С. ДАЛИ
Фауст
Пусть мига больше я не протяну,
В тот самый час, когда в успокоенье
Прислушаюсь я к лести восхвалений,
Или предамся лени или сну,
Или себя дурачить страсти дам, -
Пускай тогда в разгаре наслаждений
Мне смерть придет!
Мефистофель
Запомним!
Фауст
По рукам!
Едва я миг отдельный возвеличу,
Вскричав: "Мгновенье, повремени!" -
Все кончено, и я твоя добыча...
Тогда пусть станет часовая стрелка,
По мне раздастся похоронный звон...
Фауст начинает великую стройку. В мечтах о
счастливом будущем людей (это будущее связывается самим "адским строителем" -
так называет его Бавкида - со стройкой), он произносит:
Народ свободный на земле свободной
Увидеть я б хотел в такие дни.
Тогда бы мог воскликнуть я: "Мгновенье!
О, как прекрасно ты, повремени!
Воплощены следы моих борений,
И не сотрутся никогда они".
И, это торжество предвосхищая,
Я высший миг сейчас переживаю.
Фауст падает навзничь. Лемуры подхватывают его и кладут на землю.
Мефистофель
[...] Кто так сопротивлялся мне, бывало,
Простерт в песке, с ним время совладало,
Часы стоят.
Хор
Стоят. Молчат, как ночь.
Упала стрелка. Делу не помочь.
Мефистофель
Упала стрелка. Сделано. Свершилось.
* * *
Когда-то
механические часы имели только одну, часовую, стрелку. Одна "стрелка" была и у
солнечных часов.
В 1972
г. при раскопках Ачинского верхнепалеолитического поселения (Сибирь) был
обнаружен жезл, изготовленный из бивня мамонта 18-20 тысяч лет назад. Жезл снизу
доверху опоясывают две сложно переплетающиеся друг с другом и закрученные в
пространстве спирали, которые можно воспринять как тела змей. Каждая
спираль-змея образована изгибающимися строчками разнообразных по очертаниям
врезанных лунок. При детальном изучении жезла удалось обнаружить календарный
характер количества лунок. Так называемый орнамент представляет собой строго
продуманную информационную запись - трехлетний лунный календарь. Кроме того,
жезл является фаллической моделью мира - микромоделью Вселенной с траекториями
движения светил, близкой по типу фаллическим моделям мира, которые в античную
эпоху несли при торжественных шествиях те, кто чтил Диониса, божество
плодородия, смерти и возрождения. Кроме того, жезл использовался как гномон,
солнечные часы 1.
* * *
Берег моря. Фауст и Мефистофель
Фауст
Мне скучно, бес.
Мефистофель
Что делать, Фауст?
Таков вам положен предел,
Его ж никто не преступает.
Вся тварь разумная скучает:
Иной от лени, тот от дел;
Кто верит, кто утратил веру;
Тот насладиться не успел,
Тот насладился через меру,
И всяк зевает да живет -
И всех вас гроб, зевая, ждет.
Зевай и ты.
Фауст
Сухая шутка!
Найди мне способ как-нибудь
Рассеяться.
Мефистофель
Доволен будь
Ты доказательством рассудка.
В своем альбоме запиши:
Fastidium est quies - скука
Отдохновение души.
[...]
Фауст
Что там белеет? говори.
Мефистофель
Корабль испанский трехмачтовый,
Пристать в Голландию готовый:
На нем мерзавцев сотни три,
Две обезьяны, бочки злата,
Да груз богатый шоколата,
Да модная болезнь: она
Недавно вам подарена.
Фауст
Всё утопить.
Мефистофель
Сейчас.
(Исчезает)
* * *
Гномон соединяет прошлое и
будущее, небо и землю, мужское и женское. Соединяя,
разъединяет, не дает ничему окончательно слиться в
упоительном, забывшем о времени, смертельном соитии.
Смерть не знает времени. Не знает смерть и смысла
(смысла человеческого, смысла сего дня ). Для
человека нет другого более
важного смысла, чем смысл сего дня.
Человеческие смыслы не существуют в
последовательности прибавления одного к другому,
так, что сегодняшнее получает смысл только отсветом
от завтрашнего. Смысл не расположен в
последовательности. Если я делаю что-то в
предположении, что завтра кто-то другой придумает
лучше, то тем самым я все время устремлен в будущее.
Я все время как бы с поднятой ногой. И представьте
себе, что я умираю. Смысла сегодня нет, смысл -
только завтра. И вдруг я умер до завтра. Тогда жизнь
моя бессмысленна. Почему жизнь бессмысленна? Потому
что смерть бессмысленна: она нелепая случайность,
нелепость и абсурд.
ССЫЛКИ
1. Ларичев В.Е.
Лунные и солнечные календари древнекаменного века //
Календарь в культуре народов мира. М., 1993, с. 38-69.
|