голодном времени и одновременно означает, что данной областью не могла быть Иудея, которая тогда сама страдала от недостатка съестных припасов (см. выше).


        Наконец, царь Агриппа отличался мягким характером и милостивым отношением к своим подданным. Иосиф Флавий расхваливает его добродетели, не упоминая ни о каких гонениях в его правление. Волнения начались вскоре после его смерти, когда Иудея была снова превращена в римскую провинцию, а делами иерусалимского храма стал ведать Ирод Халкидский. При прокураторе Фаде был обезглавлен Февда (Древ. 20,5,1; ср. Деян 5:36). При Тиберии Александре были распяты сыновья или ученики (греч. paides) Иуды Галилеянина Иаков и Симон (Древ. 20,5,2; ср. Деян 5:37). В Деяниях, как известно, царь Ирод казнит Иакова Зеведеева и заключает в тюрьму Петра. Попутно заметим, что апостол Иаков и его брат Иоанн отличались весьма воинственным характером (Лука 9:54). Иисус дал им прозвище Воанергес, объясняемое Марком как «сыны громовы» (3:17). В действительности, Воанергес – это трудно узнаваемое написание еврейских слов «бней регеш», которые точнее перевести как сыны возмущения или мятежа.

 

         В качестве заключения можно указать, что правильная идентификация царя Ирода из Деяний апостолов важна не только потому, что она смывает черное пятно с биографии Агриппы, но и потому, что позволяет уточнить время посещения Иерусалима Павлом и Варнавой, визит которых в иудейскую столицу совпал с репрессиями Ирода против христианской церкви и с его кончиной.

 


Библиография


Еврейская энциклопедия. Т. 1-16. СПб., 1908-1913.
Евсевий Памфил. Церковная история. М., 1993.
Иосиф Флавий. Иудейская война. СПб., 1900.
Иосиф Флавий. Иудейские древности. Т. 1-2. СПб., 1900.
Тацит Публий Корнелий. Анналы. Малые произведения. История. М., 2003.
Филон Александрийский. Против Флакка. О посольстве к Гаю. Иосиф Флавий. О древности иудейского народа. Против Апиона. М.-Иерусалим, 1994.
Dio’s Roman History. Vol. VII. London, 1981.

 

 



 

Содержание | Авторам | Наши авторы | Публикации | Библиотека | Ссылки | Галерея | Контакты | Музыка | Форум | Хостинг

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

© Александр Бокшицкий, 2002-2007
Дизайн сайта: Бокшицкий Владимир