На
следующей странице:
Сергей Рысев. Ирод и Агриппа
Сергей Рысев
Ирод Великий и книга Даниила
С первых веков христианства и по сей день продолжаются споры, какие именно
четыре царства, изображенные в виде зверей, пророк Даниил подразумевал в главах
2 и 7 своей знаменитой библейской книги. Особый интерес вызывает последний
зверь, страшный и ужасный, с 10 рогами, отличный от всех прежних зверей (Дан
7:7). Сразу же отметим, что важной особенностью книги Даниила является то, что
часть ее (1:1-2:3 и 8:1-12:13) написана на еврейском языке, а другая часть,
которая и содержит пророчества о четырех зверях (2:4-7:28) – на арамейском.
То, что под первым из четырех зверей,
львом с орлиными крыльями, имеется в виду Вавилонское (Халдейское) царство,
сомнений ни у кого нет, поскольку об этом прямо говорится в Дан 2:38.
Идентификация второго зверя, медведя, также не вызывает проблем, так как на
смену Вавилонской державе пришло Мидийско-Персидское царство (2:39 и 5:30-31). А
вот дальше у комментаторов начинаются трудности, связанные с тем, что у Даниила
названия третьего и четвертого царств не указаны. Как и следует ожидать, в
третьем звере, четырехглавом барсе, большинство толкователей видят гигантское
царство Александра Македонского, из чего следует, что последним, безымянным
зверем с 10 рогами должна быть Римская империя. Хотя некоторые умудряются
разделять Мидию и Персию на отдельные царства, усматривая в четвертом звере
династию Селевкидов, которая стала одной из наследниц державы Александра и вела
войны с израильтянами.
Обе трактовки нельзя считать
удовлетворительными, поскольку они неспособны объяснить другие частности главы
7, например, какие правители стоят за 10 рогами и что это за рог с человеческими
глазами и высокомерно говорящими устами, который отличается от прежних рогов и
устраняет 3 предыдущих рога (7:8,20,24). Поэтому требуется иное решение данного
вопроса, увязанное с содержанием других глав книги Даниила и сопряженных
источников. И такое решение находится.
Начнем с того, что, согласно Даниилу,
на момент написания книги самым сильным на планете было третье, а не четвертое
царство. Об этом автор говорит дважды: «После тебя [Навуходоносора] восстанет...
третье царство, медное, которое будет владычествовать над всею землею» (2:39),
«...вот еще зверь, как барс... и власть дана ему» (7:6). Возьмем себе на
заметку, что в книге Откровения, в которой имеются заимствования из Даниила,
выходящий из моря семиглавый зверь подобен именно барсу (Отк 13:2).
Теперь от зверей перейдем к рогам, которых
на последнем из животных оказывается 10. Три рога вырываются с корнем и вместо
них выходит новый. Подобная детализация четвертого зверя наводит на мысль, что
автор книги знал его лучше остальных трех зверей. При этом ни у кого нет
сомнений, что книга Даниила написана евреем. Таким образом, получается, что
четвертый зверь, «страшный, и ужасный, и весьма сильный» - современное автору
еврейское государство. Произведем проверку.
Династия Хасмонеев, правившая с 166
по 37 гг. до н. э., насчитывала ровно 10 правителей, которых можно назвать
поименно: 1) Иуда Маккавей, 2) его брат Ионатан, 3) их брат Симон, 4) сын Симона
Иоанн Гиркан I, 5) сын Гиркана Аристобул I, 6) брат Аристобула I Александр
Йаннай, 7) жена Йанная Александра Саломея, 8) их сын Аристобул II, 9) их же сын
Гиркан II, 10) сын Аристобула II Антигон.
В 67 г. до н. э. после смерти Саломии
в Иудее началась затяжная гражданская война, в которой к власти стремились ее
сыновья Гиркан и Аристовул. Когда в 49 г. Аристобул был умерщвлен, в борьбу
включился его сын Антигон. Гиркан находился под сильным влиянием одного из своих
приближенных, идумеянина Антипатра, у которого был сын Ирод. Вскоре у Ирода
установились хорошие отношения с римлянами, как раз в это время расширявшими
свое присутствие на Ближнем Востоке. В 40 г. римляне назначают его царем, а в 37
г. он становится им фактически, когда по его просьбе Марк Антоний казнит
Антигона, не желавшего уступать власть. Таким образом, победителем в борьбе за
иудейский престол вышел идумеянин Ирод – рог, «отличный от прежних» (7:24).
Наконец, в 30 г. Ирод избавляется от находившегося в преклонном возрасте Гиркана,
который только что вернулся из парфянского плена и мог еще теоретически
претендовать на трон.
В главе 7 Даниила предсказывается,
что четвертый зверь будет осужден, убит, а тело его предадут огню (7:11,24-27).
То есть становится понятно, что арамейские главы этой книги были написаны
евреем, проживавшим в Парфии и являвшимся противником Ирода. Новым же царем
Израиля, а затем и всего мира должен стать некий Сын человеческий (7:12-14).
Таким образом, видно, что от 7-й главы Даниила зависит начало Евангелия от
Матфея с его восточными магами и избиением младенцев.
В 8-й главе Даниила, являющейся в
некотором роде продолжением 7-й, поскольку в ней также фигурируют рогатые
животные, но написанной по-еврейски, опять же говорится о царе, наглом и
искусном в коварстве, сила которого укрепится с чужой (римской !) помощью,
который будет иметь успех и среди мира погубит многих, но в конце будет сокрушен
(8:23-25). Совершенно очевидно, что эта глава была написана уже после смерти
Ирода и не в Парфии.
То, что главы 7 и 8 Даниила прочно связаны друг с другом, видно и из содержимого
Кумранской библиотеки. Среди обрывков библейских текстов найден фрагмент под
номером 14, относящийся к манускрипту 4Q112, или 4QDan-a. Этот фрагмент включает
в себя строки 7:25-8:5. Данный факт и только что предложенная интерпретация
Даниила являются в совокупности еще одним, может быть самым веским
доказательством того, что собственные сочинения Кумранской общины появились на
свет в I веке нашей эры, а не во время Хасмонеев и Ирода - теория, которую
большинство востоковедов продолжают упорно навязывать людям, не посвященным в
тонкости данной проблемы.
В заключение можно добавить, что в
завершающемся 2007 году израильские археологи наконец-то нашли могилу Ирода
Великого, так сказать, разбудив его от многовекового сна. Интересующиеся
семейством Ирода, в частности его внуками Агриппой I и Иродом Халкидским, могут
прочитать: Сергей Рысев.
Ирод и Агриппа
Библиография
Иосиф Флавий. Иудейская война.
Иосиф Флавий. Иудейские древности.
К. Рыжов. Все монархи мира: Древний Восток. М., 2001.
Н. Сычев. Книга династий. М., 2006.
|
|