Петух
Опубликовано: В. Н.
Топоров Петух// МНМ. Т. 2.
М., 1992, с. 309-310
В основе
мифологического образа петуха во многих традициях - его
связь с солнцем. Как и солнце, петух «отсчитывает время»
(ср. «первые петухи», «третьи петухи», до «петухов» и т. п.).
Австралийские аборигены иногда обозначают
петуха как «птицу, которая смеётся на
рассвете»; ср. также русские загадки типа «Не часы, а время сказывает», «не
сторож, а всех рано будит» и т. п. В большинстве
традиций петух связан с божествами утренней зари и солнца, небесного огня —
хотя в целом функции богов, которым посвящается
петух (Аполлон, Митра,
Ахурамазда, Аматэрасу, а также Гермес или Меркурий, Асклепий, Марс и др.),
существенно шире. Петух не только возвещает о начале дня
(во многих традициях он выступает как глашатай солнца, света, ср. франц.
название петуха
chante-clair, букв. «поющий
рассвет»), но и является проводникомсолнца
как в его годовом, так и суточном циклах.
В Китае петух «сопровождает» солнце
на его пути через десятый«дом» китайского зодиака
(Козерог) ичерез пятый — седьмой часы пополудни.
У древних евреев петух — символ третьей стражи ночи —
от полночи дорассвета. Петух так же бдителен и
всевидящ, как и солнце. Отсюда широкое
использование петуха в гаданиях, предсказаниях погоды в Древнем Риме.
Изображение петуха-стража помещали накрышах домов,
шестах, шпилях, флюгерах, а также на ларцах, сундуках,
реликвариях. В Китае красный
петух
изображается на стенах дома как талисман против огня. Мотив
петуха, разгоняющего
своим криком нечистую силуи отпугивающего
мертвецов, образует кульминацию в особом типе сказок, постоянен в быличках.
Но петухне только связан с солнцем, подобен
ему: он сам земной образ, зооморфная трансформация небесного огня —
солнца. С петухом связывается и символика
воскресения из мёртвых, вечноговозрождения жизни.
В этом контексте возможно объяснение изображения
петуха, помещаемого иногда на
могилах, на кресте, камне и т. п., нередко в чередовании с
изображением солнца; ср. также символические
изображения солнца в виде
петуха в круге или рассвета, иногда молнии в виде
петушиного гребешка (в этом ряду стоит и обычай
древних римлян жертвовать ларам петушиные гребешки).
Некоторые данные позволяют соотнести жертвоприношение
петуха (в тех
ритуальных традициях, где на это несуществует
запрета, именно петух преимущественно используется для этой
цели) с его солнечной, огненной природой. В древнерусском «Слове
некоего христолюбца» (окончательная редакция)
осуждаются существовавшиеуже после введения
христианстваязыческие обряды, когда «... коуры
рѣжють;
и огневи молять же ся, зовущие его сварожичѣмь»
(др.-рус. куръ,«петух»). Во многих случаях
отчётливопрослеживается связь между жертвоприношением
петуха и добыванием огня, его возжиганием (ср.,
например, латышские и русские данные о жертвоприношении
петуха для
умилостивления гуменника-овинника, в ведении
которого находится огонь под овином).
Подобно солнцу,
петух связан
и с подземным миром. В Древней Греции
петух,
несомненно, выступал и как хтоническая птица; он был посвящён Асклепию как
образ целительной смерти-возрождения. Вместе с тем оказывается функционально
значимым противопоставление петухов по цвету: если
светлый, красный петух связывается ссолнцем, огнём,
то чёрный петух — с водой, подземным царством (ср. ритуальное зарывание
петуха в
землю) исимволизирует смерть, божий суд, зло.
Так, Козьма Пражский в «Чешской хронике»
(11—12 вв.) сообщает обобычае ходить к источникам
и удушать чёрных петухов и чёрных кур с одновременным призыванием дьявола; ещё в 19 в. удерживался
обычай топить петухов и курв водоёмах в день святого
Фейта. Известны также русский обряд принесения в
жертву водяному черного петуха, зарываемого живьём в
землю, и обычай держать при водяных мельницах
чёрных петухов и других животных (напр., кошек) чёрной
масти, этот цвет считался особенно любезным духу воды.
Тема петуха возникает и в связи с образом
огневой птицы (с чертами дракона) Рарога (Рарашека),
которая появляется на свет из яйца, снесённого чёрной курицей. Причастность
петуха и к царству жизни, света, и к царству
смерти, тьмы делает этот образ способным к моделированию всего комплекса
жизнь — смерть — новое рождение. Этому способствуют и мифопоэтические
представления о петухе как дважды
рождённом, что, в частности, нередко подчеркивается в
загадках о петухе.: «Дважды родился,ни разу не
крестился, сам пел, аумер — не отпели» и т. п.
Представление о двуприродности или, поменьшей
мере, парадоксальности петуха
отражено и в других
загадках («Нецарь, а в короне», «Гребень имею —
непользуюсь им, шпоры имею — не езжу
верхом» и т. п.). Связанный с жизньюи
смертью петух символизирует плодородие прежде всего в его производительном
аспекте. П. — один из ключевыхсимволов
сексуальной потенции (ср.в этой связи «петушиные»
обозначениядетородного члена в соотнесении с
«куриными» обозначениями женского полового органа, а также представление
о петухе как символе похоти, существующие в ряде традиций).
У южных
славян, венгров и других народов женихво время
свадебной церемонии нередконесёт живого
петуха или
его изображение.Одним из проявлений жизненной
силы петуха является и его исключительная
воинственность, нашедшая отражениев
фольклоре, символике и эмблематике(в частности, в
геральдике). Арабскиеи тюркские источники неизменно
наделяют идеального военачальника храбростью
петуха Соотнесённость
качеств петуха
и человека получает известное подкрепление в довольно распространённом
мотиве оборотничества петуха (ср.,например, Афанасьев
№№ 251—252).У сванов считалось, что души мужчин и
женщин после смерти соответственно переселяются в
петуха и курицу.
Для некоторых индейских племен Центральной
Америки петух является нагуалем, с которым таинственно связана жизнь человека;
смерть петухавлекла за собой и смерть подопечного
ему человека.
В Новом завете
образ петуха имеет символическое значение некой решающей
грани (ср. Матф. 26, 34, 74—75; Мк.13,
35). Петух в соответствии с евангельским мотивом становится эмблемой
святого Петра, знаком раскаяния (в другой
трактовке петух — посланец дьявола, искусившего
Петра). Иногда образ
петух толкуется как символ
истинного проповедника Евангелия. У гностиков
петух считался образом Фронесиса,
предвидения, прозорливости, бодрствования как эманации Логоса.
Петух на
колонне трактовался гностиками как
петух Абраксаса. В Японии считают, что
петух подготавливает
сердце благочестивого верующего к очищению и почитанию.
* * *
Представление о петухе как символе бдительности
и бодрствования духа переходит в ренессансную и барочную эмблематику
(девочка с петухом — деталь, подчёркивающая воинские достоинства городской стражи
в «Ночном дозоре» Рембрандта). В сельском и городском декоративно-прикладном
искусстве (деревянная резьба, вышивка, гончарство, обрядовое печенье и т.
д.) развивается и более древнее толкование образа
петуха как символа солнца,
мужского начала, апотропеической жертвы, в гротескном снижении —
эротического влечения. С античной басенной традицией связаны встречающиеся
вплоть до 18 в. изображения петуха, нашедшего жемчужное зерно. Во французскую
политическую геральдику («галльский
петух») мотив переходит из мифологических
представлений родо-племенного общества. В изобразительном искусстве 20 в.
Петух служит воплощением национального, «галльского» начала (гобелены Ж. Люрса),
агрессивной вирильности (серия «Женщина и петух» Б. Бюффе), «апокалиптических»
трагедий современной истории петух в произведениях Н. Гончаровой («Мистические
образы войны», 1914), югославского художника И. Генералича («Распятый
петух»).
.
М. Н. Соколов.
|
|