Игры при покойнике
Е. Е. Левкиевская
Славянские древности. Этнолингвистический словарь под ред. Н.И.Толстого.
Т. 2. М., 1999, с. 386-388
ИГРЫ ПРИ ПОКОЙНИКЕ - элемент
з.-укр. похоронного обряда, приуроченный
к первой или второй ночи после кончины,
реже — после погребения, когда родственники и соседи устраивают посиделки в доме, где лежит покойник. Игры происходят
обычно после чтения Псалтыри, реже — в
промежутках между чтениями. Выделяются
четыре основных типа игр: игры с покойником, основой которых служит символическое
«бужение», «оживление»; игры, имитирующие отпевание и похоронный обряд; эротические игры, имитирующие половой акт;
«состязательные» игры, соревнования в ловкости, быстроте и смекалке. Посиделки при
покойнике имеют общее название свiчiня, а
также могут называться по одной из игр —
лопатки. прiвiлье и др. Игры при покойнике отличаются гипертрофированным весельем, носят продуцирующий характер и
призваны «восстановить» жизнь в доме,
преодолеть смерть и служат также профилактическим средством, предохраняющим от
возврата смерти в этот дом. Обычно в играх
принимают участие односельчане покойного
независимо от пола и возраста; реже — только парни и девушки. Члены семьи покойного в играх участия не принимают, но воспринимают их как необходимую и естественную
часть похоронного обряда. Как правило, играют в той же комнате, где лежит покойник,
но если в комнате мало места, переходят в
сени, во двор или в другую избу. Иногда
считается, что игры нельзя устраивать в той
комнате, где находится усопший.
Игры, направленные на «оживление» покойника, часто носят
кощунственный характер: умершего тянут за ноги, приглашая подняться, хватают за волосы и
просят догадаться, кто это сделал, щекочут
в носу соломинкой или веткой, чтобы заставить рассмеяться. Во время исполнения погребальных песен или чтения Псалтыри покойника сажают на скамью, привязывают
веревки к рукам и ногам, дергают за них и
кричат: «Он встает!» (гуцул.). Подобные
действия ассоциируются с в.-слав. обрядом
«бужения» покойника и другими формами
символического бужения (см. Будить).
387
В играх, имитирующих похоронный обряд, роль покойника исполняется кем-нибудь из участников посиделок.
Его кладут на лавку, накрывают полотном.
Другой парень переодевается в женское платье и начинает причитать, изображая жену
«покойного». Третий участник игр наряжается священником — ему надевают на
голову красный колпак, из фартука делают
облачение, а спину украшают крестом из газеты или картофельных очисток. «Священник» берет в руки башмак, кожаный лапоть
или горшок на веревке с тлеющей ветошью и
пародирует отпевание, вместо слов молитвы
произнося тексты типа: «Когда я шел в гору,
нашел я ризу, взял я себе ризу, посмотрел
вверх и вниз и думал — был бы из меня
попище, как бы я взял себе ризищу». Во
время «отпевания» «поп» описывает «умершего» как пьяницу, который пропадал в кабаке, вечно бранил жену, мало ходил в церковь, курил трубку и теперь должен попасть
к чертям в пекло, где его будут бить железными вилами. В это время двое парней пытаются сбросить «покойника» на пол. Он
увертывается от них и убегает. Иногда в
играх пародируется также исповедь и причащение: один из парней накрывает себе голову полотном, а остальные рассказывают о
своих грехах. После чего он берет чашку с
водой, ложку и «причащает» всех водой.
Подобные игры имеют параллели с рядом
символических похорон и игр типа «похорон
Пахомушки, Сидора, деда, таракана» и др.,
которые устраивались на святках, на масленицу, перед началом Филипповского поста, во время свадьбы.
Иногда в играх при покойнике, имитирующих похоронный обряд, участвует маска
смерти, которую изображает мальчик с соломенным горбом, лицом, обсыпанным мукой
и вставными зубами из картошки. Смерть
прыгает через порог в комнату, становится на
колени перед «покойником», молится, точит
«косу», а затем набирает в рот воды, обрызгивает всех и гоняется за молодыми девушками и парнями, пока кто-нибудь не упадет.
Эротические игры имеют несколько вариантов, наиболее распространенным из которых является игра с участием
дiда и бабы: парень наряжается
старым евреем-торговцем, надевает рваный грязный
тулуп шерстью наружу и большую шапку,
Делает искусственный горб, привязывает
бороду и берет в руки палку; между ног у него искусственный фаллос, сделанный из
палки, обмотанной тряпками, сплетенный из соломы или веревок. Другой парень наряжается бабой, надевая на голову платок и вымазывая лицо сажей. «Дед» и «баба» подходят к двери, где собрались играющие, и просят разрешения купить телку и бычка. У них
требуют разрешение на торговлю. «Дед» дает
бумагу, на которой написаны непристойности, и их пускают в дом. «Дед» и «баба» начинают плясать, затем падают на пол и имитируют половой акт, после чего поднимаются и
начинают торговать телочек, т. е. молодых
девушек. Каждая из девушек должна поцеловать слюнявого, сопливого «деда», иначе ей
мажут лицо сажей. Парни должны поцеловать «бабу», которая также мажет их сажей.
В других вариантах игры «дед» и «баба»
«строят мельницу», т. е. бьют палками по
горшку. В «построенной» мельнице «дед»
колотит «бабу» палкой и обвиняет ее в том
что она слишком много гуляет с другими мужчинами. Затем они вновь имитируют коитус.
В игре копiцi
[стог сена] также участвуют ряженые «дед» и «баба». «Дед» назначает каждой из девушек парня, которого она
должна поцеловать. Если девушка не согласится это сделать, она должна поцеловать
соломенный фаллос «деда». Когда все перецелуются, дед «косит» палкой, и все падают, изображая стог сена. «Дед» и «баба»
ложатся на «стог» и имитируют половой акт.
Другие игры — нiточки, скiпки
[щепки],
игра с лiжкоу [с ложкой] основаны на том,
что каждая из девушек должна поцеловать
всех парней, или парень должен поцеловать
всех девушек.
Эротические варианты игр при покойнике имеют прямые аналоги со слав. святочными и масленичными обходами ряженых
(Ряжение, Кукеры, «Верблюд»), направленными на увеличение плодородия.
К играм состязательного типа относятся различные соревнования в
ловкости и силе. Игра лопатки заключается
в том, что один из участников посиделок,
выбранный «господином», сажает на стул
парня или девушку, закрывает им глаза, а в
это время кто-нибудь из присутствующих
бьет сидящего по ноге деревянной лопаткой.
«Господин» отпускает сидящего и предлагает угадать, кто его ударил. Если тот угадает, ударивший занимает его место на стуле,
если нет, то его будут бить до тех пор, - пока
он не угадает. По этому же принципу строится игра вiуса йстi [есть овес]: один из
участников игры засовывает голову в шапку,
которую держат перед ним, а кто-нибудь в
это время бьет его по спине. Он должен
угадать, кто его ударил, в противном случае
он продолжает «есть овес», пока не угадает.
388
Состязательные игры при покойнике, вероятно, восходят к тризне — др.-русскому
похоронному обряду, обязательной составной частью которого наряду с пиршеством,
были ритуальные состязания.
Лит.: Богатырев
П. Г. Игры в похоронных
обрядах Закарпатья // СЭРТК:484-508; Кузеля 3. Посижiне i забави при мерцш
в українськiм похороннiм
обрядї // ЗНТШ 1914/121:
173-224; ЕЗ 1912/31-32:210; Грушевська К. 3 примiтивної
культури. Київ,
1924:107—
108; ЗНТШ 1915/122:111-136; КА.
|
|