Жестокий романс

                                                                            М. А. Тростина

              
Жестокий романс: жанровые признаки, сюжеты и образы

 

Новые подходы в гуманитарных исследованиях: право, философия, история, лингвистика

 (Межвуз сб. науч. тр.). - Вып. IV. Саранск, 2003, с.197-202.

 


      В современной фольклористике не существует единого определения для жанра жестокого романса. Более того, ни в одной из литературоведческих энциклопедий, ни в одном из словарей литературоведческих терминов мы не обнаружили даже упоминаний об этом жанре. Между тем жанр этот существует и развивается, пополняясь все новыми произведениями.
 

    В учебных пособиях и учебниках представлены лишь самые общие жанровые признаки жестокого романса, в число которых нередко попадают ичерты баллады, и черты необрядовой лирической песни. В принципе своеобразие данного жанра и заключается в гармоничном синтезе жанровых принципов баллады, лирической песни, романса. Но есть у него и свои, особые черты, по которым жестокий романс можно вычленить из обширного пласта русских лирических песен или баллад. Рассмотрим имеющиеся в науке взгляды на жанровую природу жестокого романса.
197

    По мнению Д.Балашова, жестокий романс развивается на основе жанра баллады. Сам термин «жестокий романс» в грудах Д.Балашова не фигурирует. Произведения данного жанра он рассматривает в составе «новейшей полулитературиой (в известной своей части мещанской) баллады, теснее всегосмыкающейся с другим несенно-фольклорным явлением, также полулитературного происхождения - романсом» [1; 67 - б8].
 

  Определяя содержательные, идейные и жанровые особенности новой баллады, ученый - наряду с традиционными сюжетами баллад, переработанными и сокращенными - обращает внимание на вновь возникшие на русскойпочве произведения. К ним он относит «самостоятельные, народные сочинения, где романтической страной, далекой от привычной, обыденной действительности, является море, где поэтизируется жизнь рыбаков и матросов», атакже «романсы», которые, в отличие от баллад, создавались «не для чтения, а для пения»[1; 69]. «В народной среде баллады, частично по той же причине, получали распевы, очень близкие к романсным (так, баллада «Рыбак ижена охотника» поется на мотив известного мещанского романса «На Муромской дорожке стояли три сосны...»). Переплетение новой баллады с романсом было очень сильным и в силу лиризма, присущего новой балладе.Иногда грань между романсом и балладой весьма относительна» [1; 70].
 

     Действительно, именно определенная зыбкость границ между балладой ижестоким романсом является причиной его невыделения в отдельный раздел в сборниках русских баллад. Ошибки с определением жанровой принадлежности случаются даже в тех случаях, когда провести границу между жанрами очень легко. В.Я.Пропп, исследуя жанровые признаки русской баллады по сборнику «Народные баллады» под общей редакцией Л.М.Астаховой, обнаруживает среди текстов произведения, относящиеся, но его мнению, именно к жестокому романсу. Свои замечания он излагает следующим образом: «Баллада Илья-кум темный (276). Князь Семен зовет в кумовья первого встречного. Это-разбойник. Несмотря на все меры, ночью режет князя, княгиню и крестника. У него шапка-певидимка. После этого он слепнет, его схватывают и казнят. На грани с жестоким романсом... Баллада. Один из казаков, наездниклихой (350). Казак уезжает на войну. Жена изменяет. По возвращении убивает. Убийство из ревности. Жестокий романс... Баллада. Убийство дочерикупца (351). У купца подрастает дочь. Ее находят убитой в бане на полке.Убийца тут же под окном. Его сажают за решетку. Убийство девушки. Баллада -Жестокий романс» [4; 47].
 

    В.Я. Пропп выделяет главную отличительную черту исследуемого нами жанра: «По сюжету может совпадать с балладой. Отличается от нее мелодраматизмом» [4;139].
 

    Авторы учебника «Русский фольклор» Т.В.Зуева и Б.П.Кирдан рассматривают жестокий романс в составе новой баллады, то есть не выделяют этот жанр особо. Тем не менее, его особенности они подчеркивают: «Конфликты новой баллады иногда напоминают уже известные, но их художественное истолкование мельчает. Появляется обостренный интерес к жестоким драмам на почве любви и ревности (темы ревности старая баллада почти не знала). Сюжет делается мелодраматичным, лиризм заменяется дешевой пасторальностью, допускается убогий натурализм («Как на кладбище Митрофановском отец дочку зарезал свою...»)»[2; 276].
198

 

      Таким образом, мнение, что жестокий романс возник на основе традиционного жанра русской баллады имеет право па существование. Между балладой и жестоким романсом действительно немало общего. В балладах тоже рассказывается история из личной и семейной жизни, в которых обнаруживается тяга к необычным событиям, преимущественно трагическим. Нередко вэти истории вплетается и элемент жестокости:
 

Совыкался сокол с перепелушкою,
Солюбнлся молодец с красной девушкой
Проторил мил дорожку - не стал пои ходить,
Пропустил худу славу - не стал йои любить!
Насмеялся ты надо мной - насмеюся я тобой.
Как у меня. молодой, есть два братка родных,
У моих-то братцев по булатному ножу.
Я из рук да из ног кроватку смощу,
Я из мяса его пирогов напеку.
А из кро
в
и его я вина накурю... [3; 80].


    Веским аргументом сходства баллады и жестокого романса является общность сюжетов и соответственно названий произведений. Обратим внимание на балладные: «Обманутая девушка», «Брат женился на сестре». «Гибель обманутой девушки», «Оклеветанная жена». Им соответствуют названия жестоких романсов; «Сестра отравила брата». «Убийство девушки суженым», «Как брат приглашал сестру гулять» и т.п.
 

    И все же по сравнению с жестоким романсом сюжеты баллад намного богаче и разнообразнее. Семейные истории, которые предлагает слушателям традиционная баллада, нередко завершаются счастливо, для жестокого романса это почти невозможно. В балладах совсем нет надрыва и смакования жестокости. Отсутствует в пей и экзотизм: действие происходит в родной, узнаваемой среде и описано традиционным фольклорным языком, с помощью традиционных для народной поэзии образов.
 

      Делая вывод из вышесказанного, мы предпримем попытку дать собственное определение жанру жестокого романса. Итак, жестокий романс — лиро-эпический жанр городского фольклора, сформировавшийся во второй половине XIX века в мещанской среде, впитавший в себя особенности ее культуры и быта. Жестокий романс развился на основе традиционной русскойбаллады, ему свойственна узкая семейно-бытовая тематика. В решении конфликта и развития сюжета жестокому романсу присущ экзотизм, стремлениек смакованию жестокости, мелодраматизм и трагическая концовка (убийство, самоубийство, смерть от горя и т.д.)
 

    В жестоком романсе можно выделить чуть более десятка сюжетов. Они отличаются друг от друга главным образом причинами трагедии, а выбор концовок и вовсе невелик: убийство, самоубийство, смерть от горя либо смертельное горе.
199

      Излюбленный сюжет жестокого романса - совращение девушки коварным соблазнителем. Обманутой остается либо умереть с тоски, либо свести счеты с жизнью, либо отомстить. Вариант первого исхода представлен в романсе «Любила меня мать, уважала...». Девушка буквально сохнет от неразделенной любви. Жизнь ее больше не радует, всюду чудится голос «милогодруга», с которым она теперь живет в разлуке. Обращаясь к своим подругам,страдалица завещает после смерти нарядить ее в желтое платье, так как белое (платье невесты) оказалось ей «совсем не к лицу». Смерть воспринимается ею как неизбежность и спасение от безысходной тоски:
 

Подружки, ко мне приходите,
Я буду лежать на столе,
Прошу вас. меня не судите,
Заройте мой труп в тишине.


    Героиня жестокого романса «Тихо над речкою ивы качаются» не хочетпротивиться судьбе. Ее возлюбленный изменил ей, а «ревность глубокая» наполнила душу отчаяньем и тоской. Гордость и отчаяние не позволяют девушке искать другого финала, кроме как добровольного ухода из жизни. Описание ее последних минут наполнено глубоким драматизмом:
 

Ревность глубокая
Долго таилася,
Но надоело страдать.
Стала на берег.
Слегка покачнулася.
Только взмахнула рукой.


      Отвергнутая девушка из романса «Однажды я сидела на рояли...» с глубокой искренностью описывает историю своей любви. Она не скрывает, что была красива и пользовалась успехом у парней («Мальчишки гналися за мной»). Однако тот, кому она отдала сердце и не только, предал ее и женилсяна другой. Чувства уязвленного самолюбия и ревности выплеснулись в страшное преступление: героиня сначала убивает соперницу выстрелом из пистолета, а затем кинжалом закалывает своего бывшего возлюбленного.
 

      Бывает, девушку насильно выдают замуж за богатого старика или урода.Тогда ее возлюбленный непременно присутствует в церкви на венчании, и, увидев желанного красавца, невеста тут же умирает от горя. Или другой финал: невеста вызывает сочувствие и сопереживание у окружающих и свидетелей, поскольку судьба ее предрешена. Примеров на данный сюжет средифольклорных произведений нам найти не удалось, зато яркое свидетельствотому - жестокие романсы литературного происхождения («У церкви стояла карета...»):
 

Я слышал - в толпе говорили:
«Жених неказистый собой!
Напрасно красотку сгубили». -
И вышел я вслед за толпой.


      Если же героиня романса все-таки выходит замуж по любви, то в семейной жизни ее и детей ожидают такие ужасы, что уж лучше оставалась бы онав девушках. Со временем муж обязательно полюбит другую и либо убьет жену, либо доведет ее до могилы. А потом'злая мачеха наверняка примется за детей. Безвольный отец наверняка пойдет у нее на поводу - и свершится то, очем рассказано в романсах «Как на кладбище Митрофановском...», «В городеПетрове» и др.
200

 

      Мотив родственного убийства уходит корнями в древнерусскую балладу(см., «Брат гибнет по ошибке» и др.). Анонимных авторов жестокого романса сюжеты с убийством родственников привлекли, видимо, потому, что подобные случаи были не редкостью в узкой мещанской среде. Примером жестокого романса па данную тему служит песня «Сестра отравила брата». Произведение тесно перекликается с балладой «Сестра брата извести хочет», однако имеется и ряд существенных различий.
 

      В жестоком романсе проблема решена иначе, согласно требованиям жанра. Посмертные слова брата звучат как завещание. В них нет злобы, только грусть и последние желания. О злодейке сестре он говорит лишь то, что, пройдя мимо его могилы, она «слезно наплачется». То есть добрый молодец так и остается таковым. А возмездия героине, тем не менее, не избежать. И свершит его не кто иной, как ее «мил друг», ради которого она отравила родного брата, поскольку он мешал ей встречаться с любовником (брату — «недругом»). Но, разумно рассудив, возлюбленный покидает ее навсегда:
 

Коль умела ты братца известь,
Изведешь и меня, молодца.
Оставайся ж теперь ты одна!


      В данном тексте мы обнаружили соединение сюжетов двух баллад («Сестра брата извести хочет» и «Девица отравила молодца»). Жестокий романс отобрал из них самое необходимое, углубив содержание, внеся мотивировкупреступления и новую, более жизненную, развязку.
 

    Образная система жестокого романса небогата. В ней насчитывается небольшое число персонажей, резко противопоставленных друг другу по своимдуховным качествам, намерениям, жизненной позиции. В романсе, таким образом, сохранено традиционное для фольклорных произведений деление героев на положительных и отрицательных. Па полосе зла находятся отец-убийца, слепой исполнитель воли молодой жены («Как на кладбище Митрофановском...»), злая мачеха («В городе Петрове»), сестра-братоубийца («Сестра отравила брата»), возлюбленная-изменница («При бурной ноченьке»), брат-соблазнитель («Брат сестру приглашал гулять»), неблагодарная дочь («Про един кошмарный случай»). Им противостоят безвинно страдающие дети («В городе Петрове»), оставленные возлюбленные-самоубийцы («Тихо над речкою ивы качаются»). Но главное место среди героев жестокою романса занимают так называемые «безвинно виноватые», «оправданные преступники», герои, совершившие преступление как бы не по своей воле. Это и несчастный влюбленный, зарезавший Олю из-за ее легкомысленного поведения, лицемерия и кокетства («Васильки»), обманутая и брошенная девушка, в отчаянии застрелившая новую подругу своего любимого и заколовшая его кинжалом («Однажды я сидела на рояли»). Изложенная в произведении исповедь их души склоняет слушателя в сторону оправдания героев: они вызывают сочувствие,

201

 

сострадание, а жестокий приговор, заключенный в финале романса, воспринимается как незаслуженное наказание. Эмоциональный накал страстей нередко завершается для исполнителя и слушателя слезами сопереживания героям. В этом еще одна характерная черта произведений данного жанра.
 

---------------------
1 Балашов Д.М. История развития русской баллады. - Петрозаводск, 1966.

2 Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор: Учебник для высших учеб. завед. М.: Наука, 2002.

3 Исторические песни. Баллады / Сост., подгот. текстов С.Н. Азбелева. М., 1986

4 Пропп В.Я. Поэтика фольклора. М., 1998.

 

 

 

 

 




Содержание | Авторам | Наши авторы | Публикации | Библиотека | Ссылки | Галерея | Контакты | Музыка | Форум | Хостинг

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

 ©Александр Бокшицкий, 2002-2006 
Дизайн сайта: Бокшицкий Владимир