Заводной апельсин
"Clockwork
orange" - название романа Энтони Бёрджесса (1961 г.) и снятого по этой книге
фильма Стэнли Кубрика (1971 г.). Сам Бёрджесс объяснял словосочетание "заводной
апельсин", ссылаясь на
лондонское просторечие "странный, как заводной апельсин", что означало "человек
с причудами". На самом деле,
"заводной апельсин" - роботизированный человек,
созданный путем модификации его поведения (clockwork - часовой механизм;
clockwork toys - заводные игрушки).
Бёрджесс рисует мрачную,
апокалиптическую картину Англии недалёкого будущего (конец 70-х - начало 80-х
годов), где люди живут в постоянном страхе за собственную жизнь, а на улицах
бесчинствуют банды молодых головорезов. Рассказ ведётся от лица главаря одной из
банд, Алекса. По вечерам он и его приятели собираются в баре "Korova", где пьют
галлюциногенное moloko, а затем отправляются в ночной город где учиняют драки с
другими бандами, врываются в чужие дома, мучая, уродуя, убивая. Всё это
доставляет им неимоверное удовольствие, но в один прекрасный день, Алекса
схватили на месте преступления. Его приговаривают к четырнадцати годам тюрьмы.
По прошествии двух лет он соглашается на участие в медицинском эксперименте,
после которого он должен лишиться всех своих похотливых и грешных желаний. На
глаза Алекса надевают специальные распорки, которые не позволяют векам
смыкаться. В то же время врачи заставляют своего пациента смотреть специально
подобранные фильмы, изображающие различные виды насилия. Одновременно Алексу
вводят наркотик, вызывающий приступы рвоты. И вот даже мысль об агрессии или
сексуальном желании становятся для Алекса невозможной. Экспериментаторы
торжествуют. Отъявленный негодяй превратился в смиренную овцу.
В Великобритании премьеру фильма Кубрика откладывали несколько раз, выпустив
фильм в ограниченный прокат, в США "Заводной апельсин" получил категорию "Х".
Обозреватель Village Voice Эндрю Серрис заметил: "Фильмы подобные "Апельсину"
всегда становятся показательной мишенью для наших ленивых блюстителей
нравственности". В марте 1972 года фильм был представлен на премию "Оскар" по
четырём номинациям: лучший фильм, лучшая режиссура, лучший сценарий и лучший
монтаж. Но когда Академия обратилась к кинозвёздам с просьбой вручать награды,
многие отказались не только вручать их, но и вообще участвовать в церемонии из
страха оказать честь "такому" фильму.
|
|