А. И. Зайцев

 

Свобода воли

и божественное руководство в гомеровском эпосе

 

Зайцев А.И. Избранные статьи. Т. 2. - СПб.: Филол. ф-т СПбГУ, 2003, с. 203-208.


 

         Уже в античности было подмечено, что гомеровские герои совершают важнейшие поступки по внушению богов. Отголоски споров по этому вопросу мы находим, в частности, у Плутарха (Vit. Coriol. 32), опиравшегося, очевидно, на какие-то философские источники,1 да и знаменитое уподобление Платоном в «Законах» людей марионеткам в руках божества (644d - 645b) едва ли было сделано без влияния соответствующих гомеровских сцен.
 

        Чем же объясняется эта странная черта гомеровского эпоса? С полной категоричностью Бруно Снелль приписывает гомеровским поэмам представление о неспособности человека к самостоятельным действиям,2 и в поддержку его идеи выступил ряд исследователей,3 в том числе советских — В. Н. Ярхо и В. В. Иванов.4
 

       Другие ученые вскоре указали на ряд случаев, где гомеровские герои принимают решения самостоятельно, взвесив соображения «за» и «против»: так, Одиссей (Il. XI, 404-410) и троянец Агенор (Il. XXI,550-590) решаются не отступать и принять бой, в то время как Менелай принимает решение отойти, покинув на время тело Патрокла (II. XVII, 90-113).5 В той или иной форме Снеллю возражали Гундерт, Ланиг, Швабль, Лески, Доде, Кульман, Шерер, Пламбок, Пирсон.6 В итоге получается, что в гомеровских поэмах мы находим двойную мотивацию поведения людей — внутреннюю и внешнюю, обусловленную вмешательством богов, причем эта последняя, на наш взгляд, явно выступает на передний план.
-----------------------------
1 Lesky A. GSttliche und menschliche Motivation im homerischen Epos //SHAW. 1961. 4. S. 18-22.
2 Snell Br. l)Die Entdeckung des Geistes. 3. Aufl. Hamburg, 1955. S. 50 f, 106; cf. 2) Aischylos und das Handein im Drama. Leipzig, 1928 (Philologus. Supplbd. XX, I).
3 Voigt Ch. Uberlegung und Entscheidung. Studien zur Selbstauffassung des Menschen bei Homer. Berlin, 1934; Frankel H. Dichtung und Philosophie des fruhen Griechentums. Munchen, 1951. S. 92; Jurss Fr. Von Thales zu Demokrit. Leipzig, 1977. S. 31-32.
4 Ярхо В. Н. Проблема ответственности и внутренний мир гомеровского человека// ВДИ. 1963. № 2. С. 46-64; Иванов В. В. Структура гомеровских текстов, описывающих психологические состояния // Структура текста. М., 1980. С. 81-117.
5 Dodds E. R. The Greeks and the irrational. Berkeley, 1951. P. 20. N. 31: «a reasoned decision taken after consideration of possible alternatives)).

6 GundertH. Charakter und Schieksal homerischer Helden // Neue Jahrbucher fur Antike. 1940. Bd. 3. S. 225-237; Lanig K. Der handelnde Mensch in der Ilias: Diss. Eriangen, 1953; Schwab 1 H. Zur Selbstandigkeit des Menschen bei Homer//WS. 1954. Bd. 67. S. 46; Lesky. Op. cit.;Dodds. Op. cit.; Kiillmann W. Das Wirken der Goiter in der Ilias. Berlin, 1956. S. 78-81, 106-116; Schaerer R. L'homme antique. Paris, 1958; Plambock G. Erfassen—Gegenwartingen—Innesein: Diss. Kiel, 1959. S. 7; Pearson L. Popular ethics in Ancient Greece. Stanford, 1962. P. 208. N. 3.
203

         Мысль о неспособности или нежелании автора (или авторов) гомеровских поэм изображать людей, самостоятельно принимающих решения, не подтверждается, но вопрос о корнях и смысле, так сказать, «божественной мотивации» ждет своего разрешения. Что касается корней этого «божественного руководства» людьми, наблюдаемого нами у Гомера, то прежде всего нужно отвергнуть идею, будто когда-то в прошлом, незадолго до создания «Илиады» и «Одиссеи», такое внешнее объяснение поступков людей было единственно возможным (и объяснение Снелля правильно для этой эпохи), а гомеровские поэмы дают нам уже картину перехода к изображению обычных психологических мотивировок.7 Это объяснение вызывает целый ряд затруднений: прежде всего, «Одиссея», более поздняя, чем «Илиада», демонстрирует не разрушение, а развитие «божественного аппарата».8
 

        Далее, рассмотрим, например, эпизод с Агенором и Ахиллом — яркий случай принятия самостоятельного решения после колебаний, и притом человеком, находящимся под покровительством Аполлона, который лично его спасает и даже принимает его облик и дразнит Ахилла, гоняющегося за ним. Никаких советов Аполлон ему не дает, и, казалось бы, перед нами образец нового духа, нового подхода к мотивации поступков. Но такой прямолинейный анализ гомеровских поэм на более древние и более новые слои и здесь встречает трудности: в Il. XXI, 569 мы обнаруживаем следы, очевидно, крайне архаического представления о том, что у особо сильных могущественных людей
-------------------------
7 cm.: Cauer P. Grundfragen der Homerkritik. 2. Aufl. Bd. 1. Leipzig, 1914. S. 401.
8 Nilsson M. P. Gotter und Psychologic bci Homer// ARW. 1924. S. 363-390 (oco6.: S.367f.).

204

может быть несколько душ.9 Это, однако, частности, которые не решили бы дело. Гораздо важнее уже то, что слабые отзвуки человеческих конфликтов, дошедшие до нас в хозяйственной отчетности микенских дворцов, говорят о том, что и во II тыс, до н. э. в микенских государствах, как и повсюду в Передней Азии и в Египте, людей считали самостоятельно принимающими решения в нормальных ситуациях и отвечающими за них лично. Так, в табличке ТY Ер 704 сама жрица Эрата оспаривает притязания da-mo (очевидно, общины), а не ее божественный покровитель или покровительница.
 

         Безусловно неприемлема недавняя попытка Джейнза постулировать для цивилизаций Ш-11 тыс. до н. э. большую, чем сейчас, самостоятельность функционирования полушарий головного мозга и, как следствие этого, всеобщие слуховые галлюцинации, воспринимавшиеся как голоса богов и управлявшие поведением людей в частной и общественной жизни, так что, в частности, и гомеровский «божественный аппарат» является реликтом этой совсем непохожей на нашу психологии человека.10 Этой идее противоречит уже поразительный континуитет в материальной культуре, государственном быте, искусстве и словесности Древнего Египта и Месопотамии от Ш тыс. до н. э. до эпохи эллинизма, исключающий возможность коренной ломки определяющих поведение человека психофизиологических механизмов.
 

         Наконец, обратимся к самим богам, как они изображены у Гомера. Они-то принимают решения всегда сами и руководствуются своими личными интересами и капризами.11 Аполлон решает поразить чумой ахейское войско, вняв молитве Хриса (Il. I, 43 sqq.), Гера испугалась, что Ахилл набросится на Агамемнона, и послала Афину остановить Ахилла (Il. I, 194-196). В гомеровской религии нет персонажей, которые могли бы управлять богами. Между тем история всех религий учит нас, что конкретные черты, которыми люди наделяют божества, всегда являются результатом перенесения в мир богов человеческих свойств и форм поведения. Это понимал применительно к греческой религии уже Ксенофан, и он же, говоря об аморальности гомеровских богов, разумеется, видел и то, как в мир богов у Гомера переносятся типично человеческие, сплошь и рядом не лучшие в нравственном смысле побуждения.
-------------------------

9 Зайцев А. И. ΨΥΧΗ: П. XXI, 569 // ВДИ. 1976. № 1. С. 97-102 (= с. 167-174 настоящего сборника.)
10 Jaynes J. The origin of consciousness in the breakdown of the bicameral mind. Boston, 1976; Ср.: Иванов В. В. 1) Структура гомеровских текстов. С. 81-116; 2) Машинные комплексы и полушария мозга // ВФ. 1979. № 7. С. 159 ел.
11 Cp.:Voigt.Op.cit.S.82f.

205

         Без ощущения свободы воли человека греки не могли бы представить себе и действующих по собственному произволу богов. В действительности представление о руководстве богов людьми должно иметь свои психологические корни, и притом в явлениях так называемой диссоциации психических явлений,12 но не стойкой и повседневной, как считает Джейнз, а проявляющейся у отдельных индивидуумов в определенные моменты. Чувство утраты способности управлять собой, ощущение какой-то внешней силы, заставляющей поступать так, а не иначе, охватывает в определенных ситуациях не только больных, например страдающих синдромом Кандинского-Клерамбо,13 но и здоровых людей. В те эпохи и у тех народов, где господствовала религия, такого рода ощущения могли возникать чаще, воспринимались как одержимость божеством или духом и могли институционализироваться, рассматриваться как что-то похвальное и полезное для общества. Очевидно, таков был в древнем мире упоминаемый Луканом (I, 256) furor Teutonicus.14 Здесь, в этих исключительных переживаниях, можно видеть корни представления о том, что божество может руководить и управлять человеком.15
 

         Но как используется это древнее представление в гомеровских поэмах? Заметим прежде всего, что советы богов у Гомера чаще всего соответствуют тому, что предпринял бы сам герой в данной ситуации сообразно своему характеру, таким, каким его рисует поэт,16 т. е. по обычным законам психологической мотивации в художественном произведении. Вполне определенный характер обнаруживают в «Илиаде»
----------------------------
12 Bickel E. Homerischer Seelenglaube. Geschichtliche Grundziige menschlicher Seelenvorstellungen. Berlin, 1926. S. 278 ff.; Nilsson. Op. cit.; Kullmann. Op. cit. S. 88 fl; Dodds.Op.cit. Р. 9 ff.
13 См.: Ануфриев А. К. Психический автоматизм и синдром Кандинского-Клерамбо// Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1979. №9. С. 1397-1405.
14 М. П. Нильссон сопоставляет исступление Гектора, описанное в «Илиаде» (XV, 603-612), с состоянием древнескандинавского берсеркера (Nilsson. Op. cit. S. 366). Cp.: Henry P. L. Furor heroicus // Ztschr. fur celtische Philologie. 1982. Bd. 39. S. 235-242.
15 Kullmann. Op. cit. S. 108.
16 Ibid. S. 107-109.

206

Гектор 17 и Патрокл.18 Гомер вполне последовательно рисует нам Ахилла на всем протяжении «Илиады» как импульсивную натуру, способную, однако, перебороть возникающие в нем порывы к насильственным действиям.19 Ахилл сдерживает свой гнев, в частности, в разговоре с Приамом (Il. XXIV, 559-570). Храбрый Диомед, спокойно выслушивающий обидные речи Агамемнона (Il. IV, 401-418), выступает рядом с Ахиллом в роли контрастной фигуры. Ахилл остается самим собой и в I песни «Илиады», когда он удерживается от расправы с Агамемноном (188 sqq.), но здесь поэт, как и в других случаях, привносит дополнительную мотивировку поведения Ахилла — вмешательство Афины, удержавшей его, причем Афина уже как будто заранее знает, как поведет себя дальше Ахилл уже по собственной инициативе (I, 212-214).
 

          Каков же смысл в дополнительной «божественной мотивации» наряду с нормальной «от характера»?20


        Хорошо известно, что забота и поддержка, которую оказывают боги Ахиллу, Одиссею, Диомеду и другим героям гомеровского эпоса, должны поднять их в глазах слушателей и над современными людьми, и над толпой простых людей — рядовых воинов героической эпохи. Я думаю, что и приписывание божественной мотивации поступкам человека, ставящее его в непосредственную близость к высшим силам, входило в древнегреческом эпосе в систему приемов героической идеализации персонажей эпоса. Доводом в пользу этого является то, как в «Илиаде» изображается поведение Терсита (Il, 211-277). Терсит — рядовой воин — представлен отвратительным смутьяном и трусом, и, когда он неожиданно обращается к грекам с призывом бросить осаду Трои и вернуться домой, поэт дает однозначно психологическую мотивировку его поступка, исходя из свойств его характера, проявлявшихся
------------------------
17 Quaglia L. La figura di Ettore e 1'eticanell'Iliade//AAT. 1959-1960. Vol. 94.P. 158-238.
18 Scheliha R. von. Patroklos. Basel, 1943.
19 О фигуре Ахилла см.:Quaglia L. La figura di Achille e 1'etica dell'Iliade// AAT. 1960-1961. Vol. 95. P. 325-404; Lesky A. Zur Eingangszene der Patroklie // Serta philologica Aenipontana, 1. Innsbruck, 1962. S. 19 f.
20 Впрочем, Гомер иногда явно использует божественное вмешательство для того, чтобы заставить события развиваться в соответствии с намеченным сюжетом даже вопреки характеру действующего лица. Так, в II. V, 669-676 Одиссей, не вмешайся Афина, напал бы, как настоящий эпический герой, на предводителя ликийцев Сарпедона, а не на рядовых воинов (см.: Voigt. Op. cit. S. 57-59).

207

уже и ранее в его поведении. Никаких следов божественного внушения мы здесь не находим, и в этом аспекте Гомер ничуть не архаичнее не только Феофраста, но и, скажем, Шекспира с его Яго. Причина здесь очевидна: Терсит — не эпический герой, а эпизодический отрицательный персонаж, недостойный, с точки зрения поэта, божественного руководства. Аналогичным образом Гомер вкладывает в уста Агамемнону (Il. XIX, 26-94, 136-137) ссылки на вмешательство Зевса, Мойры, Эринии, Ате, лишивших его рассудка, в качестве попытки оправдать свое пагубное поведение,21 в то время как Мелантий и неверные рабыни Одиссея должны безоговорочно поплатиться за свои поступки и вопрос об участии богов в их вине отнюдь не возникает (Оd. XXII, 417-477).
 

       Все это заставляет нас предполагать, что божественное вмешательство служит, в духе общих законов поэтики гомеровского эпоса, для большего возвышения эпических героев, для создания пропасти между ними и простыми людьми, с одной стороны, и между людьми лучших времен и современниками поэта, его слушателями, — с другой.
--------------------------------
21 Важно, что и Ахилл готов принять это объяснение (Il. XIX, 270-273; сf. IX, 376).

 

 


 




Содержание | Авторам | Наши авторы | Публикации | Библиотека | Ссылки | Галерея | Контакты | Музыка | Форум | Хостинг

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

© Александр Бокшицкий, 2002-2007
Дизайн сайта: Бокшицкий Владимир