Карлики

 

На этой же странице:

    Е. А.Семакина. Карлик - герой мезоамериканского фольклора

На следующей странице:

Д. И. Белозерова. Карлики в России XVII-начала XVIII века

 

         

                                                                                              Г. А. Левинтон.

 

                                                        КАРЛИКИ

 

Г. А. Левинтон. Карлики // МНМ. Т. 1, с.623-624       

 

КАРЛИКИ, мифологические существа, отличающиеся необычайно малым ростом. Как и великаны, в мифах они, как правило, представляют собой целый народ (в произведениях фольклора же, наоборот, чаще действуют великаны и карлики — одиночки). В разных мифологиях карлики изображаются живущими в пещерах, в лесу, в воде, т. е. им свойственны функции «хозяев».

 

              

 

Карлики могут представляться каннибалами, похитителями женщин, но, с другой стороны, и довольно безобидными существами, пугающими, но не причиняющими вреда (как в большинстве традиций Северной Америки) или даже помогающими людям (охотникам у эскимосов, у некоторых африканских племён; азиза — лесной «маленький народ» в Дагомее — учат людей магии и культу). Карликовые существа — эльфы, в германской фольклорной традиции рисуются злыми и опасными, в английской — приветливыми и добрыми. В европейской традиции карлики имеют ряд явно хтонических признаков; они связаны с горами, кузнечным ремеслом, золотом и металлами, хранят сокровища, часто учат людей ремёслам.

 

                     

 

Иногда они боятся света — солнечный свет превращает их в камень (ср. Алъвис в «Старшей Эдде»), с хтонической природой связано и представление о плоскостопии карликов, их гусиных или вороньих лапах и т. п. Особенно хорошо развита мифология карликов в германо-скандинавской традиции. Цверги — искусные кузнецы, они куют сокровища богов: золотые волосы Сив, ожерелье Фрейи, кольцо Драупнир, принадлежащее Одину, и молот Тора; они же изготавливают мёд поэзии. Карликов многое роднит с великанами (и те и другие относятся к классу тератологических существ, отличающихся от людей только величиной). В подавляющем большинстве мифологических сюжетов карлики и великаны практически не соприкасаются; в то же время они легко взаимозаменимы. Если в греческой мифологии небо поддерживает великан, то в скандинавской — карлики. Те и другие могут выступать как мастера, как правило, обманываемые человеком или богом (ср. цверги и Локи), хотя карлики обычно умнее великанов (в оппозиции «природа — культура» великаны ближе к природе, а карлики — к культуре). И те и другие часто гибнут от руки богов (см., напр., Ацаны, Испы).

 

                

 

Часто карлики — это предыдущее население данной территории (у одних народов это великаны, у других — карлики, ср. славянские предания о чуди, коми-пермяцкие о чудах; ср. также карликов — первонасельников территории манехуна на Гавайях, у африканских племён бассейна Убанги и т. п.), т. е., как и великаны, они (если не относятся собственно к времени мифическому подобно карликам в «Эдде» или титанам в греческой традиции) занимают промежуточное положение между временем мифов и историческими эпохами (хотя карлики легче, чем великаны, представляются сосуществующими с людьми, и вера в них во многих традициях вполне актуальна). Представление о карликах как о прошлом поколении, возможно, объясняет то, что (в компенсацию малых размеров) у них подчёркиваются признаки зрелости и даже старости (длинная седая борода и т. п.). В некоторых европейских традициях считается, что карлики достигают полной зрелости в три года, а седая борода появляется у них в семь лет. Карликам присуща явно выраженная эротическая функция. Они похищают женщин и детей, в «Старшей Эдде» Альвис сватается к дочери Тора, а Фрейя проводит ночь с каждым из четырёх карликов, сковавших её ожерелье. Эта функция оказывается весьма устойчивой и в постмифологических фольклорных образованиях, сохраняясь и в современных формах фольклора и даже в литературе. Из литературных отражений мифологии карликов особого внимания заслуживают романы английского писателя Дж. Толкина (этнографически совершенно точные).


                                                                                                Е. А.Семакина


      КАРЛИК  -  ГЕРОЙ  МЕЗОАМЕРИКАНСКОГО  ФОЛЬКЛОРА

                       К исследованию религиозно-мифологических
                                    представлений майя Юкатана

 

История и семиотика индейских культур Америки. М., 2002, с. 250-257


  Независимо от эпохи и среды обитания, люди в большей степени обращали внимание на неординарные и непохожие, нежели на повсеместно встречающиеся и привычные явления. Издавна возникла тенденция наделять необычными чертами существа, внешне отличающиеся от большинства других. Выделение в отдельный разряд необычных существ, а именно карликов, характерно не только для центральноамериканских народов - оно универсально и встречается повсеместно как в Старом, так и в Новом Свете. Достаточно вспомнить богов-бэсов Древнего Египта, многочисленных карликов-волшебников Древней Скандинавии, упомянутых в эддических мифах 1,карликов Древнего Китая 2. То же самое отмечается и у соседей центральноамериканских народов. У индейцев Северной Америки существовали развитые религиозно-мифологические представления о различных карликах, а карликам Южной Америки присущ свой оригинальный местный колорит 3.
 

  Исключительное положение карликов определяется, по-видимому, несколькими причинами. Первая из них, как уже говорилось, психологическая: выделяется то, что встречается достаточно редко. Однако, на мой взгляд, основная причина, издавна замеченная людьми, - по всей видимости, послужившая известным импульсом к мифологизации карликов и сделавшая их героями сказок и преданий, - это "магические" способности карликов. Эти способности требуют детального рассмотрения, так как именно они в первую очередь обращают на себя внимание при практически каждом упоминании карликов в источниках и этноисторической литературе.
 

  В данной статье я ограничусь исследованием карликовых персонажей в религиозно-мифологических представлениях юкатанских майя. Я попытаюсь выявить основные черты образа карлика, конкретизируя их на примере одного из главных легендарно-мифологических карликов Юкатана, знаменитого Карлика из Ушмаля, а также менее значимых, но гораздо более многочисленных карликов, именуемых алушами 4.


  Достаточно сложно произвести историографический обзор по данной теме, поскольку предыдущие работы историков и этнографов (как отечественных, так и зарубежных) тему карликов практически не затрагивали. Однако при анализе религиозных воззрений, в частности юкатанских майя, исследователи не могли не обратить внимание на присутствие различных духов, имеющих вид карликов,
250


как правило являющихся обитателями пещер. Наиболее интересной и полезной в этом контексте является монография X. Бонор Вильярехо, посвященная исследованию центральноамериканских пещер; помимо прочей ценной информации, в ней помещена сводная таблица карликовых духов, почитаемых у различных майяязычных народов Мезоамерики 5. Для анализа мифа о Карлике из Ушмаля наиболее ценны работы М. Фонсеррады де Молины и Дж.К. Ковальски 6,которые дают обзорную характеристику архитектуры, истории, культуры древнего Ушмаля; первая монография в большей степени уделяет внимание религиозным, вторая - историко-социальным аспектам.
 

  Основными фольклорными источниками для меня явились: "Сказка о золотом колокольчике" из собрания Медиса Больо в переводе Г.Г. Ершовой (рукопись), и записанные со слов индейцев Майяба сказания об алушах7.


    Карлик из Ушмаля - бесспорно самый знаменитый и наиболее колоритный из данной группы персонажей юкатанского фольклора. Существует несколько вариантов легенды о Карлике, воздвигшем все каменные здания Ушмаля, но наиболее достоверным и полным представляется вариант, известный как "Сказка о золотом колокольчике". В нем рассказывается о том, что одна колдунья, жившая в стародавние времена в Ушмале, рядом с домом правителя, захотела иметь сына-наследника. Для этого она пошла к горной пещере, где жили карлики. Они подарили колдунье яйцо, которое та, принеся домой, спрятала в землю. Вылупившийся из яйца необычайно умный ребенок постепенно взрослел, но оставался карликом.

  

   Однажды Карлик нашел в очаге старательно припрятанный старухой золотой колокольчик и ударил по нему. Колокольчик этот был не простой: он, по словам стариков, должен был зазвенеть лишь в руках истинного правителя Ушмаля. Таким образом. Карлик, сам того не подозревая, бросил вызов старому правителю города, который незамедлительно призвал его к себе и подверг испытаниям.
 

    Первое испытание состояло в том, чтобы сосчитать птиц на дереве, второе - не погибнуть при раскалывании на голове твердых плодов, третье - изготовить статую, которая бы не горела в огне. Из всех испытаний Карлик вышел достойно: он правильно сосчитал птиц; выдержал удары, благодаря куску волшебной меди, который на его голову положила старуха-колдунья; сделанная им из глины статуя не сгорела в огне.
]

  Помимо этого, Карлик за одну ночь соорудил все каменные строения Ушмаля, и среди них - пирамиду, названную Домом Волшебника (или Домом Карлика). Так он стал правителем Ушмаля. "Прожил Карлик шестьдесят жизней и прославил древний город Ушмаль. А когда умер, в память о нем люди вылепили глиняные статуи, а потом раскрасили их в разные цвета...". Его же мать, старая колдунья, согласно одной из версий легенды, как только сын стал правителем, удалилась в пещеру в Мани, вместе со змеей, которой она скармливала маленьких детей, когда те приходили набрать воды из небольшого источника, находящегося в пещере 8.
251

    Таким образом, взяв за основу эту версию легенды о Карлике из Ушмаля, можно попытаться проанализировать этнокультурные реалии, в ней отраженные, поскольку не вызывает сомнения то, что данная мифологема держится на определенном историческом и религиозном фундаменте и имеет прямое отношение прежде всего к архитектурному комплексу Ушмаля.
 

  В первую очередь важно обратить внимание на то, что колдунья, мать Карлика, была связана с карликами, населявшими пещеры: именно они дали ей яйцо, из которого впоследствии появился Карлик. Для "вызревания" колдунья закопала яйцо в землю. Эти моменты указывают на общую для всех народов Центральной Америки идею реинкарнации.
 

  Картина получается следующая: у пещерных карликов (а пещера - это, как известно, священное промежуточное пространство между мирами живых и мертвых) женщина с магическими способностями получает плод-яйцо, т.е. практически готовую для нового воплощения душу. Помещение яйца в землю, вероятно, можно объяснить внутриутробным пребыванием плода, а последующее "вылупление" воспринять как рождение. В данном случае особенно интересно то, что все действующие лица этого эпизода легенды наделены магическими способностями, а само действие носит более сказочный, нежели мифологическо-легендарный характер.
 

  Весьма любопытно то, что в течение третьего испытания Карлик делает статую из глины и что после его смерти благодарные жители лепят глиняные изображения Карлика в память о нем. Возможно, многочисленные глиняные изображения карликов, обнаруживаемые на территории Юкатана, имеют какое-то отношение к Карлику из Ушмаля.
 

  На связь легенды с местными реалиями указывает и то, что в Мани действительно существует глубокая пещера, на дне которой есть источник; к нему приходят за водой жители Мани и близлежащего селения. В подземной системе этой пещеры были обнаружены кусочки керамики, часть которых относится к раннеформационному периоду (ок. 1500-900 гг. до н.э.)9. Возможно, в последнем эпизоде, касающем- ся дальнейшей судьбы старухи-колдуньи после прихода сына к власти, речь идет именно об этой пещере, что еще раз подтверждает связь карлика с пещерами.
 

  Несомненно, в более полном анализе нуждается архитектурный комплекс Ушмаля, построенный, согласно легенде, самим Карликом и, по всей видимости, воплощавший достаточно древние традиции. Интересен также тот факт, что орнаментация большинства зданий на территории города указывает на культ божеств дождя и земли. Это многочисленные "маски" бога дождя, змеи, черепахи.
252


  Кроме того, на примере Карлика из Ушмаля прослеживается магическая сила, мудрость и мастеровитость карликов.
 

  Для нашей темы интересны данные об умственных и физических способностях людей при карликовости, которые приводятся в Большой Медицинской Энциклопедии: у карликов "...психические расстройства могут отсутствовать или выражаться различными отклонениями психики. Наиболее сохранна психика при генетической гипофизарной карликовости; люди этой группы обладают хорошим интеллектом, деловитостью, старательностью, рассудительностью, а подчас и целеустремленностью. Однако, при тщательном обследовании может быть выявлена та или иная степень эмоциональной лабильности в виде повышенной ранимости, психический инфантилизм ... если карликовость развивается на фоне органического поражжения ЦНС (центральной нервной системы. - Е.С.) или является следствием глубоких эндокринных сдвигов и хромосомных аномалий, наблюдаются типичные проявления органического поражения психики - слабоумие со снижением памяти и критики на апатическом или благодушном фоне настроения ... если карликовость связана с опухолью гипофиза, то вполне могут наблюдаться невралгические и психические расстройства, характерные для новообразований в этой области мозга" 10
 

    Таким образом, согласно приведенной информации, и учитывая, что свойства карликовости как одного из проявлений физической патологии человека вряд ли могли серьезно эволюционировать за несколько столетий и даже тысячелетий, можно утверждать, что при определенной форме карликовости индивидуум сохраняет интеллект и способность к продолжению рода. Вышеприведенное высказывание позволяет предположить, что некоторые "магические" способности реально-исторических карликов могут быть связаны с нарушением функций головного мозга, так как, например, при повышенном внутричерепном давлении возможны галлюцинации и прочие состояния, ранее считавшиеся (а в некоторых уголках нашей планеты до настоящего времени) определенного рода "божественным знамением" и привилегией колдунов, использовавших для их достижения, как известно, различные психотропные средства 11.


    Так или иначе, но Карлик из Ушмаля пока продолжает оставаться весьма загадочной фигурой, воплотившей в себе черты мага-волшебника, предка-правителя и ученого-мудреца. Возможно, в дальнейшем появятся новые данные из самого Ушмаля и с прилегающих территорий, которые позволят углубить понимание этой проблемы. В частности, найденные на территории города стелы содержат иероглифические надписи и изображения, по всей видимости связанные с Карликом из Ушмаля, поскольку на них фигурируют карликовые персонажи и упоминается бог дождя Чак.
253

  Помимо Карлика из Ушмаля, майя Юкатана по сей день сохраняют веру в достаточно курьезных духов-карликов, обитающих пре- имущественно в пещерах и имеющих определенное отношение к человеку. Называются эти существа алушами (ед. ч. - alux). Они жефигурируют и в религиозно-мифологических представлениях майя-ица в Петене 12.


  Фольклорные источники и исследования позволяют нарисовать следующую картину. Алуши - весьма "скандальные" духи. На языке юкатанских майя алуш имеет значения "гоблин", "карлик", "обитатель зарослей" 13. Выглядят алуши подобно детям или карликам; их отличительная черта - сандалии и соломенная шляпа. Они способны насылать болезни посредством "злых ветров" 14. Они не отличаются добрым расположением к людям, и поэтому колдуны-знахари возносят молитвы, обращенные к местам их обитания, с просьбами о том, чтобы они не причиняли вреда селению 15. Среди майя распространена вера в то, что глиняные фигурки, которые время от времени обнаруживают в пещерах и при археологических раскопках древних городов майя, - это изображения алушей.
 

    Ниже приведены фрагменты трех рассказов об алушах, записанные со слов индейцев, на основании которых можно составить представление об этих существах. Тенденциозность этих оригинальных индейских источников минимальна, хотя, несомненно, время наложило свой отпечаток на повествование, возможно, изменив кое-какие детали. Но основная идея, по-видимому, осталась неизменной, и можно применить ретроспективный подход к индейским сказаниям, которые повествуют об алушах.

 

    Алуш 16. Говорят, что алуш - это глиняная кукла, которая охраняет поле (мильпу) крестьянина, пугает воров и подшучивает над каждым проходящим или решившим отдохнуть неподалеку от того места, где он обитает.
 

  Немногим более 50 лет тому назад один крестьянин, хозяин мильпы, приспособил алуша охранять свои посевы. Алуш был сделан из смеси влажной глины и меда, которой была придана форма куклы. Также из глины были изготовлены для него праща и собака. Для того чтобы вдохнуть жизнь в алуша крестьянин совершил 13 раз приношение (богам) в виде напитка сака, ...потом он втер девять капель своей крови в рот алуша и в мордочку его собаки.
 

  В том случае, когда крестьянину совершенно определенно хочется освободиться от алуша, необходимо найти место, где прячется глиняная кукла, для того, чтобы разбить ее. Это возможно сделать только в 12 часов дня, так как в этот час алуш спит.
 

  В настоящее время немногие крестьяне используют алушей для охраны своих мильп. Большинство из них не знает, кто такой алуш на самом деле и как работать с алушем на поле. Говорят, что это должны знать старики, которые приобрели его от ах-менов - колдунов и знахарей - и не передают его молодым. В соответствии с числом умирающих стариков уменьшается и число крестьян, поля которых охраняют алуши. Теперь ах-мены не обучают крестьян, как использовать алушей. Но только научившись этому, люди перестанут верить, что алуши существуют только, чтобы пугать и приносить болезни тем, с кем встретятся.
254

    Рассказы о том, что алуш пугает людей своими выходками и творит разные пакости, не соответствуют действительности, так как он занимается только тем, для чего был создан: каждый, кто входит на участок, находящийся под охраной алуша, пугается так, что стремглав убегает и более не покушается на урожай крестьянина. Говорят также, что тот, кто увидел алуша, может заболеть, если немедленно не запоет. Пение не нравится алушу и мешает ему. Поэтому, если не хочешь заболеть, увидев алуша в доме или в лесу, не спеши рассказывать об этом тому, кто тебе не верит. Подожди, пока не пройдет несколько дней, тогда ты сможешь сделать это без опасности для себя. В противном случае - будешь наказан.
 

Рассказ об алуше 17. Однажды в компании немого я пошел работать на поле, но с наступлением ночи, поняв, что селение далеко, мы решили остаться ночевать в поле... Немного времени спустя, я вдруг увидел, как на поле входит человечек маленького роста (две ладони в высоту), совершенно раздетый. В тишине он подошел к костру и начал греть ладони... Не помню, когда я заснул, но проснулся я на рассвете, птицы пели, а человечка уже не было. Однако ночью алуш приносил и клал горячие угольки под наши гамаки, чтобы мы не замерзли.
 

    При случае я рассказал об этом пожилому человеку, и он мне сообщил, что алуш, которого я видел, - это сторож мильпы, где я работал; что увидеть его можно только ночью, потому что днем он спит или превращается в камень.
 

Сеньор Дуто и алуши 19. Один мой знакомый, который тоже живет в Мани, попросил меня пойти с ним на его мильпу поохотиться, так как боялся, что его напугают обитающие там алуши. Вечерело. Мы закончили наши дела и направились к мильпе. Около десяти часов вечера мы услышали свист, сначала с восточной стороны, потом с южной, немного погодя - с западной, и, наконец, с северной. Пока был слышен свист мой приятель дрожал от страха. В тот же момент в нас полетело несколько камней...; я включил фонарик, который висел у меня на груди, но никого не увидел, равно как и камней, которыми в нас кидали... Напуганные, мы отправились подогреть тортильи и поесть, а потом поспать... Примерно час спустя начался ливень. Капли стучали по крыше и разбудили меня. Огонь, который мы разожгли около гамаков, отбрасывал красные языки пламени, а у бревен костра я увидел трех малышей, похожих на детей, которые грелись около огня. Рядом с ними лежала одна из моих сандалий, и когда я поднялся, чтобы взять ее, малыши исчезли.
255

  Принеся на место сандалию, я поставил ее рядом с другой под гамак, а сам улегся и, похоже, заснул. Когда я открыл глаза в следующий раз, то увидел, что моя сандалия снова находится рядом с тремя алушами, которые греют руки у огня. Снова пошел я за своей сандалией, положил ее под голову и опять заснул. Немного погодя, когда я проснулся, моя сандалия опять была рядом с костром, но поблизости уже не было алушей, - скорее всего из-за того, что начинало светать. Так я поверил в существование лесных алушей, которые днем спят, а по ночам исполняют свои обязанности по защите лесов и полей. Эти существа сделаны из глины, они толстенькие, без одежды, очень симпатичные.
 

  Как это часто случается в отношении мифических персонажей, представления об алушах, вероятно, прошли несколько стадий развития. Возможно, первоначально они воспринимались именно как охранители мильп, а впоследствии были наделены более зловещими чертами, такими как способность насылать болезни и проч.
 

  Однако основное, что обращает на себя внимание, - это магическое происхождение алушей и их колдовская сила. То, что алуши превращаются в камень с восходом солнца, интересно сопоставить с особенностями поведения карликов в эддических мифах. У карлика Альвиса бог Тор выспрашивал мудрые советы, чтобы задержать его до восхода солнца и таким образом заставить его превратиться в камень. В древнеисландском языке есть даже специальный глагол, который означает "превращаться в камень, будучи застигнутым рассветом" 19.


  Об алушах в целом можно сказать следующее: они имеют вид карликов, довольно многочисленны, изначально сделаны людьми из глины, охраняют поля при помощи пращи и собаки, наделены магическими способностями, по отношению к человеку, скорее, опасны и враждебны, чем добры и миролюбивы. Интересен факт связи алушей и ах-менов, колдунов, упоминание о которой имеется в одном из вышеприведенных рассказов; ах-мены считались кладезем мудрости и опыта (как мистического, так и эмпирического). Это, видимо, можно считать указанием на глубокие древние корни представлений об алушах.
 

  В пользу этого же предположения свидетельствует факт нахождения глиняных фигурок алушей в пещерах - их традиционном месте обитания. Как известно, пещеры являются одним из самых сакральных мест (если не самым сакральным!) в представлениях индейцев Центральной Америки, там происходит основной момент процесса реинкарнации и находится вход в преисподнюю древних майя - Шибальбу.
 

  Пещеры - одно из самых первых мест обитания древнего человека, они пронизаны тайной единения человека с подземным миром, так же как и выход из пещеры равносилен возрождению к новой жизни. Эта идея очень древняя, и поэтому существа, по преданиям населявшие пещеры, также не могут быть однозначно отнесены к религиозным заимствованиям и относительно молодым верованиям.
256
 

  Таким образом, неразрешенным пока остается вопрос о том, почему большинство обитателей пещер были именно карликами. Интересно также понять корни практики изображения в глине и Карлика из Ушмаля, и алушей.
 

  Самым важным и интересным представляется то, что, по крайней мере, те карлики, о которых шла речь в данной работе, являются волшебниками, носителями определенного рода магических способностей. Разумеется, они в большей степени проявились у Карлика из Ушмаля, но и алуши обладают ими.

 
  По отношению к обыкновенным людям эти персонажи ведут себя по-разному: Карлик составляет антитезу старому правителю - явно отрицательному герою в легенде, но благожелательно отностся к людям, за что после смерти пользуется их почитанием. Алуши же, напротив, относятся к людям весьма злобно и агрессивно, да так, что управиться с ними могут только мудрые и знающие ах-мены.


  Однако, было бы не совсем правомерно сравнивать столь разных персонажей, поскольку алуши отражают пласт анимистических верований, а Карлик из Ушмаля - фигура более поздняя и более синкретическая, в которой отразились общие представления о карликах. Так что их сходство ограничивается лишь внешними признаками и обладанием магическими способностями.
 

  В целом, семейство мезоамериканских карликов разнообразно и многочисленно. В данной работе были рассмотрены лишь наиболее "колоритные" карлики фольклора юкатанских майя. Вслед за М.И. Стеблиным-Каменским можно утверждать, что "коллективную индивидуальность карликов" образуют, во-первых, их малый рост, во-вторых, то, что они живут в камне или под землей, и в-третьих, то, что они - хранители сокровищ, искусные мастера и владетели мудрости 20.


  Многое еще неизучено в представлениях о карликах у народов Мезоамерики. Остаются пока малозатронутыми эпиграфические и иконографические источники. В их числе - полихромные сосуды майя классического периода, снабженные иероглифическими надписями, на которых фигурируют карлики. В дальнейшем необходимо уделить больше внимания роли мифологических и реально-исторических карликов в процессе меж- и внутридинастической истории и в религиозных представлениях майя.

 


1 Стеблин- Каменский М.И. Миф. Л., 1976.
2 Юань Кэ. Мифы древнего Китая. М„ 1987.
3 Мифы индейцев Южной Америки. СПб., 1994.
4 Тес Chi Cuentos sobre las apariiones en el Mayab. Mexico, 1996.
5 Воnor Vallarejo J.L. Las cuevas mayas: simbolismo y ritual. Madrid, 1989.
6
Foncerrada de Molina M. Uxmal. La ciudad del dios de la lluvia. Mexico, 1968;

Kowalski J.K. The house of the Governor. A Maya palace at Uxmal. L., 1968

7 Tec Chi A. Op. cit.

8 Foncerrada de Molina M. Op. cit. P. 26-27
9 Воnor Vallarejo J.L. Op. cit. P. 111-114

10 Большая Медицинская Энциклопедияю Мю, 1979Ю с. 170-171

11 De la Garza M. Sueno y alucinacion en el mundo nahuatl y maya. Mexico, 1990

12 Dienhart J.M. The Maya languages: A comparative vocabulary. Odense, 1989. Vol. 1/2. P. 201

13 Ibid. Vol. 1. P. 201

14 Villa Rojas A. Chan Com: A Maya village. Chicago, 1962. P. 103

15 Ibid. P. 120

16 Tec Chi A. Op. cit. P. 57059

17 Ibid. P. 63-64

18 Ibid. P. 65-67

19 Стеблин- Каменский М.И. Указ. соч. Сю 67

20 Там же.


Иллюстрации: http://pro.corbis.com  

 

 


 
 




Столешница из камня
Образцы камня. Изделия из камня. Натуральный камень
richstone-spb.ru

Содержание | Авторам | Наши авторы | Публикации | Библиотека | Ссылки | Галерея | Контакты | Музыка | Форум | Хостинг

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

 ©Александр Бокшицкий, 2002-2006 
Дизайн сайта: Бокшицкий Владимир