Зайчик
У Даля зайчик - белая пена на вершине волны; пена на пиве, капусте и
т.д.; беглый огонек по пеплу, углям; отсвет от воды, от зеркала.
В арабском языке
луч света, исходящий из зеркала не вызывает никаких "легкомысленных"
ассоциаций. В "Цели мудреца" Маслямы аль-Маджрити описывается простой
эксперимент: человек, стоящий на свету и держащий Зеркало в руках,
направляет исходящий из Зеркала луч света в темное или затененное место, это
место освещается, но при этом, благодаря Зеркалу, освещенность того места, в
котором стоит человек, не уменьшается.
Эксперимент был призван объяснить концепт эманации -
самопроизвольного истечения из Бога некой благодати. Этот концепт, в свою
очередь, должен был помочь ответить на вопросы, которые волновали
спекулятивную мысль средневекового ислама: почему, как и зачем ни в чем не
нуждающийся Бог создал мир; ведь Он мог бы его и не создавать, так как этот
мир существует в вечном и абсолютном Знании Всеведущего Бога? И является ли
сотворение мира действием, которое предполагало бы некое движение Бога, что,
в свою очередь, предполагало бы какое-то изменение абсолютного совершенства
Бога? Как произошел переход от Абсолютно Духовного к тварному, от Единого (в
смысле единственности) к многому, от Единого (в смысле цельности,
неделимости) к партикулярному и разделенному?
Разные ответы
давались на эти и подобные вопросы, формируя сложную и исключительно
многообразную мысль средневекового ислама. Пожалуй, наиболее популярным
оказался спекулятивный концепт эманации (файд) — самопроизвольного истечения
из Бога (или от Бога) некой благодати, которая, опускаясь все ниже и ниже и
удаляясь от Бога, трансформировалась из чисто духовной в телесную, пока не
становилась стихией (первоэлементом) земли, или прахом. Сторонниками
эманационной концепции творения были исламские философы, принадлежавшие к
так называемому восточному перипатетизму (аристотелизму с примесью
неоплатонизма), аль-Фараби, Ибн-Сина.
Эманационизм особого
рода исповедовал Шахаб-ад-Дин ас-Сухраварди (1155-1191). Автор «Мудрости
озарения» в соответствии с Кораном, в котором Бог назван «Светом небес и
земли», описывает мир как результат особого рода эманации —
самопроизвольного истечения Света. Концепт Света оказался исключительно
удобен в спекулятивном отношении — для объяснения того, как сотворяется мир
Богом, — при том, что сам Бог, с одной стороны, не испытывает в чем-то
нужды, а с другой — ничего не утрачивает из Своего совершенства (и тем самым
не приобретает недостатка), источая (эманируя) Свет, который становится
творением, сопричастным Богу, хотя и отличным от Него. И вся концепция
иллюминизма ас-Сухраварди может быть резюмирована таким образом, что мир
представляет собой место выявления (мазхар в терминологии ас-Сухравар-ди)
Света, или Богоявленности (зухур, таджаллин), а место выявления
Божественного Света (Бога) может быть только Зеркалом. Тем самым мир
оказывается Зеркалом, в котором реализуется Богоявленность. Именно эта
логика представлена в главном трактате ас-Сухраварди «Мудрость озарения».
В другом сочинении
ас-Сухраварди — коротеньком трактате «Язык муравьев» — целый раздел посвящен
формулированию соответствующего постулата. «Если Царь вселенной, - пишет он,
— имеет такое зеркало, в котором отражается его внешность, то, хотя это
зеркало и лишено света, оно достойно Царя. Затем, возможно, что это зеркало
находится не там, где находится Царь». Иначе говоря, если есть Зеркало, в
котором отражается образ Бога, то это Зеркало не обладает собственным
Светом, а только отражает Божественный Свет, но это отражение как-то
соответствует Царю (Богу). И если это так, то Зеркало, отражая Бога, может
быть только вне Бога. Отражение отторгнуто от Бога, но оно Божественно в том
смысле, что содержит в себе образ Бога, точнее, этим образом и является. И
это отражение существует.
Но нас занимает ход
мысли не только ас-Сухраварди. Он — звено в традиции, сложившейся в
исламской спекулятивной мысли, которая ко времени написания «Мудрости
озарения» уже, если можно так выразиться, не могла обойтись без Зеркала.
Рассуждения, подводящие к формуле «Мир — образ Бога в Зеркале», мы
обнаруживаем ранее, у Мухаммада аль-Газали (1058-1111). В трактате «Малая
драгоценность» он объясняет то, как происходит эманация — истечение
Божественной щедрости (джуд иляхи), являющейся источником бытия, «на всякую
реальность/истину (хакика), вызванную Им к существованию». Во-первых,
эманация подобна истечению света Солнца. Аль-Газали особо отмечает, что
такое истечение (как Божественной щедрости, так и света) отличается,
например, от истечения воды из кувшина в руку, когда вода количественно
уменьшается в кувшине и соединяется с рукой. Солнце ничего не теряет из
своего света, освещая, скажем, стену. Но этого, по-видимому, для аль-Газали
недостаточно, и он, во-вторых, объясняет эманацию как отражение образа
{сура) в Зеркале. Нельзя сказать, что между первым образом, существующим вне
Зеркала, и вторым образом, который возникает в Зеркале, если его перед этим
образом держать, есть непосредственная связь-смычка {иттисалъ); нельзя о них
сказать также, что они полностью отделены один от другого (инфисалъ), но
очевидно, что первый образ — это второй образ (или наоборот). При этом
возникает вопрос подготовленности — буквально доведения до некой степени
готовности (тасвия) того куска металла, который есть Зеркало. Зеркало должно
быть очищено от ржавчины и отполировано. «Также и Божественая щедрость есть
причина возникновения Света бытия в любой сущности, способной {кабиля) к
бытию». Из всего этого следует, что эманация образа (предполагающая, не
забудем, наличие Зеркала, которое воспринимает образ) спекулятивно более
предпочтительна, чем даже эманация света (или Света)
1.
1 А. А. Игнатенко Мир - Бог
в Зеркале, или как возник совершенный человек //
Человек и Природа в духовной культуре Востока. М.: ИВ РАН: Крафт+,
2004, с. 17-19.
|
|