Флаг
Флаг, знамя является одним из видов военных знаков. У римлян военные знаки были
священными, их утрата считалась позором. В древнейшие времена военными знаками
были, напр., пучки сена, насаживаемые на пики, различные металлические
знаки, изображения животных (волк, минотавр, конь, вепрь, орел). Марий ввел орла
как единый знак легиона. О применении военных знаков у греков известно немногое.
Вероятно, в древности военным знаком греков мог быть щит (величайшим позором
считалась утрата именно щита).
У Гомера эгида -
щит Зевса, покрытый козьей шкурой, с головой Горгоны, обращающей врагов в
бегство. С эгидой часто изображается у Гомера и Афина
(Илиада V,735-743); Аполлону вручает свою эгиду Зевс с
тем, чтобы с ее помощью он устрашил "героев ахейских" (XV,
220-229). Паллада появляется среди войска, готовящегося
к сражению:
В длани имея эгид, драгоценный, нетленный, бессмертный:
Сто на эгиде бахром развевалися, чистое злато,
Дивно плетенные все, и цена им - стотельчие - каждой.
С оным, бурно носяся, богиня народ обтекала,
В бой возбуждая мужей, и у каждого твердость и силу
В сердце воздвигла, без устали вновь воевать и сражаться.
Всем во мгновенье война им кровавая сладостней стала,
Чем на судах возвращенье в любезную землю родную.
(Илиада II, 446-454)
Чрезвычайно
любопытна световая символика щита. Вот Ахилл впервые берет в руки свой щит (знаменитый
щит, выкованный Гефестом):
...взял, наконец, и огромный и крепкий
Щит: далеко от него, как от месяца свет разливался.
Словно как по морю свет мореходцам во мраке сияет,
Свет от огня, далеко на вершине горящего горной,
В куще пустынной; а их против воли и волны и буря,
Мча по кипящему понту, несут далеко от любезных, -
Так от щита Ахиллесова, пышного, дивного взорам,
Свет разливался по воздуху.
(Илиада XIX, 373-380)
Во всех знаменитых описаниях изображений на щитах - Ахилла у Гомера,
Геракла у Гесиода, Энея у Вергилия - световая символика представлена богато и
разнообразно. В сочинении "Ασπισ "("Щит
Геракла") щит назван "всеблещущим"(139), παναίολος (блестящий, совершенно пестрый,
разнообразный) при αιόλος (проворный, верткий; сверкающий; пестрый) и Αiόλος
(Эол, бог ветров); ср. и.-евр. корень ulu "
uelu (вращать). Свет, исходящий от щита не просто "излучается", он "светит
снизу": ὑπολαμπές
(142).
Знамена (штандарты) римских войск состояли из четырехугольного куска сукна и
были укреплены на перекладине древка. Изготавливаемые из
пурпурно-красного сукна штандарты полководцев выносились перед
походжным маршем из лагеря на преторий, а в морской войне поднимались на мачту
адмиральского корабля. Особое значение имели императорские пурпурные
знамена в виде драконов, которые сопутствовали в битве и на праздничных парадах.
Пурпурный, красный, золотой - божественные цвета, цвета Солнца, цвета власти.
Ср. характерное для византийской жизни резервирование пурпурных одежд и сапожков
за императорской особой (по Иоанну Златоусту, "если частный человек возлагает на
себя царственное пурпурное одеяние, он и его пособники бывают казнимы за
крамолу"), восходящее к распоряжению Нерона 1. Ср. у Даля о
военном, георгиевском цвете: "белый, жаркόй,
черный (серебро, золото, чернь)".
В латинском словаре рядом
находятся слова flagrum "бич, плеть, кнут" и
flagro "гореть; сверкать; внушать любовь";
flagrans "жгучий, палящий; пылкий, страстный;
яркий, сверкающий". Ср. греч. φλόγεος "горящий,
пылающий, блестящий"; φλέω "вздуваться, переполняться, быть полным,
изобиловать".
Яркий свет Солнца, блеск (удар)
молнии воспринимались как проявление божественной силы, силы, поражающей
врага, но также и производительной силы, способствующей плодородию, знаменующей
благоприятный исход любого дела и в первую очередь - военного (Илиада
II, 350-353).
Можно предположить,
что слова флаг (гол. vlag ) и
флагеллация близки этимологически.
ССЫЛКИ
1. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской
литературы. М., 1977, с.113.
|
|