На следующей странице:

Сергей Рысев. Ирод и Агриппа

 

Сергей Рысев

 

Ирод Великий и книга Даниила


 

         С первых веков христианства и по сей день продолжаются споры, какие именно четыре царства, изображенные в виде зверей, пророк Даниил подразумевал в главах 2 и 7 своей знаменитой библейской книги. Особый интерес вызывает последний зверь, страшный и ужасный, с 10 рогами, отличный от всех прежних зверей (Дан 7:7). Сразу же отметим, что важной особенностью книги Даниила является то, что часть ее (1:1-2:3 и 8:1-12:13) написана на еврейском языке, а другая часть, которая и содержит пророчества о четырех зверях (2:4-7:28) – на арамейском.


        То, что под первым из четырех зверей, львом с орлиными крыльями, имеется в виду Вавилонское (Халдейское) царство, сомнений ни у кого нет, поскольку об этом прямо говорится в Дан 2:38. Идентификация второго зверя, медведя, также не вызывает проблем, так как на смену Вавилонской державе пришло Мидийско-Персидское царство (2:39 и 5:30-31). А вот дальше у комментаторов начинаются трудности, связанные с тем, что у Даниила названия третьего и четвертого царств не указаны. Как и следует ожидать, в третьем звере, четырехглавом барсе, большинство толкователей видят гигантское царство Александра Македонского, из чего следует, что последним, безымянным зверем с 10 рогами должна быть Римская империя. Хотя некоторые умудряются разделять Мидию и Персию на отдельные царства, усматривая в четвертом звере династию Селевкидов, которая стала одной из наследниц державы Александра и вела войны с израильтянами.


       Обе трактовки нельзя считать удовлетворительными, поскольку они неспособны объяснить другие частности главы 7, например, какие правители стоят за 10 рогами и что это за рог с человеческими глазами и высокомерно говорящими устами, который отличается от прежних рогов и устраняет 3 предыдущих рога (7:8,20,24). Поэтому требуется иное решение данного вопроса, увязанное с содержанием других глав книги Даниила и сопряженных источников. И такое решение находится.


        Начнем с того, что, согласно Даниилу, на момент написания книги самым сильным на планете было третье, а не четвертое царство. Об этом автор говорит дважды: «После тебя [Навуходоносора] восстанет... третье царство, медное, которое будет владычествовать над всею землею» (2:39), «...вот еще зверь, как барс... и власть дана ему» (7:6). Возьмем себе на заметку, что в книге Откровения, в которой имеются заимствования из Даниила, выходящий из моря семиглавый зверь подобен именно барсу (Отк 13:2).


       Теперь от зверей перейдем к рогам, которых на последнем из животных оказывается 10. Три рога вырываются с корнем и вместо них выходит новый. Подобная детализация четвертого зверя наводит на мысль, что автор книги знал его лучше остальных трех зверей. При этом ни у кого нет сомнений, что книга Даниила написана евреем. Таким образом, получается, что четвертый зверь, «страшный, и ужасный, и весьма сильный» - современное автору еврейское государство. Произведем проверку.


        Династия Хасмонеев, правившая с 166 по 37 гг. до н. э., насчитывала ровно 10 правителей, которых можно назвать поименно: 1) Иуда Маккавей, 2) его брат Ионатан, 3) их брат Симон, 4) сын Симона Иоанн Гиркан I, 5) сын Гиркана Аристобул I, 6) брат Аристобула I Александр Йаннай, 7) жена Йанная Александра Саломея, 8) их сын Аристобул II, 9) их же сын Гиркан II, 10) сын Аристобула II Антигон.


        В 67 г. до н. э. после смерти Саломии в Иудее началась затяжная гражданская война, в которой к власти стремились ее сыновья Гиркан и Аристовул. Когда в 49 г. Аристобул был умерщвлен, в борьбу включился его сын Антигон. Гиркан находился под сильным влиянием одного из своих приближенных, идумеянина Антипатра, у которого был сын Ирод. Вскоре у Ирода установились хорошие отношения с римлянами, как раз в это время расширявшими свое присутствие на Ближнем Востоке. В 40 г. римляне назначают его царем, а в 37 г. он становится им фактически, когда по его просьбе Марк Антоний казнит Антигона, не желавшего уступать власть. Таким образом, победителем в борьбе за иудейский престол вышел идумеянин Ирод – рог, «отличный от прежних» (7:24). Наконец, в 30 г. Ирод избавляется от находившегося в преклонном возрасте Гиркана, который только что вернулся из парфянского плена и мог еще теоретически претендовать на трон.


        В главе 7 Даниила предсказывается, что четвертый зверь будет осужден, убит, а тело его предадут огню (7:11,24-27). То есть становится понятно, что арамейские главы этой книги были написаны евреем, проживавшим в Парфии и являвшимся противником Ирода. Новым же царем Израиля, а затем и всего мира должен стать некий Сын человеческий (7:12-14). Таким образом, видно, что от 7-й главы Даниила зависит начало Евангелия от Матфея с его восточными магами и избиением младенцев.


        В 8-й главе Даниила, являющейся в некотором роде продолжением 7-й, поскольку в ней также фигурируют рогатые животные, но написанной по-еврейски, опять же говорится о царе, наглом и искусном в коварстве, сила которого укрепится с чужой (римской !) помощью, который будет иметь успех и среди мира погубит многих, но в конце будет сокрушен (8:23-25). Совершенно очевидно, что эта глава была написана уже после смерти Ирода и не в Парфии.
То, что главы 7 и 8 Даниила прочно связаны друг с другом, видно и из содержимого Кумранской библиотеки. Среди обрывков библейских текстов найден фрагмент под номером 14, относящийся к манускрипту 4Q112, или 4QDan-a. Этот фрагмент включает в себя строки 7:25-8:5. Данный факт и только что предложенная интерпретация Даниила являются в совокупности еще одним, может быть самым веским доказательством того, что собственные сочинения Кумранской общины появились на свет в I веке нашей эры, а не во время Хасмонеев и Ирода - теория, которую большинство востоковедов продолжают упорно навязывать людям, не посвященным в тонкости данной проблемы.


        В заключение можно добавить, что в завершающемся 2007 году израильские археологи наконец-то нашли могилу Ирода Великого, так сказать, разбудив его от многовекового сна. Интересующиеся семейством Ирода, в частности его внуками Агриппой I и Иродом Халкидским, могут прочитать: Сергей Рысев. Ирод и Агриппа

Библиография
Иосиф Флавий. Иудейская война.
Иосиф Флавий. Иудейские древности.
К. Рыжов. Все монархи мира: Древний Восток. М., 2001.
Н. Сычев. Книга династий. М., 2006.

 

 


 
Web ec-dejavu.ru

Содержание | Авторам | Наши авторы | Публикации | Библиотека | Ссылки | Галерея | Контакты | Музыка | Форум | Хостинг

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

© Александр Бокшицкий, 2002-2007
Дизайн сайта: Бокшицкий Владимир