Дурной глаз,
Сглаз
В. Ф. Райан
Дурной глаз
В. Ф. Райан. Баня в полночь. Исторический обзор магии и
гаданий в России.
М., 2006, с. 59-62, 99-100. (за OCR
спасибо А.М.)
Вера в дурной глаз широко распространена во всем мире. Ее
разновидности исчерпывающе описаны С. Зелигманном9, включая некоторые
детали, характерные для русских, украинцев и белорусов. Самое раннее упоминание
о вере в дурной глаз на Руси встречается в «Открытии колдовства» (1584)
англичанина Реджинальда Скота10. Автор приписывает ее ирландцам,
московитам и жителям островов Вест-Индии. Первым русским текстом, упоминающим
дурной глаз, насколько мне удалось установить, является молитва XVI века против
«злого сретения и лукавого ока»11. Возможно, представление о дурном
глазе пришло к восточным славянам из Византии; на Руси и на Балканах встречаются
византийские амулеты от сглаза, и в этом случае трудно спорить с
диффузионистской интерпретацией этих находок12.
В.И.Даль приводит следующие выражения для обозначения сглаза: глазить,
сглазить, (из)урочить, озевать, испортить глазом, опризорить; сглаз, худой глаз,
дурной глаз, нехороший глаз, нечистый глаз, озева, порча, прикос, притка с глазу
(притка — обычно неожиданное несчастье или болезнь), призор, урок.
Следует заметить, что порча часто является результатом сглаза, но может быть
наслана и любым другим из способов вредоносной магии.
На Руси, как и во многих других странах, считалось, что
дурным глазом обладают ведьмы и колдуны, а также люди с черными, глубоко
посаженными, выпученными, косыми и вообще необычными глазами или какими-либо
другими особенностями внешности13, а также иноземцы и священники14.
2. Народная магия
Так, в Карелии слово еретун (от еретик, народное обозначение
колдуна) значит «косой»; вообще слова с основным значением «косой» часто
употребляются в смысле «обладающий дурным глазом», что подчеркивает связь
представлений о магических свойствах и внешних особенностях глаз15. В
1881 году (!) русская газета опубликовала рассказ о том, как в Академию наук был
передан приговоренный к смертной казни преступник для проведения экспериментов с
целью установить действие дурного глаза. Преступника морили голодом в течение
трех дней в камере, где лежал каравай хлеба. Через три дня анализ показал, что
хлеб содержит ядовитое вещество!16
Сглазить можно и случайно, и в настоящее время в России
существует обычай сплевывать три раза, креститься, приговаривая «тьфу-тьфу, не
сглазить», если чьи-то слова можно понять как искушающие судьбу (в подобной
ситуации англичане, как и русские, говорят «постучи по дереву» и действительно
стучат). Так же поступают в случае оговорки, зевания или смеха в неподобающий
момент17. Обычай сплевывать в подобных обстоятельствах для защиты от
злых сил имеет древние корни и множество аналогий18. Плевать могли и
при произнесении заговоров (см. гл. 7). Обычай троекратно сплевывать укоренился
в православном церковном таинстве крещения (при словах «отрицаюсь сатаны»).
Английский инженер на русской службе капитан Джон Перри описал в 1716 году обряд
перехода иноземцев в православие. При этом требовалось трижды сплюнуть через
левое плечо и повторить вслед за священником: «Будьте прокляты мои родители,
воспитавшие меня в вере, которой меня учили, я плюю на них»19. Другая
форма защиты, употребляемая до сих пор, — показать фигу (кукиш).
Сглаз в строгом смысле слова очень часто ассоциировался с
другими действиями, могущими навлечь несчастье: не следовало искушать судьбу,
высказывая надежды, намерения или незаслуженные похвалы20. С.Т.
Аксаков, рисуя в своих воспоминаниях картины провинциальной русской жизни конца
XVIII века, рассказывает, какой ужас охватил русскую повитуху, которая
испугалась, что доктор-немец сглазит новорожденного, похвалив его. Страх был
особенно силен, поскольку в данной ситуации похвалу, искушавшую судьбу, высказал
иностранец21. М. Забылин «со стыдом» упоминает, что в его время
(конец XIX века) даже в богатых купеческих семьях няньки обычно прятали
новорожденных детей от взгляда окружающих, за исключением ближайших
родственников, и особенно боялись, как бы ребенка не похвалил посторонний22.
Забылин мог бы испытать удивление и еще больший стыд,
узнай он, что это поверье существует и по сей день. В марте 1998 года возле
одной из московских клиник из коляски похитили грудного ребенка. Ему был 21 день
от роду, и мать не стала входить с ребенком в помещение, боясь, что его могут
увидеть и сглазить, поскольку со дня рождения не прошло сорока дней23.
В присутствии посторонних не следовало даже называть ребенка по имени —
считалось, что это приведет к ужасным последствиям. Роберт Пинкертон писал в
1833 году: «...если такое неожиданно случалось, сплевывали несколько раз на
землю, повторяя молитвы против сглаза и сатанинских козней»24.
9 Книга Зелигманна (Seligmann. Der
Bose Blick) до сих пор остается наиболее масштабным исследованием данной темы, а
в его работе: Seligmann. Die Zauberkraft des Auges und das Berufen —
кроме отдельных ссылок на русские материалы имеется небольшой раздел,
посвященный России (С. 44—46). Английские материалы на эту тему см. в:
Elworthy. The Evil Eye; и в его же статье в ERE. Vol. 5. Стб. 608a-615b; и в
более поздней работе: Opie, Tatem. Dictionary of Superstitions (s.v.
Eyes, peculiar). См. подборку документов, изданных в: The Evil Eye: A
Folklore Casebook / Ed. A. Dundes.; а также материалы конференции,
опубликованные Кларенсом Мэлони в: The Evil Eye / Ed. С. Maloney.
10 Scot.
Discovery of Witchcraft. P.
37.
11 Словарь древнерусского языка, XI—XIV вв.
Т. 6. (см. око); там имеется также статья глаз (Т. 2) по
материалам XVII века.
12 Имеются в виду миниатюрные бубенчики и
змеевики (см. гл. 6.5 и 6.6). См.: Russell. The Evil Eye in Early
Byzantine Society. P. 540—541, 543.
100
13 Афанасьев.
Поэтические воззрения.
С. 173.
14 Этот список приложим и к другим
европейским странам. Отметим, что суеверные
итальянцы приписывали дурной глаз самому папе Пию IX (ум. 1878)
15 См.: Этнокультурные процессы в Карелии.
С. 44; Афанасьев. Поэтические воззрения. С. 173.
16 Рассказ приводится в: Gordon.
Oculus fascinus. P. 306.
17 Попов.
Русская народно-бытовая
медицина. С. 36.
18 См., напр.: Плиний Старший.
Естественная история (Pliny the Elder. Naturalis historia. XXVIII, 4,
36—39); об обычае сплевывать с целью предотвратить зло пишет Персий («Сатиры».
II, 31—34). Феокрит («Идиллии». VI) сообщает, что он трижды сплевывал себе на
грудь для отвращения злых чар; Петроний («Сатирикон». 131) пишет об
использовании цветных нитей и обычае сплевывать три раза с той же целью.
Троекратное сплевывание как средство против дурного глаза описано в: Elworthy.
The Evil Eye. P. 417; Brewer. Dictionary of Phrase and Fables (s.v.
Magic) — о существовании в Девоншире обычая трижды сплевывать при виде
сороки. Магическое значение плевка в христианском мире подкреплялось
евангельским рассказом об исцелении Христом слепого и глухого (Ин., 15:6—7; Мк.,
7:32—35, 8:22—24). Подробное исследование магического и лечебного действия
сплевывания и слюны в Древнем Египте см. в: Ritner. Mechanics. Ch. 3.
Другие примеры обычая сплевывать с целью привлечения удачи, отвращения зла или
лечения в контексте античной и английской культуры см. в: Opte, Tatem.
Dictionary of Superstitions (s.v. Spitting); Hazlitt. Dictionary (s.v.
Spitting). Греческие верования и обычаи, сходные с русскими, описаны в:
Stewart. Demons and the Devil. P. 208, 233.
19 Perry.
The State of Russia. P.
152-153.
20 О распространенности этого верования в
античных и средневековых культурах см.: McCartney. Praise and Dispraise.
21 Аксаков.
Семейная хроника. С.
221. Другой, фантастический, пример относится к тем временам, «когда русские
были русскими»: Карамзин. Наталья, боярская дочь. С. 62. Британские
параллели указаны в: Opie, Tatem. Dictionary (s.v.
Praising).
22 Забылин.
Русский народ. С. 261,
ср.: Плиний Старший (Pliny the Elder. Naturalis historia). XXVIII, 7,
3-9.
23 Reeves//Independent. 18 march
1998. P. 8.
|
|