Долмены  

 

ДОЛЬМЕН (от бретонского tol - стол и men - камень) - мегалитическое сооружение в виде большого каменного ящика, накрытого плоской плитой. Вес верхней каменной плиты часто достигает нескольких десятков тонн, размеры - до десятка метров. Назначение и способ возведения достоверно не известны. Среди гипотез встречаются определение дольменов не только  как святилищ, мест для жертвоприношений, но и как древних обсерваторий, точно отмечающих множество астрономически значимых направлений Солнца, Луны и звезд.  Распространены эти сооружения в приморских районах Европы, Азии и Северной Африки, на Кавказе и в Крыму.

    Дольмен из Мамедова ущелья (правый борт р. Куапсе), высечен в огромной глыбе темно-серого песчаника. Ширина скалы более 5 метров, длина 8 метров. Большая часть глыбы осталась необработанной, но дольмен высечен так, что с западной стороны имеет форму пирамиды, вершина которой точно указывает точку восхода Солнца над хребтом в дни равноденствий - 22 марта и 21 сентября. Вершина пирамиды срезана таким образом, что первый луч Солнца в дни равноденствий появляется на ее грани , а полный диск встает в центре. Первые лучи Солнца, пробежав по грани пирамиды, падали в середину перекрытия дольмена. К сожалению, оно не сохранилось. Еще в 1907 году А.А.Миллер, впервые описавший этот дольмен, застал его без перекрытия.

    Фасад  дольмена  на р. Куапсе  и  его  лаз  направлены  на  юг (азимут  180  град.),  отмечая  заход  Солнца  в  день  зимнегосолнцестояния. Благодаря этому направлению, мы можем разгадать символический смысл ориентировки дольмена. В дни осеннего и весеннего равноденствий Солнце всходит точно на востоке. День весеннего равноденствия примечателен еще и тем, что накануне появления Солнца, в точке его восхода появляется зодиакальное созвездие эпохи. Главным созвездием зодиака в древнем мире считалось то, которое выше других поднималось на ночном небе в период осеннего равноденствия, а в период весеннего равноденствия перемещалось по дневному небосводу вместе с Солнцем. Эти кульминации как бы делили календарный цикл на благоприятное - весенне-летнее - и неблагоприятное полугодия. С весенней кульминации начинался новый год. Луч Солнца, попадающий в отверстие на перекрытии дольмена  в  день  весеннего  равноденствия,  символизировалакт слияния Солнца с матерью Землей. Обычай сочетать юношей и девушек браком в весеннее равноденствие известен у многих народов. Как известно, дольмен воспроизводит лоно богини-матери . Девять месяцев вынашивает в своей утробе дольмен божественного младенца, пока наконец в день зимнего солнцестояния, когда умирает старое солнце, чрево дольмена разрешается новым, молодым Солнцем, с каждым днем все выше и выше поднимающимся по небу 2.

          На  некоторых  дольменах  сохранились  пиктограммы, иконоческие (напр., изображение быка на пшадском дольмене) и символические, а также рунические знаки.

                   

                              "Классический" дольмен

 

* * *

 

  После того, как я увидел изображение крышки погребальной урны из Дании (справа) возникла гипотеза о связи дольменов с похоронным ритуалом, в основе которого была частичная кремация. (научная ценность гипотезы весьма относительна, поскольку возникла она лишь благодаря ассоциации и не подкреплена никакими фактами). Установлено, что на территории Италии в эпоху палеолитатела мертвых не сжигались, но подвергались воздействию огня. Так же обращались со своими покойниками и люди неолита. Мы обнаруживаем следы процесса жарки, обугливания, однакотела практически никогда не кремируются полностью. Греки объясняли одно из именований умерших, λίβαντες, как «не имеющие влаги»;другое название, δαναοί означало «сухие». Со словом δανός можно, вероятно, сопоставить δάνος, в македонскомдиалекте «смерть». Греческое слово σκελετός (наш «скелет») означало мертвое тело, а также съежившееся, но вполне живое тело, т.е. основным значением, несомненно, была «сухость».  Согласно орфическим представлениям, души попадают в Аид «сухими».


      «Теперь, вероятно, мы сможем разрешить загадку кремации и понять, для чего сжигали умерших: кремация ускоряла «высыхание», испарение жизненной влаги», - пишет Р. Онианс (подробнее: Кремация ).

 

* * *

 

          В некоторых случаях система образов дольменов, напр., дольмена на реке Нексис (изображения приводятся ниже) совпадают с системой образов наскального искусства Северной Америки. Интерпретация последних - в книге Е.А. Окладниковой 3; мы публикуем фрагменты из этой работы:

 

    Основным фокусирующим внимание зрителя элементом плоскостной модели Вселенной в форме круга или системы концентрических кругов, вписанных один в другой, было пятно или ямка в центре. Пятна или ямки/чашечные углубления являлись самостоятельными элементами наскальных рисунков в Неваде, Калифорнии и на северо-западном побережье Северной Америки.


    В Калифорнии на территории обитания индейцев шаста, помо, карок сохранилось большое количество камней, поверхность которых была покрыта чашечными углублениями. На     территории   Невады     такие     чашечные    углубления сопровождались прямыми и зигзагообразными линиями. В Калифорнии камни с чашечными углублениями носили название дождевых, или камней-младенцев. Петроглифы, основным сюжетом которых были чашечные углубления, согласно этнографическим наблюдениям, индейцы создавали в процессе ритуалов вызывания дождя или женщины в период проведения сеансов магии плодородия. Индианки совершали специальные обряды, в процессе которых оставляли на камнях петроглифы (чашечные углубления).

 

      Чашечные углубления в контексте плоскостного варианта модели Вселенной символизировали места/место рождения/исчезновения душ, вход в иную реальность, через который осуществлялся контакт живых людей с умершими предками.  Чашечные  углубления индейцами Калифорнии рассматривались в качестве аллоформ рта/вагины матери, зоо-антропоморфной метафоры земли. Как свидетельствуют этнографические данные, рисунки наносили девочки индейцев люисеньо в период инициации с целью приобщения к культу плодородия. Аналогичные изображения наносились на скалы и валуны в период инициации девочек племен индейцев Южной Калифорнии купено, каюлла, а также индейцев плато рек Колумбии и Фразер — шусвап, томпсон, оканаган, лилоет.


      Использование рисунков геометрических сюжетов в обрядности инициации накладывало отпечаток единообразия на набор этих сюжетов. Требования соблюдения ритуальных норм и общие идеи обрядности женских инициации приводили  к  стереотипизации  набора  сюжетов и  широкому распространению именно этих, постоянно повторяющихся символов


      На территории Сан-Иокин-Вэлли рисунки наносили шаманы, в частности шаманы индейцев юкутов. Каждый шаман имел в пустыне свое собственное святилище, где хранил персональные магические атрибуты, среди которых часто были кусочки высушенной кожи мертвых женщин с татуировкой. Татуировка имела геометрический характер (зигзаги, ромбы, треугольники), который, с одной стороны, повторял рисунок кожи гремучей змеи — символа плодородия, а с другой — знаки женского плодородного начала (треугольник, ромб).  Хранилища шаманских магических  атрибутов  располагались  среди  развалов  камней или в утесах. Входом в такое хранилище были проломы в стене утесов или трещины в камнях, которые открывались при определенной команде (произнесении магических формул) после погружения шамана в состояние транса. Поверхность таких валунов была обычно покрыта наскальными изображениями, основным сюжетом которых были круги, концентрические окружности, зигзагообразные линии, в большинстве случаев представлявшие плоскостные модели Вселенной . Такие камни рассматривались в ритуалах в качестве тотемных центров или мест происхождения индейцев. Они располагались в центре территорий, рассматриваемых как пространство обитания племени, и при умозрительном наложении на центр осей координат мистической модели Вселенной осмыслялись как ось или основа мироздания.

 

        На территории Орегона (р.Кламат) камни с петроглифами геометрического характера также были связны с шаманской практикой. По легенде, рисунки создавал герой-первопредок Кемукумпс . Герой—первопредок имел прямое отношение к модели Вселенной, являясь создателем не только земли, растительности,   животных   и  людей,   но   в  определенном аспекте осмысления его образа и метафорой мироздания, антропоморфной моделью Вселенной. Герой был первым, кто запечатлел в камне системы образов, составляющих основу модели мира. После него каждый раз во время ритуалов шаманы, к дням творения, повторяли деяния демиурга, нанося на поверхность камней магические знаки-символы модели мира.

 

             

 

Асимметричный крест на правой стороне фасада

      дольмена группы Сортоучасток, Чемитоквадже.       

 

 

 

 

Руны на  дольмене, расположенном на

склоне Гуамского хребта. Северный Кавказ.

 

   

 
 

 

    

 

 

 

 

 

Карта дольменов Северо-Западного Кавказа

 

 Дольмен из Мамедова ущелья             

                        (Западная сторона)                   

           

             

 Дольмен из Мамедова ущелья              

 

     

       

 

            Изображение быка на дольмене         

          (правый борт долины реки Пшады)       

 

   

На торцах дольмена долины Жане прекрасно

сохранившийся орнамент из зигзагообразных

линий. Кроме того, зигзаги присутствуют и

внутри камеры этого дольмена. 

 

 

 

(изображение можно увеличить

     

 

 

(изображение можно увеличить)

Задняя  часть  дольмена из "Деревни дольменов" (долина р. Пшада)

По ссылке - еще два дольмена из "Деревни"

         

 

Дольмен на горе Нексис близ Геленджика     

    (Изображения на этом дольмене см. ниже:

                        фото 1, 2, 3, 4)                           

 

 

                                      Фото 1                           

 

 

  Фото 2                               

 

    Фото 3                             

 

     

                                    Фото 4                             

 

                                                                                                ССЫЛКИ

1. Сайт, посвященный дольменам:    http://www.megalith.ru/indexrus.shtml

2.Кудин М.  Археоастрономия и дольмены (На сайте    http://megalith.ru  )

3. Окладникова Е.А. Модель Вселенной в системе образов наскального искусства Тихоокеанского побережья Северной Америки. СПб., 1995.

 

См. так же:  Мегалиты    Стоунхендж      Каирны

 

 

 

 

Содержание | Авторам | Наши авторы | Публикации | Библиотека | Ссылки | Галерея | Контакты | Музыка | Форум | Хостинг

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

 ©Александр Бокшицкий, 2002-2006 
Дизайн сайта: Бокшицкий Владимир