Веселая наука
М. Эпштейн
Веселье мысли, или культура как ритуал
Эпштейн
М. Веселье мысли, или культура как ритуал [Вступит.
статья] //
Генис
А. Иван Петрович умер. Статьи и расследования. - М.: НЛО, 1999, с. 8-11
Может ли веселость быть
свойством мысли, а не только эмоцией или настроением?
Веселье мысли — это
способность понятий к метафорическому танцу, в отличие от напряженного,
трудового движения мысли к обобщающему и обязательному выводу. Альпинист
серьезен — ему нужно покорить вершину, хотя потом все равно придется с нее
слезать. Акробат весел — он покоряет вершины простым поворотом своего тела.
Мыслитель-альпинист доказывает, выстраивает, убеждает, настраивает.
Мыслитель-акробат сравнивает, переворачивает, открывает обратную сторону вещей.
Вот одна из наугад выбранных
мыслей Гениса: «В каждой из тех американских картин с многомиллионными
бюджетами, которые с педантичной регулярностью завоевывают мировые экраны, мне
видится наследник средневековых кафедралов... В этом парадоксальном сочетании
банальности с гигантоманией — источник чудотворной энергии, преображающей комикс
в миф»1.
Казалось бы, «голливудский
фильм —средневековый кафедрал» — это всего лишь неожиданная метафора,
сопрягающая далековатые вещи и сама подчеркивающая свою субъективность («мне
видится»). Но за этой метафорой стоит, если угодно, целое мировоззрение, которое
рассматривает эпоху постмодернизма, ее гигантизм и коллективизм, как
реинкарнацию средних веков, или, если воспользоваться выражением Бердяева,
«новое средневековье». Если растянуть эту метафору в систему понятий, перевести
на язык обобщений, она сразу потускнеет, приобретет натужную претензию на
-----------------------------------------
Генис
А. Вавилонская башня. Искусство настоящего времени. Эссе. М.: Независимая
газета, 1997. С. 66.
8
правильность. Генисовская метафора не исключает более широкой интерпретации, но
и не навязывает ее, а оставляет в подтексте, точнее, выносит в перспективу, в
даль свободного филологического романа. Веселье мысли — это способность одним
ударом рассыпать целую горку шаров-образов и направить их в лузы самых разных
дисциплин и учений.
Провозглашая свою
«веселую науку», Ницше имел в виду, что мышление не ищет последних истин, не
раскапывает гробовых тайн, а принимает вещи такими, какими они сами являют себя,
укрепляя этим жизнеприятием душевное здоровье. Веселье самого Ницше не было
чистым, оно сопровождалось безумной тревогой и больной совестью, потому что он
все еще хотел последних вещей и был их учредителем — богоубийцей, «антихристом».
Сам Ницше все еще был альпинистом, хотя мечтал быть акробатом 2. Он
все еще дышал альпийским воздухом высот и сверху вниз смотрел на маленьких
человеков, «слишком человеков», хотя в «Заратустре» он и призывает мыслителя
подражать акробату, веселящему толпу своими опасными трюками на натянутой
проволоке. Веселье Ницше — это все еще ворованное веселье, опьянение жизнью
после долгого разочарования и равнодушия к ней, пир после поста и накануне чумы,
после веков аскетической богобоязни и перед веком кровавого разгула
сверхчеловеков. Веселье Ницше — между серьезностью идеализма и эйфорией фашизма,
между Гегелем и Гитлером.
Но что, если представить себе веселье
не как «опьянение выздоровлением», не как «временное расслабление от длительной
напряженности, озорство духа, благословляющего себя и изготавливающегося к
долгим и страшным решениям»?3 Так сам Ницше определяет свою чересчур
лихорадочную веселость, с пятнами румянца на изможденных щеках. Но что такое
веселость минус дионисийство, минус фашизм, минус «жить стало веселее»?
Вот такое веселье без
истерики и надрыва, которое не готовит себя к последним решениям и не верит в
возможность окончательных решений, не противопоставляет себя ни метафизике или
религии, ни, наоборот, пошлости и скуке массового общества, а отовсюду извлекает
здоровый жизненный вкус, волю не к концу, а к продолжению, любовь не к развязке,
а к кульминации, —такое веселье мысли и становится знамением времени у
Александра Гениса. Его мысль весела, потому что находит в каждом предмете
частицу смысла,
-------------------------------------------
2
Гастон Башляр находил у Ницше "альпинистическую психику", потребность падать
вверх.
3 Ницше Ф. Веселая наука // Ницше Ф. Соч.: В 2 т.. М.: Мысль, 1990. Т. 1. С.
492, 805
9
перемешанную с частицей бессмыслицы. По крохам отличая себя от смысла,
неожиданно противясь ему, жизнь все-таки не противопоставляет себя ему наглым и
вызывающим образом, как в иррационалистических и экзистенциалистских концепциях.
Генис не экзистенциалист и не эссенциалист, он вообще не поддается философскому
выпрямлению, он не создает никакой системы и не озабочен критикой чужих систем,
его мысль не напряжена методологически, она просто радуется неистощимости
смыслообразования, множимости смыслов. Безумие нуждается в методе, здравый смысл
обходится без системы. Несовпадение жизни и мысли полезно для здоровья,
усиливает работу сердца и мозга. Мысль находится в промежутке, где существование
слегка не похоже на сущность и они поочередно задевают и провоцируют друг
друга... Генис называет себя «рабом осмысленного повествования» — и одновременно
«беженцем из истории», которая и позволяет повествованию быть осмысленным.
«Советская власть появилась за 36 лет до моего рождения и закончилась через 36 —
с падением Берлинской стены. Угодив в самую середину эпохи, я чувствую себя не
столько свидетелем истории, сколько беженцем из нее. В моей жизни все события —
частные. Я не могу вспомнить ничего монументального. Что и дает мне смелость
вспоминать. Сам я — раб осмысленного повествования. Мне неловко задерживаться на
деталях, которые и для меня-то не имеют особого значения. А ведь из них— как
выясняешь рано или поздно — состоит вся жизнь. Пожалуй, мое самое значительное
метафизическое переживание связано с осознанием незначительности любого опыта»
(из вступления к книге «Довлатов и окрестности»).
Этим противоречием все и
определяется: значительность частного, незначительного. Конец монументального—
но при этом метафизически переживаемый конец. Возможна ли метафизика без
монументализма? В этом разрыве и размещается мысль Гениса. Заметим, что такого
метафизического переживания незначительности уже почти не осталось на долю
следующего поколения, где намечается переход от веселья к стебу. Веселье мысли —
это еще совсем не стеб, размалывающий предмет разговора в мелкую пыль суетливого
равнодушия, беспрерывных приколов, хохм и подначек. Генис избегает стеба в той
мере, в какой веселость не должна быть самоцельной и изнуряющей, легко
переходящей в скуку, но поддерживает интерес к предмету как существенному — и
все же не настолько важному, чтобы объяснять собой все другие предметы.
Логические нити не протягиваются долго в текстах Гениса, потому что органический
для него тип связи — это вообще не нити, а цепочки, в которых каждое звено
закругляется на себя — и именно поэтому
10
держит другое звено. У Гениса почти каждая фраза ударна, несет в себе
завершающий смысловой акцент. Она не готовит, жертвенно умаляясь до повода или
вступления, какое-то сверхсообщение в сотой фразе после себя. В этих текстах нет
значительных разрежений и сгущений, перепадов внутреннего смыслового давления, —
кровь ровно и сильно пульсирует в этих сосудах. Фраза самодостаточна — и с
первого слова готова стать афоризмом. Генисовская статья — это десятки
афоризмов, нанизанных на одну тему, — их легко можно представить размещенными по
вертикали, как в сборнике изречений. Вот как пишет Генис о греческом историке
Павсании: «Грецию он застал в прекрасную пору: музеем она уже была, руинами —
еще нет. Искусство, описанное Павсанием, сюжетно, как телевизионный сериал. Нам
же достались загадочные остатки чужой истории. Время нарубало мрамор в капусту.
Что ни фриз, то свалка плоти. Каждый музей — как анатомический театр»4.
Между фразами почти нет
объяснительных и выводных связей, но каждая дает законченный метафорический
образ своей теме, общей для данного абзаца. Это мышление «в настоящем времени»,
без логически-временной растяжки между причиной и следствием, посылкой и
выводом, прошлым и будущим. Отрывок, который мы процитировали, своим
афористически-кон-статирующим стилем как бы иллюстрирует основную мысль книги
«Вавилонская башня», ее подзаголовок «Искусство настоящего времени». Характерно,
что Генис начинает ее главой о греках («Письма из Древней Греции»), которые
владели искусством жизни в настоящем, т.е. в наиболее интенсивном модусе
переживания каждого мига как вечности. О том же — и предисловие Ницше к «Веселой
науке»: «О, эти греки! Они умели-таки жить; для этого нужно храбро оставаться у
поверхности, у складки, у кожи, поклоняться иллюзии... Эти греки были
поверхностными — из глубины! Не являемся ли мы именно в этом— греками?.. Именно
поэтому— художниками?»5 Это и есть искусство настоящего времени —
искусство, которое для Ницше оставалось в прошлом и наступало из будущего и
которое время постмодерна утверждает как настоящее.
-------------------------------------
4 Генис А. Вавилонская башня. С. 10
5
Ницше Ф. Указ. соч. С. 497.
11
|
|