Пятница
В грамоте Константинопольского патриарха 1589 г. к литовско-русским
епископам содержится запрет праздновать пятницу наравне с воскресеньем
1. Пятница была связана с Мокошью. Мокошь - единственное женское
божество древне-русского пантеона, чей идол в Киеве стоял рядом с кумирами
Перуна и других божеств Непосредственным продолжением образа Мокоши после
принятия христианства стала Параскева Пятница. На дорогах, на перекрестках
ставились на столбах небольшие часовни с иконой св. Параскевы; эти часовни
также назывались "пятницами".
В культе Матери Земли, сохранившемся и после принятия христианства, как
Земля, так и Богородица могут восприниматься как "общая мать" всех людей,
соответственно, древнерусские тексты и Землю, и Богородицу именуют: "общая
наша мати земля". Знаменательно, что в русских духовных стихах заповедь не
браниться матерными словами может вкладываться в уста как св. Пятницы, так
и Богородицы. Между тем, в сербском языке матерное ругательство может
относиться непосредственно к Пятнице (jебем
ти свету Петку), причем такое ругательство считается самым сильным.
При этом нужно учитывать, что матерная брань у славян, так же как и брань (эсхрология)
в античности изначально была ритуальным сквернословием, обязательно
присутствовала в аграрных культах, и была направлена на обеспечение
плодородия 2.
Пятница у германских народов именовалась "днем Фригг".
Frigg - богиня магии, прорицания, плодородия и брака; она помогала
роженицам и определяла судьбу новорожденных. С этим именем также связана и
вера в то, что дети "приходят" из недр Земли, из гротов, пещер или из
родников. В современной Европе можно встретить названия источников,
"приносящих детей":
Kinderbrunnen (нем. источник, приносящий детей),
Bubenquellen (нем. источник мальчиков).
1. Полный
Церковно-славянский словарь. М., 1993., с.532.
2. Успенский Б.А.
Избранные труды. Т.2. М., 1994 ("Мифологический аспект русской экспрессивной
фразеологии": с.53-128), с.73.
|
|