На следующих страницах:

Юрген Хабермас. Фундаментализм и террор

Р. Холмс. Терроризм, жестокость и ненасилие

 

 

Н. А. Цветкова

 

Цветкова Н.А. Cultural imperialism: международная образовательная политика

 США в годы "холодной войны". - СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2007, с. 41-49.


Дискурс «культурного империализма»


 

        Соединенные Штаты Америки, которые были поставлены в жесткие рамки идеологической «холодной войны», сформировали масштабный механизм, состоящий из институтов культуры, информации, образования для осуществления долгосрочного и краткосрочного влияния на политические ориентиры зарубежных обществ. Естественно, нельзя утверждать, что этот механизм появился как-то вдруг, благодаря контексту «холодной войны». Начиная с конца XIX — начала XX в., когда перед мировым сообществом появилась империя Соединенных Штатов Америки, которая стремительно установила политический контроль над государствами в Тихом океане и Карибском бассейне, позже — экономический контроль в Китае 1, американское общество в виде деятельности благотворительных фондов, религиозных миссионеров и редких программ правительства предпринимает попытки осуществления культурного влияния в зарубежных странах. Однако все программы носили несистематический характер и имели под собой идеи взаимопомощи и филантропии.
 

          Контекст «холодной войны» уникален тем, что обусловил политическую необходимость установления идеологического контроля США над определенными государствами для сохранения их ориентации на демократическое устройство общества и ликвидацию распространения идей коммунизма. Наличие угрозы интересам США в мире со стороны Советского Союза, рассматриваемого политическим истеблишментом США в качестве идеологического врага, стало определяющим фактором для активизации культурной экспансии в странах Западной Европы, Латинской Америки и Азии. Более того, период долгого противостояния сформировал особую психологическую установку для американского политического истеблишмента и большинства граждан Америки о наличии в мире постоянного идеологического врага, который продуцирует комплекс антиамериканских культурных ценностей, политических институтов и распространяет это в мире. Поэтому
-------------------------
1 См. подробнее об эволюции империализма во внешней политике США: Ninkovich F. The United States and Imperialism. Maiden. MA, 2001.

41

ответ на подобную тактику мог быть только один: наступательный, идеологическое наступление в виде агрессивной политики пропаганды, презентации образа жизни американцев, обучения особых социальных групп зарубежного общества, что способствовало отпору распространения антиамериканских идей. Так было в период «холодной войны», так происходит в начале XXI в., когда исламский фундаментализм рассматривается политиками США как новый идеологический враг, который требует проведения идеологического наступления против очередного всплеска анти- американизма в странах Ближнего Востока в рамках цивилизационной войны. Другими словами, наличие угрозы со стороны внешнего мира приводит к интенсификации политики культурной экспансии, осуществляемой правительством США.
 

        В силу указанных факторов одним из дискурсов полемики вокруг международной образовательной политики США в годы «холодной войны» может быть выбрана концепция «культурного империализма» (Cultural imperialism). Под термином мы подразумеваем систему мер, предпринимаемых правительством США для распространения в конкретном зарубежном обществе американской политической культуры, идеологии, системы ценностей, а также всего того, что относится к термину «культура» в целях реализации внешнеполитических задач2. Подобная трактовка термина несколько отличается от общепринятых на- правлений дискуссии о культурном империализме США. Поэтому мполагаем, что читателю будет небезынтересно узнать о существующих подходах к изучению культурного империализма как феномена системы международных отношений и как концепции в современной исторической, политической науке, а также в социологии и антропологии.
 

        Понятие «культурный империализм» появилось в XIX в. благодаря колониальной политике Британской империи. Однако в тот момент термин носил положительный оттенок. После Первой мировой войны и растущей критики империализма в целом такими политиками как В. Ленин и В. Вильсон, «культурный империализм» приобрел отрицательное значение, что и закрепилось в энциклопедиях 3. Сегодня классическая трактовка понятия звучит как «использование политической и экономической мощи для распространения культурных ценностей одного государства в другом»4.

-----------------------------------
2 Понятие «культура» в данной работе трактуется вслед за исследователем А. Ирие как система верований, артефактов, идеологии, традиций и образа жизни. См.: Iriye A. 1) Culture and Power: International Relations and Intercultural Relations // Diplomatic History. Vol. 10, 1979. P. 115-128; 2) Culture//Journal of American History. 1990. Vol. 77. P. 99-107.
3 Kuklick B. The Future of Cultural Imperialism // Diplomatic History. 2000. Vol. 24. N 3. P. 503-508.

4 Bullock A., Stallybross 0. The Harper Dictionary of Modem Thought New York, 1977.
42

         В 1960-е годы благодаря серии сенсационных статей о роли ЦРУ в создании лояльной интеллигенции и студенчества в странах Западной Европы , а также под влиянием растущей критики внешней политики США в мире со стороны «новых левых» и ревизионистов термин закрепляется в научной литературе и публицистике как обвинение против политиков США в развязывании «холодной войны» и использовании культуры в качестве инструмента империализма. Кристофер Лэш, пожалуй, является наиболее ярким представителем данной волны и использует термин для оценки вмешательства США в культурную сферу других государств, утверждая, что экспансия обусловлена совсем не необходимостью защищать интересы демократии, а напротив, защита демократии является прикрытием для реализации политических целей американской военной машины 6.
 

         Последователями данной трактовки стали политэкономисты и марксисты. Производя глубокие эмпирические исследования о политике США в странах Третьего мира, такие исследователи, как М. Карной, Р. Арнов, Э. Берман, К. Кинг, А. Мазруи и Ф. Алтбах утверждали, что США целенаправленно используют культуру и образование для осуществления контроля над обществами зарубежных государств в целях продвижения экономических интересов7.
-------------------------
5 How the CIA Tunis Students into Traitors // Ramparts. 1967. April P 38-40.
6 Lasch Ch. 1) The Agony of American Left. New York, 1969; 2) The Cultural Cold War // The Nation. 1967. 11 September. P. 198.
7 Camay M. Education and Social Transition in the Third World. New York, 1974; Amove R. Philanthropy and Cultural Imperialism; The Foundations at Home and Abroad. Bloomington, IN, 1982; Berman E. H. The Influence of the Carnegie, Ford and Rockefeller Foundations on American Foreign Policy: The Ideology of Philanthropy. New York, 1983; King K. The New Politics of International Cooperation in Education Development // International Journal of Education Development. Vol. 10. N 1. 1990. P. 47-58; MaziviA. Cultural Forces in World Polities. London, l990;AltbachPh., KellyG. Education and the Colonial Experience. New Brunswick, 1984.

43

        Взгляды этих историков совпали с идеями социологов, сторонников критической теории и концепции о воспроизводстве социального и культурного капитала в обществе. М.Вебер, П.Бурдье, Дж.-С. Пассерон, П. Виллис, Г. Гирокс и М. Эппл утверждали, что система образования является каналом социального контроля над обществом и «воспроизводит» культуру, идеологию и ценности доминирующих социальных групп в обществе 8.
 

         Кульминацией развития концепции «культурного империализма» как метода передачи идеологии доминирующих государств в другие страны можно назвать научные и публицистические работы Н. Хомски и Э. Сэда. В них содержатся пассажи, созвучные работам выше указан- ных исследователей: «система, образования — канал подавления общества для реализации имперских амбиций США во внешней политике»9.
 

         Кардинальный отход от трактовки «культурного империализма» как американской политики, направленной на установление контроля в зарубежных странах, начался в начале 1990-х годов в рамках нового научного направления о социальной, культурной или идеологической «холодной войне» {cultural cold war). Данное направление сместило предмет изучения истории «холодной войны» с макроистории о взаимоотношениях государств и правительств на микроисторию о судьбе отдельного человека, оказавшегося в эпицентре культурного противостояния 10. В работах исследователей, занимающихся в основном изучением влияния США на страны Западной Европы после Второй мировой войны, трактовка термина о культурном империализме звучит как американизация европейских обществ. В итоге

-------------------------
8 Weber M. The Rationalization of Education and Training // Gerth H., Mills C. W. R. From Max Weber: Essays in Sociology'. New York, 1946. P. 240-244; Bourdieu P., Passeron J.-C. Reproduction: in Education, Society and Culture. London; Beveriy Hills, 1977; Bowdiev P. Cultural Reproduction and Social Reproduction // Karabel J., Halsey A. Power and Ideology in Education. New York, 1977. P. 487-510; Passeron J.-C. Theories of Social-Cultural Reproduction // International Social Science Journal. 1983. Vol. 38. N 4. P. 619-627; Willis P. Leamingto Labor: How Working Class Kids Get Working-Class Jobs. New York, 1981; GirouxH. Theories of Reproduction and Resistance the New Sociology of Education // Harvard Educational Review. Vol. 53. N 3. 1983. P. 257-291; Apple M. Education and Curriculum. New York, London, 1974.
9 Chomsky N. 1) The Cold War and University, New York, 1997; 2) On Power and Ideology. Boston, MA, 1987; 3) Hegemony or Survival: America's Quest for Global Dominance. New York, 2003; 4) Language and Politics. New York, 1988; Barsamian D. Propaganda and Public Mind: Conversations with Noam Chomsky. London, 2001; Said E. 1) Culture and Imperialism. London, 1994; 2) Power, Politics, and Culture: Interviews with Edward W. Said. New York, 2001; Macedo D. Chomsky on Miseducation. Lanham, MD, 2000.
10 Major P., Mitter R. East is East and West is West? Towards a Comparative Socio-Cultural History of the Cold War // Cold War History. Vol. 4. N 1. 2003. P.1-22.

44


понятие «американизация» и его интерпретации полностью заменили концепцию «культурного империализма»11.
 

          Концепция «американизации» Западной Европы вызывала длительные дискуссии между учеными, и одно из общих определений звучит следующим образом: процесс передачи идей, политической культуры, технологий, стиля потребления, образования, и т. д. из США в Западную Европу. Однако в интерпретации данной концепции можно выделить следующие направления дискуссий. Одна часть исследователей защищает тезис о полной американизации Европы 12, а другая часть — утверждает, что процесс американизации был частичным и необходимо ставить вопрос о европеизации пребывающих из-за океана американских идей, культуры и идеологии 13.
 

        Интересны работы первой группы исследователей, которые утверждают, что американизация носила односторонний характер в Западной Европе. Деятельность американского правительства и распространение массовой культуры оценивается как попытка Соединенных Штатов сформировать консенсус среди европейской политической, экономической, научной и академической элиты 14.
------------------------------
11 См., например; Scott-Smith G. (Ed.) The Cultural Cold War in Western Europe, 1945-1967. London, 2003; Mitter R. Across the Block: Cold War Cultural and Social History. London; Portland, OR, 2004; WilletR. The Americanization of Germany, 1945-1949. London, 1989; Kuisel R. Seducing the French: The Dilemma of Americanization. Berkeley, 1993; Hogan M. The Marshall Plan. America, Britain and the Reconstruction of Western Europe, 1947—1952. Cambridge, MA, 1989; Ellwood D. Rebuilding Europe. Western Europe, America and Postwar Reconstruction. London; New York, 1992.
12 Lucas S. W. Beyond the Freedom, Beyond Control: Approaches to Culture and the State-Private Network in the Cold War // Scott-Smith G. (Ed.) The Cultural Cold War in Western Europe, 1945-1967. London, 2003. P. 53-72; Sywottek A. The Americanization of Everyday Life? Trends in Consumer and Leisure-Time Behavior // Ermarth M. America and Shaping of German Society, 1945-1955. Oxford, 1993. P. 132-152; Scott-Smith G. Politics of Apolitical Culture: Congress for Cultural Freedom, and the CIA and Post-War American Hegemony. New York; Florence, KY, USA, 2002.
13 Kuisel R. Seducing the French...; Lunden R. Networks of Americanization: Aspects of American Influence in Sweden. Uppsala, Stockholm, 1992.
14 Lucas S. W. Beyond the Freedom...; Sywottek A. The Americanization of Everyday Life?; Scott-Smith G. Politics of Apolitical Culture...; Sounders F. S. Who Paid the Piper?: the CIA and the Cultural Cold War. London, 1999; Wagnleitner R. Coca-Colonization and the Cold War: Cultural Transmission of United States in Austria after the Second World War. Chapel Hill, 1994; и др.

45

      Вторая группа исследователей склоняется к мнению, что нельзя расценивать процесс американизации как одностороннее движение. Необходимо учитывать такие факторы, как наличие различий в восприимчивости разных социальных групп к американской культуре и идеологии, а также наличие процесса «европеизации» американского влияния15. Американизация европейской культуры встречала неоднородный отклик со стороны жителей Старого Света: как правило, молодежь с энтузиазмом потребляла продукцию массовой культуры США, а высшие слои общества ощущали угрозу национальной культуре и отрицательно относились к влиянию США 16. Однако положительные черты американизации, как технологии или способ управления бизнесом, полностью приветствовалась европейцами, а символы массовой культуры отрицались17. Например, французский исследователь Р. Куисель утверждает, что американизация во Франции полностью не произошла, так как американские идеи были «офранцужены»18. Его взгляды совпадают со шведскими американистами, которые доказывают, что происходили скорее процессы не американизации, а инкорпорации определенных элементов политической культуры США в национальную сферу19. Немецкие ученые утверждают, что политика переобучения и явный американский культурный империализм в Германии после Второй мировой войны не затрагивал представителей немецкой элиты из-за расхождений между немцами и американцами в понимании термина «культура»: немцы, как и французы, подчеркивали превосходство своей традиционной культуры над американской и поэтому Германия и Франция, по мнению ряда ученых, не являлись жертвами культурного влияния США. Пользоваться предметами и идеями культуры США — это не значит находиться под влиянием американской идеологии или политики, — заключает известная немецкая исследовательница Дж. Гиеноу-Хехт 20.
 

        Однако две группы исследователей едины в одном, что американизация либо в виде некого культурного империализма, либо в виде диалога европейской и американской культур происходила после Второй мировой войны в странах Западной Европы, и правительство США сознательно использовало контакты в области культуры и образования для поддержания демократических идей в Европе.

--------------------------
15 R. American Empire and Cultural Imperialism: A View from Receiving End // Diplomatic History. 1999. Vol. 23. N 3. P. 463-477; Boehling R. The Role of Culture in American Relations with Europe: The Case of the United States's Occupation of Germany // Diplomatic History. 1999. Vol. 23. N 1. P. 57-69.
16 Poiger U. G. Jazz, Rock, and Rebels: Cold War Politics and American Culture in Divided Germany. Berkeley, CA, 2000.
17 Boel B. European Productivity Agency and Transatlantic Relations, 1953-1961.Copenhagen.2003.
18 Kuisel R. F. Seducing the French...
19 Lvnden R. Networks of Americanization...
20 Gienow-Hecht J. Transmission Impossible: American Journalism as Cultural Diplomacy in Post-War Germany, 1945-55. Baton Rouge, 1990.

46

         Следующим этапом изменения дискурса о культурном империализме можно считать середину и конец 1990-х годов, когда концепция об американизации стала заменяться новым термином о диалоге культур или — о плавном и взаимном кросс-культурном обмене, который был вызван массовыми коммуникациями и экономико-политическим сотрудничеством. Американский исследователь Р. Пэлс, немецкая исследовательница Ю. Поигер, голландский историк Р. Крус и другие утверждают, что термины «американизация» и «культурный империализм» следует заменить понятием о «переносе культуры» cultural transmission), снять обвинение с Америки в планомерной экспансии идеологии через правительственные программы и искать причины распространения американских ценностей в феномене глобализации 21.
 

        В итоге появилось немало работ, в которых «культурный империализм» или «американизация» стали трактоваться как объективное распространение символов цивилизованного мира, общества потребления наряду с процессом утраты традиционных культурных ценностей, а не как культурная экспансия США. «Глобальный технологический и экономический прогресс уменьшают значение традиционных культур и поэтому слово "империализм" должно быть опущено, а вместо этого необходимо использовать термин "глобальное изменение культуры"», — пишет в известной книге Дж. Томлинсон 22. В своей последней работе историк Р. Пэлс также утверждает, что американизация — это глобализация стиля жизни, потребления, музыки, образования и т. д., и процесс передачи культуры находится за пределами власти правительств 23.
------------------------------------
21 Pells R. Not Like US: How Europeans Have Loved, Hated, and Transformed American Culture since World War II. New York, 1997; Poiger U. Beyond "Modernization" and "Colonization" // Diplomatic History. Vol. 23. N 1. 1999. P. 45-55; Kroes R. Cultural Transmissions and Receptions: American Mass Culture in Europe. Amsterdam: University of Amsterdam Press, 1993.
21 Tomlinson J. Cultural Imperialism: A Critical Introduction. Baltimore, MD: John Hopkins University Press, 1991. cm. -raioKe: Rosenberg E. Consuming Women: Images of Americanization in the "American Century" // Diplomatic History. 1999. Vol. 23. N 3. P. 499-524; May L. Recasting America: Culture and Politics in the Age of the Cold War. Chicago, 1989.
23 Pells P. Who's Afraid of Steven Spielberg? // Diplomatic History. 2000. Vol. 24. N 3. P.495-502.

47

         С точкой зрения Дж. Томлинсона о том, что необходимо избавиться от дискурса культурного империализма, соглашается в своей последней работе и упоминавшейся французский историк Р. Куисель. По его мнению, использование термина «культурный империализм» требует от историка согласия, что общество является пассивным в восприятии американских ценностей, т.е. не сопротивляется внешнему давлению, а понятие «американизация» подводит историка к мысли о том, что американизация — это часть феномена глобализации 24.
 

        И, наконец, завершающим этапом в эволюции дискурса «культурного империализма» можно назвать этнографические и антропологические исследования, в которых тема о культурной экспансии смещена в сторону изучения вопросов о методах «сопротивления» американизации, о судьбе периферийных культур и коренного населения, оказавшегося под ее влиянием. Многие подобные исследования протекают в рамках концепции постмодернизма, теории отклика (response theory) и тезиса о важности изучения маргинальных культур в процессах взаимоотношений между центром и периферией. Исследователи утверждают, что коренное население никогда не являлось пассивным потребителем американских идей, а, напротив, упорно сопротивлялось проникновению символов культуры США в традиционные культуры 25.
 

         Завершая обсуждение вопроса о эволюции дискурса «культурного империализма» можно сказать, что концепция культурного империализма трактовалась в разные периоды по-разному: агрессивная экспансия США для реализации своих экономических и политических интересов как метод социального контроля над зарубежным обществом, как полная или частичная американизация, как объективный процесс глобализации и как фактор, вызывающий неприятие насаждаемой культуры у коренного населения. Все эти трактовки изменялись во многом благодаря структурным сдвигам в системе международных отношений. Всплеск критики внешней политики США в период Вьетнамской войны способствовал распространению идеи об агрессивной культурной экспансии США; окончание противостояния между США и СССР обусловило появление тезиса об американизации мирового

------------------------
24 Kuisel R. Americanization for Historians // Diplomatic History. 2000. Vol. 24. N 3. P. 509-515.
25 Tibi B. Culture and Knowledge: the Politics of Islamization of Knowledge as a Postmodern Project? The Fundamentalist Claim to De-Westernization // Theory, Culture & Society. 1995. Vol. 12. P. 1-24; Kieh Jr. G. The Roots of Western Influence in Africa: an Analysis of the Conditioning Process // Social Science Journal. 1992. Vol. 29. P. 7-19; Williams P., Chrisman L. Colonial Discourse and Postcolonial Theory: A Reader. New York, 1994; Chay J. Culture and International Relations. New York, 1990 и др.

48
 

пространства; интеграционные процессы в мире послужили толчком для развития концепции о взаимном проникновении культур. Другими словами, научная полемика обусловливалась контекстом развития международных отношений.
 

        Однако поскольку мы рассматриваем период «холодной войны», когда США оказались в ситуации перманентной угрозы своим интересам в мире и противостояния с сильнейшей идеологией Советского Союза, то, нам думается, что концепция культурного империализма как система мер, предпринимаемых правительством США по созданию идеологического консенсуса с зарубежными государствами через агрессивную политику обучения, пропаганды и демонстрации образа жизни американцев, является для нашего исследования наиболее приемлемой.

 

 



 

 

Российский университет дружбы народов. Основан в 1960 г. До 1991 г. - Университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы






Содержание | Авторам | Наши авторы | Публикации | Библиотека | Ссылки | Галерея | Контакты | Музыка | Форум | Хостинг

 Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

© Александр Бокшицкий, 2002-2007
Дизайн сайта: Бокшицкий Владимир