Домовой

 

Е. Е. Левкиевская


Славянские древности. Этнолингвистический словарь

под ред. Н.И.Толстого. Т. 2. М., 1999, с. 120-124

 


ДОМОВОЙ — рус., в.-укр. и с.-в.-бел. домашний дух, мифологич. хозяин и покровитель дома, обеспечивающий нормальную жизнь семьи, здоровье людей и животных, плодородие (см. Духи домашние). Домовой существует в каждом доме и связан с определенным родом, предком которого он мыслится. В поверьях о домовом выделяется его связь со скотом; он обеспечивает его благополучие и плодовитость, но, вместе с тем, может изводить и мучить скотину. Наряду с мужским образом домового существуют женские парные соответствия этому персонажу: в одних случаях это жена и дочь домового, в других — самостоятельные персонажи — мифологические хозяйки дома. Образ в.-слав. домового сближается с ю.-слав. домашними духами — стопаном и домашней змеей по ряду признаков и функций: происхождению от умершего члена семьи, связью с жизнью хозяина дома, функциям покровителя семьи.
 

121
       В рус. и с.-в.-бел. традициях образ домового может дробиться, а отдельные функции закрепляться за самостоятельными персонажами — дворовым, хлёвником и др. Название домовой в разных частях вост. Славии может обозначать домашнюю змею, ласку, жабу, паука, а на украинско-белорусско-польском пограничье и укр. Карпатах название домовик переносится на ходячего покойника (см. Покойник заложный) и духа-обогатителя.
 

       В книге «Златая цепь» за 1400 год существует молитва, сохраняющая «от всякоя козни сотонины и... от проклятыя хороможителя», под которым принято понимать домового.
 

       Названия. Домовой чаще всего именуется по месту обитания: рус. домовой, домовойко, домовой дед, бел. дамавик, домник, хатник, укр. домовик; а также по месту нахождения в доме: рус. голбёшник {голбец — перегородка за печью), запечник, бел. подпёчник. Названия домового отражают его статус в доме и отношения с членами семьи: рус. хозяин, избенной большак, дёдушко-браток, братанушко. доброхотушко; бел. дамавой хозяин, господарь, самый небольшой, дяденька, браток, дед, суойски; укр. -хозяин, дiд, богатир. а также основные функции и проявления: рус. кормилец, жировик, гнетка, лизун, укр. гуркало. В названиях домового может подчеркиваться его принадлежность к нечистой силе: рус. лихой, другая половина, жировой черт, бел. черт дамавы. не свой дух, лиходзей, укр. домовий дябел. нечистый. Названия домового могут табуироваться: рус. сам, он, часто с помощью метатезы: рус. модовейко. модожирко. укр. домбейко. Соответствующие женские персонажи носят имена: рус. домовиха. модовиха. домовилиха, домаха. хозяйка.
 

       Происхождение домового. Обычно домовой считается умершим членом семьи, первопредком рода (в.-слав.); умершим членом семьи, который за грехи назначен Богом в услужение живым домочадцам (рус.); умершим без покаяния мужчиной (рус.). Иногда полагали, что домового сотворил Бог (в.-укр.), что он дается Богом каждому дому (бел., в.-укр.). Согласно легендам, домовой, как и другие персонажи — «хозяева» локусов, происходит из падших ангелов, которых Бог в наказание сбросил с неба на землю. Те из них, кто попал в жилища, превратились  в домовых. Домовые образовались из капель воды, которые дьявол стряхнул со своих рук у себя за спиной (в.-укр.).
 

        Внешний вид. Часто полагают, что домовой невидим (в.-слав.) и показывается людям только как предвестник какого-л. события. Обычно домовой имеет антропоморфный вид: древнего старика (в.-слав.), черного человека (в.-укр.), приземистого мужика с большой седой бородой (рус.), лохматого, обросшего шерстью (в.-слав.) желтого (в.-укр.), рыжего, черного и белого цвета (ю.-рус.), с косматыми ладонями и подошвами (рус.), с длинными ногтями (рус.), в старом зипуне (рус.), синем кафтане (рус.), в белой (бел.) или красной рубашке (укр.), подпоясан поясом (рус., бел.). У богатых людей домовой покрыт шерстью, у бедных — он голый (рус., в.-укр.). У  домового длинные торчащие уши (в.-укр.), у него нет одного уха (рус.).
 

        Домового представляют в облике хозяина дома, живого или умершего (в.-слав.), последнего умершего члена семьи (рус.), самого старшего человека в семье (ю.-рус.). В доме, где есть мужчины, домовой имеет вид мужчины; если в семье одни женщины, домовой является в образе женщины (с.-рус.). Одежда домового белая, но, если он своим появлением предвещает беду, его одежда становится черной (ю.-рус.). Как и другие демоны, домовой способен к оборотничеству. Он может принимать облик любого члена семьи, особенно отсутствующего (рус.), любого животного, особенно кошки, зайца, собаки, теленка (в.-слав.), при этом шерсть животного имеет тот же цвет, что и волосы хозяина дома (рус.). Домовой может иметь вид змеи (рус., бел.), медведя с человеческой головой и ступнями (рус. Тамбов.).


       Места обитания домового — дом, двор, хлев, особенно его северная сторона, ясли, конюшня, сенной сарай, место, где высыпают мусор, баня. Домовой обитает в местах, связанных с пребыванием душ умерших: в красном углу (рус.), на печи, за трубой, в запечье и подпечье, у порога входной_двери, на голбце (ярослав.), на чердаке, (рус., в.-укр.), В углу клети (рус., бел.), в подполе (рус., бел.). Домовой живет в подвешенной во дворе сосновой или еловой ветке с разросшейся хвоей (рус. Владимир.). У домового есть своя дорожка, которую нельзя занимать (рус., в.-укр.). Если лечь в доме на место, любимое домовым, можно заболеть (рус., в.-укр.)

122

         Время появления. Как и вся нечистая сила, домовой проявляет себя по ночам, когда занимается хозяйством (в.-слав.). Днем он сидит на своем любимом месте — чердаке, за печью и пр. Особая активность домового приурочена к определенным календарным датам: к Рождеству и ко дню Настасьи-полурепницы (30.III ст.ст.), когда домовой бесится, разбрасывает по двору телеги и не узнает домашних (рус.); на Ивана Купалу, когда он замучивает лошадей (бел.); в ночь на Егория (23.IV ст.ст.), когда он заплетает лошадям гривы (рус.); в поминальные дни, когда он вылезает из подполья (бел.). Изредка подчеркивается сезонность его обитания в доме — весной он уходит в поля, а осенью возвращается в дом, проводя зиму на печке (укр. Харьков.); летом живет в хлеву под яслями, а зимой — в подполье (рус.).
 

        Увидеть домового можно в полночь, глядя в зеркало (укр. Харьков.), в полнолуние, смотря через борону (в.-укр.) или через хомут (рус.); если на Рождество или в Страстной четверг подняться со свечой на чердак (укр. Харьков.), если на Пасху из церкви прийти в хлев или на чердак со свечой, с которой отстояли все службы, начиная со Страстной пятницы (рус., укр.).


      Статус и основные функции.  Домовой мыслится как хозяин и покровитель дома, семьи, скота и хозяйства в целом. Домовой есть в каждом доме, его отсутствие считается аномалией и ведет к бедности и разрушению хозяйства, мору скота, смерти членов семьи. Считается, что без домового «дом держаться не станет» (рус., СРНГ 3:87). Домовой выполняет все хозяйственные работы: вздувает и поддерживает огонь в печи, убирает дом, сушит зерно, ездит за водой, ухаживает за скотом (рус., бел., в.-укр.). По ночам он осматривает все хозяйство (в.-укр.), охраняет дом от воров (рус.). Домовой, будучи мифологическим главой семьи, следит за отношениями между домочадцами, наказывая зачинщиков ссоры, лжецов, нерях (рус., бел.). Если его рассердить, он наносит вред хозяйству, пугает людей, шумит по ночам в подполе или на чердаке (в.-слав.), сбрасывает кошку с печи, бьет посуду, швыряет горшки (рус., в.-укр.), камни (в.-укр.), топчет ночующего на гумне в.-укр.), сбрасывает с человека одеяло, съедает все, что не спрятали на ночь (с.-рус., в.-укр.), и под. Домовой завивает человеку колтун (чернигов.), зализывает волосы спящему (рус.).
 

       Домовой считается хозяином-опекуном скота и птицы в доме, влияет на их здоровье и плодовитость. Если домовой любит скотину, она становится гладкой, сытой, здоровой, плодовитой. Домовой кормит и поит скот, подгребает корм в ясли, чистит скотину, расчесывает гриву лошади, заплетает ее в косички. привязывает красные ленточки (рус., в.-укр., бел.). Отношение домового к скоту зависит от того, нравится ли ему масть скотины. Если скотина чахнет, худеет, а утром оказывается мокрой, считается, что она пришлась домовому «не по двору», «не по масти», «не в руку». Нелюбимую скотину домовой мучит, гоняет по двору, загоняет под ясли, у лошади в гриве сбивает колтуны, отбирает у нее корм, а в кормушку кладет навоз (в.-слав.). Такую скотину продавали, поскольку считалось, что домовой все равно ее изведет.
 

         Поскольку благополучие скота целиком зависело от отношения к нему домового, перед покупкой новой лошади или коровы узнавали, скотину какой масти предпочитает домовой Для этого в Страстной четверг поднимались на чердак и спрашивали о масти скота домового, сидящего около трубы (укр. Харьков.); на ночь оставались в хлеву, прикрывшись бороной, и смотрели, какой у домового цвет волос — такой масти и покупали скотину (рус.). Приведя во двор нового коня или корову, ее отдавали под покровительство домовому, прося его беречь и любить скотину (рус.). К домовому обращались с такой же просьбой весной перед первым выгоном на пастбище и осенью, когда скот загоняли на зиму в хлев (рус.).


         Иногда функции ухода за скотиной приписывались родственному персонажу — дворовому (рус.) или хлевнику (бел.), который обитал в хлеву вместе со скотиной и имел облик маленького человечка. С именем дворового связан тот же самый комплекс поверий и обрядов, относящихся к скоту, что и с домовым, а часто эти персонажи вообще не различаются.


123

        Домовой своим поведением или появлением предвещает будущее, предупреждает об опасности, отводит беду. Обычно не видимый для домочадцев, он появляется в образе хозяина дома перед несчастьем, чаще всего смертью члена семьи; перед смертью хозяина он появляется в его шапке (рус.). Если дела в семье идут хорошо, домовой пляшет в клети или в сенях (бел.). Предвещая добро обитателям дома, домовой смеется, гладит мохнатой или теплой рукой (рус.); предвещая печальные события, особенно смерть кого-л. из домочадцев, домовой воет, стучит, хлопает дверями (бел., рус.), мяукает, как кошка (в.-укр.), оставляет на теле спящего человека синяки (рус.), гладит его холодной или голой рукой (рус.). Жена домового кричит перед несчастьем (с.-рус.). Домовой кричит под окном, храпит по ночам, топчется по дому — к смерти, стучит в окно — к пожару, прыгает днем с чердака — к беде, начинает усердно ухаживать за скотом — к падежу (укр. Харьков.). Домовой предотвращает пожар в доме, вовремя разбудив хозяина, спасает теленка, вызвав на двор хозяйку (рус.).
 

        Подобно море (см. Змора), домовой давит спящего человека. Если в этот момент его спросить: «К добру или к худу?», и он ответит, то это к добру, а если к худу — промолчит (рус., в.-укр.). У домового узнавали о своей судьбе или судьбе своих близких, вызывая его заговорами во дворе (с.-рус.).
 

        В зап. областях России и в Белоруссии считалось, что колдуны могут наслать на семью чужого («наброжего» или «лихого») домового, который будет приносить хозяйству вред и убытки, мучить и морить скотину. Считается, что «свой» и «чужой» домовые дерутся по ночам в хлеву.
 

         Подобно кикиморе, домовой прядет пряжу на оставленной на ночь прялке (рус., в.-укр.). Домовой, подобно карликам, богинке, лешему и др. персонажам может похищать детей, особенно проклятых матерью (рус.).


          Представления о семье домового противоречивы. Иногда считается, что он одинок (тульск.), но часто, согласно поверьям, он имеет семью (рус., бел.), причем ее состав в точности повторяет состав человеческой семьи в этом доме (рус., в.-укр.), а жизнь семьи домового повторяет жизнь семьи человека (з.-бел.). Сыновья домового поступают на службу в новые дома (с.-рус., бел.). Дочь домового — домовинка (рус.) прядет под полом (рус.). Домовой вступает в половую связь с женщинами (ср. рус. название домового батюшко дворовы снохач), особенно с молодыми вдовами. Дети от этой связи исчезают прежде, чем их успеют окрестить и обитают в подполе и за печкой (рус.).


        Отношения с человеком. Жизнь всей семьи зависит от расположения к ней домового. Если домовой любит семью и скотину, в доме царит благополучие, если он рассердится за что-л. на хозяев дома, то он приносит вред и убытки. Чтобы не рассердить домового, нужно соблюдать ряд запретов и предписаний: домовой любит мир и лад в семье, поэтому нельзя ругаться, особенно в хлеву и на дворе (рус.), стоять на мусорной куче (рус.), женщине нельзя выходить из дому с распущенными волосами и спать без белья (в.-укр.), ложиться на любимое место домового или класть на него что-л. (в.-слав.), нельзя ночью работать (укр. Чернигов.) и кормить ребенка (ю.-рус.), ложиться спать без ужина (рус. вятск.). В доме, где есть некрещеный ребенок, нельзя ночью тушить огонь, чтобы домовой не украл дитя (в.-укр.).


         Чтобы домовой хорошо относился к семье, в определенные дни ему совершают приношения, т. н. «относы»: хлеб, который кладут под печку (рус. сибир.) в углы хлева (с.-рус.), борщ, кашу, которые на Новый год относят на чердак (в-укр.) на заговины относят туда же кусок мяса или чашку молока — «заговеться хозяину» (рус.) или перед ужином выходят во двор и на коленях просят домового на заговины, а после ужина оставляют еду на столе (смолен.). Так же поступают на Пасху и Рождество (рус.). Чтобы задобрить рассерженного домового, краюшку хлеба кладут вместе с солью в чистую белую тряпку, во дворе становятся на колени и оставляют узелок около ворот со словами: «Хазяин батюшка частнай дамавой, хазяюшка дамавая, матушка частная, вот я вам хлеб-соль принес!» (рус., Добр.СЭС 1: 214). Угощение домовому оставляют на столбе, на котором держатся ворота (рус.).
 

         Обычай звать домового с собой при переезде в новый дом известен преимущественно в рус. традиции, а на Украине — у русских переселенцев. Согласно поверьям, домовой, оставшийся в старом доме, плачет и воет по ночам, а семью, не позвавшую домового, в новом доме ждут несчастья. Домового переводили в новый дом с частью старого хозяйства: хлебом, лаптями, помелом, дежой с тестом, горшком углей из старой печи, веником, куском навоза из старого хлева и др. В старой усадьбе открывают ворота или лаз из подпола и с приговором типа: «Хозяин домовой, пойдем со мной в новый дом»(калуж . ПА) переносят эти вещи в новое жилище. Первый ломоть хлеба,
 

124
отрезанный за первым обедом в новом доме, закапывают в правом углу под избой, прося домового прийти в новый дом (с.-рус ). Иногда считали, что переводить домового в новый дом лучше в день Усекновения главы Иоанна Предтечи (29.VIII ст.ст.), когда хозяин вынимал кол из яслей в старом хлеву и переносил его в новый двор (рус.). Новый дом часто не белят целый год или оставляют одно место в углу небеленым — для домового (укр.). Домовой без приглашения не может покинуть старый дом и мстит новому хозяину, изводя у него скотину, причиняя убытки в хозяйстве (рус.).
 

        Обереги от домового. Если домовой душит человека, отогнать его можно бранью (рус.) и крестным знамением, поскольку молитвы он не боится (в.-укр.). Если домовой давит человека, нужно читать молитву «Да воскреснет Бог» (в.-укр.). Если домовой мучит скотину, в хлев вводят медведя (рус. Владимир.) или козла (рус.), вешают убитую сороку (рус., полес.) или зеркало (рус., полес.). Если домовой выщипывает курам перья на голове, в курятнике вешают старый лапоть, горшок с отбитым днищем, камень с дыркой, т. н. «куриный бог» (рус. Владимир.). В качестве оберега от «чужого» домового в хлеву вешают троицкие венки (ю.-рус.). Чтобы выгнать со двора «чужого» домового, 1 ноября (ст.ст.) хозяин обмакивает помело в деготь, ездит на лошади, не любимой домовым, по двору, размахивая помелом (рус.), тычет вилами в нижние бревна хлева (рус.). Чтобы помочь «своему» домовому одолеть «чужого», в хлев кладут пест от ступы (ю.-рус.), а если слышат драку между домовыми, бьют метлой по стене дома со словами: «Бей наш чужого» (рус., ЭО 1899/3-4:19). «Чужого» домового выгоняли с помощью заговоров (з.-рус.). Чтобы усмирить «своего» рассерженного домового, хозяин махал во дворе липовой палкой (ю.-рус.), втыкал нож над дверью (ю.-рус.).
 

Лит.: Афанасьев А.Н. Дедушка-домовой // АИЮС 1850/1; Виноградова Л. Н. Региональные особенности полесских поверий о домовом // СБФ-95:142-152; Померанцева Э. В. Русские рассказы о домовом // Славянский фольклор. М., 1972:242-256; Авд. ЗРБ:144; Добр.СЭС 1:90-93,213-214; Ефим. МЭА:163-166; ЖС 1898/3-4; 1901/3-4; Зел. ВЭ:412; Зел.ОРАГО 1:140,163,178,203,219; ИОЛЕАЭ 1889/9:123-138; КСб 3:104-107;03 1848/57:132-146; СРНГ 2:141.228; 3:87;8:80,119,270; 14:336; Череп.МЛРС:23,56.60-61,76,81,134; ЭО 1889/2:76-77; 1890/4:31-33;1896/2-3:146-157; 1899/3-4:19-34; 1900/4:70-94; 1901/3,4; 1914/3-4; Богд.ПДМ:66-68; Никиф.Н:48-52; ПА; Кравч.ЭМВ 5:20; КС 1906/2-3:293; СХИФО 1893/5:29-40; Ястр.МЭН:60.
 

 



 




Содержание | Авторам | Наши авторы | Публикации | Библиотека | Ссылки | Галерея | Контакты | Музыка | Форум | Хостинг

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

© Александр Бокшицкий, 2002-2007
Дизайн сайта: Бокшицкий Владимир