Корсет
На следующей странице:
History of the Elizabethan Corset by Drea
Leed
Р. Ж. Бетрозов
Об адыгском корсете
Исторический вестник. III вып. - Нальчик.: КБИГИ,
2006, с. 202-210
Одежда, как и жилища,
домашняя утварь, вооружения, украшения и прочее, - важнейший компонент
материальной культуры народа. Особенности ее зависят, прежде всего, от
природно-климатических условий местности. Определенный отпечаток на костюм
накладывают виды хозяйственной деятельности, образ жизни, занятия и общественный
строй. Иногда на форму и назначение традиционной мужской и женской одежды влияет
та система ценностей, которая имеет место среди большой группы людей, их
представления о красоте и др. В связи с последним интересно вспомнить такую
специфическую часть адыгского костюма, как корсет - принадлежность традиционной
женской, точнее сказать, девичьей одежды. Появление такой детали, как корсет,
было обусловлено этническими и социальными особенностями адыгского народа, и,
прежде всего, их представлениями о женской красоте.
О корсете у адыгов упоминается
в работах почти всех авторов XVII - первой половины XIX века. Видимо, не прав
англичанин Джемс Белл, писавший: «Я не знаю, какой путешествующий или
странствующий по свету парижанин внушил черкесам мысль улучшить божье создание
стягиванием бедер юных девушек тугим кожаным поясом!»1. Автор
несомненно ошибался. Не французы принесли адыгам этот обычай - он у них, надо
полагать, существовал с весьма далекого времени, когда еще не могли быть
контакты между предками адыгов и французов.
Образ жизни адыгов, их занятия влияли на их
внешний вид, красоту, которой восхищались авторы всех времен. Они все пишут о
ставшей всемирно известной красоте адыгских женщин-черкешенок.
202
Французский консул в Крыму Ксаверио
Главани в 1724 году отмечал, что в Черкесии «женщины гордятся своим стройным
станом и носят особый род корсета»2. За сто лет до этого католический
монах-миссионер Доминиканского ордена Эмиддио Дортелли д'Асколи писал о
черкесах, что «у них кровь... благородная, глаза черные, брови дугой, особенно у
женщин, которым, я думаю, можно отдать предпочтение перед всеми другими
женщинами в мире»3.
Не менее живописен автор второй
половины XVIII века Карл Пейсонель, составивший двухтомный «Трактат о торговле
на Черном море». В частности он констатировал: «Женщины этой страны (то есть
Черкесии) самые красивые и обаятельные, может быть, во всем мире; прелесть их
внешнего облика и естественная грация очаровывают»4.
Это очарование достигалось
естественно, заботой о женской красоте, начиная с младенческого возраста. В этих
целях, например, лицо, лоб и губы только что родившейся девочки адыги мазали
кровью из пуповины для того, чтобы ребенок, по свидетельству информаторов, был
красивым и здоровым. Надо думать, что это, как и то, что девочкам матери
периодически протирали глазки, лицо и лоб грудным молоком, имело практическое,
рациональное значение благодаря высоким антисептическим свойствам крови и
грудного молока.
Забота о физическом состоянии,
о красоте и здоровье продолжалась и в последующем. Примерно с 10-12 лет девочки
начинали носить туго зашнурованный корсет (куэншыбэ), что автоматически
переводило их в разряд девушек. Корсет шили из сафьяна или кожи более простой
выработки. Он начинался высоко, почти от ключицы и спускался до бедер. Спереди в
корсет вставляли две довольно широкие деревянные пластинки, которые прижимали
груди, препятствуя их росту.
Девочки корсет носили
постоянно, в нем они спали и снимали только тогда, когда мылись или требовался
ремонт корсета. Отдельные авторы ошибочно пишут, что девочки с 10-12 лет и до
замужества находились в одном и том же корсете.
203
На самом деле с ростом девочек
корсеты подбирались или шили по размерам. Для этого существовали определенные
правила. Например, когда на девочку первый раз делали корсет, она должна была
обхватить своими большим и указательным пальцами запястье.
Если запястье обхватывалось легко, то
два обхвата запястья должны были ровняться объему шеи, а два объема шеи или же
четыре обхвата запястья должны были соответствовать объему талии. В тех случаях,
когда (у девочки большим и указательным пальцами не обхватывалось запястье)
запястье было толще требуемого объема, то девочку заставляли голодать, давая ей
малокалорийную пищу. Это повторялось и тогда, когда меняли корсет на
соответствующий росту девочки новый корсет.
Корсет снимали в первую брачную
ночь. Снимал его муж, расшнуровывая. (Для того, чтобы испытать терпение
молодого, женщины, одевавшие невесту, старались запутать шнуровку или делать
трудно развязываемые узлы). Новобрачный, сняв корсет, отдавал его друзьям, а те,
в свою очередь, девушкам, которые внимательно осматривали шнурок, и если
выяснялось, что он разрезан или разорван, подсмеивались и шутили над
нетерпеливостью молодого.
Правда, уже в XIX веке авторы,
в том числе и Шора Ногмов, писали, что для снятия корсета с новобрачной молодой
муж пользовался кинжалом или ножом. «Когда девушка выдавалась замуж, - пишет Ш.
Ногмов, - новобрачный разре-зывал ножом шнур, которым зашит был сафьян, с
возможной притом осторожностью, чтобы не захватить ни тела, ни сафьяна. Если он
повредил одно или другое, то вменялось ему в большое бесчестие»5.
Фредерик Дюбуа де Монпере писал: «Девушки с очень раннего возраста, лет 10-12,
носят корсет или широкий кожаный пояс, надеваемый прямо на тело. Этот корсет
настолько стягивает талию, что нет женщины с более тонкой талией; корсет также
сдавливает бюст таким образом, чтобы не допустить его развития. Только в день
свадьбы супруг имеет право распороть корсет кончиком кинжала. Идеал красоты у
черкесов требует от женщины серьезных жертв и чтобы сохранить тонкую талию,
молодых девушек очень плохо кормят: им дают только молоко, лепешки, просяную
кашу»6.
204
Это же замечает Жан-Шарль де
Бесс. «Своим тонким станом, - отмечает он, - черкесы обоего пола обязаны тому,
что с самого раннего возраста они туго перетягивают фигуру - мужчины ремнем, а
женщины корсетом; девушки снимают корсет только в замужестве; в первую брачную
ночь супруг разрезает корсет «острием кинжала»7.
Впечатляет описание англичанином
Джемсом Беллом своей встречи с черкешенкой: «Девушка же, у которой узко стянут
корсет, покрытый спереди серебряными аграфами, также как и шапочка, украшенная
серебряными пуговицами и галуном, - имеет воинственный вид, как будто ее
невинность вооружена во всю и неуязвима для всех атак, в то время как волнистые
локоны ее длинных волос, ее развевающееся платье и ее скромная походка придают
ее фигуре женственность, а если она высока ростом, то достоинство и грацию»8.
Не менее эффектна
характеристика черкешенки Н. Данилевским. «Красота женского пола, издавна
прославляемая, - пишет он, - в полной мере заслуживает приписываемую ей похвалу.
Кто хочет в наше время иметь понятие об изяществе красоты, кто хочет видеть
воплощенный идеал красоты классической, тот должен видеть черкешенку. Живые,
полные огня, черные глаза; греческое очертание: очаровательная белизна лица,
оттененная живым румянцем; носик несколько продолговатый, но без горбины, ротик
с свежеалыми губками; темно-русые волосы, разбросанные по плечам; полная высокая
грудь, стройный стан; маленькие ножки - вот очерк красавицы гор».
Такое совершенство требовало,
конечно, внимания и заботы, (куда включалось и ношение корсета, который, как уже
отмечалось, снимали только после замужества). Поэтому справедливы слова
молдавского ученого Д. К. Кантемира (1673-1723), который замечал, что «то, чего
добиваются француженки с помощью китового уса и других хитростей без малейшей
боли, здесь приобретается без малейшего волнения о нежном возрасте, и затем
205
наслаждаются достигнутым всю жизнь». По словам автора, достоинство, которое
здесь ценят в женщинах, заключается также в изящных пальцах рук и коротких
ступнях и корпулентная девушка с большими ногами или пальцами, будь она самого
блистательного происхождения, рискует навсегда остаться в девах, если ей не
улыбнется фортуна. По этой причине девочку 7 лет заковывают в стальную обойму
шириной в 4-5 пальцев; ее пальцы стискиваются деревянной обувью, которую она
обречена носить до тех пор, пока не станет взрослой»9.
По-видимому, довольно неуютно было и
в корсетах, которые, по свидетельству Хан-Гирея, бывали без пол и едва доходили
до конечностей ребра, крепко зашнуровывались спереди и прикрывали всю грудь;
особое неудобство создавали две дощечки на всю длину корсета и от которых
девушкам очень неловко было сидеть. Хан-Гирей отмечает, что «гораздо было бы
лучше употреблять китовые усы, но такая роскошь моды еще не достигла Кавказа»10.
Адыгские женщины все же имели
свои представления о способах и средствах достижения красоты, в связи с чем
можно добавить сообщение Хан-Гирея: «Черкешенки лишены ухищренных искусств,
которым вопреки природе женщины других наций украшаются. Если бы черкешенка
употребляла сурьму, белила или румяна, то сделалась бы предметом насмешек»11.
Таким образом, красота черкешенки в
прошлые времена была естественной, природной. В то же время идеалом женской,
вернее, девичьей красоты считалась стройная фигура, тонкая талия и плоская
грудь, так как, по выражению И. Бларамберга, наличие «этой части тела является
атрибутом материнства, и молодой девушке зазорно позволять видеть его»12.
Уместно спросить, чем
объясняются такие требования? Ответить на этот вопрос сложно. Представления
различных народов о красоте не совпадают. Например, в Древней Индии, если хотели
сказать, что женщина красива, то ее бедра сравнивали с бедрами слона. Японка в
прошлом, чтобы выглядеть красивой, красила свои зубы в черный цвет. Стремясь к
идеалу красоты, некоторые женщины в Африке искусственно вытягивают себе шею,
одевая кольцо, так как у этих народов признаком красоты является длинная шея.
206
Женщины индейских племен на
берегах Амазонки специально оттягивают нижнюю губу, чтобы выглядеть красивой. В
Китае признаком красоты считались (как и у адыгов) маленькие ноги. Поэтому
китайские женщины носили деревянную обувь, которая очень сильно деформировала
ступни.
Женщины разных народов, исходя из своих
представлений о красоте, украшают себя по-разному. Одни из них серьги носят на
ушах, другие - на ноздре. Некоторые отращивают косы, другие стригутся. Более
того, у представительниц одного и того же народа не всегда совпадают идеалы
красоты. Например, у многих народов Европы, включая и русских, разнились взгляды
на красоту в зависимости от социального происхождения. Н. Чернышевский замечал,
что существуют два идеала красоты: крестьянский и аристократический. С точки
зрения крестьянина женщина была красива, если она была полна, розовощека, с
пухлыми губами и руками. Поэтому еще в прошлом веке русские девушки, выходя на
гулянье, чтобы выглядеть полной, одевали на себя несколько платьев, красили
губы, румянили щеки и т. д. Для аристократов же, наоборот, женщина должна быть
худенькой, бледной, с длинными прозрачными пальцами, с длинными ногтями.
Таким образом, у народов
вырабатывались свои идеалы красоты, которым они строго следовали. Следует также
отметить, что забота о красоте являлась составной частью образа жизни,
традиционной культуры народов, которая формируется под воздействием природного
окружения и определенных общественно-экономических условий жизни.
Возвращаясь к корсету, следует
сказать и о том, что некоторые авторы считали его привилегией знати, что его
носили только девушки высших сословий. Для такого утверждения нет оснований.
Хан-Гирей указывает, что в первой половине XIX века корсеты носили все «девицы
без изъятия». С этим, видимо, можно согласиться, так как и данные устного
народного творчества об этом же свидетельствуют. В одном фольклорном
произведении есть, например, эпизод о том, как девушка свободного крестьянского
происхождения, попав в
207
рабство, по велению брата носила корсет, подчеркивая этим самым свою социальную
принадлежность. Но другое дело, что от социальной принадлежности зависел
материал, из которого приготовлялся корсет. Тот же Хан-Гирей писал, что знатные
девушки шьют корсеты из красного сафьяна или бархата, обшивают серебряными и
золотыми галунами, в таком случае он бывал с короткими полами и серебряными
застежками на груди. Такой корсет одевался сверх рубашки, под верхней одеждой и
был праздничный, следовательно, не так часто носился.
По словам Хан-Гирея, настоящий, или
будничный и везде употребительный корсет изготовлялся из желтой мешины,
преимущественно у девушек высшего класса, и из выделанной телячьей или козлиной
кожи у девушек простого народа 13.
У абхазов корсет («айлакъ») представлял широкий пояс из мягкой кожи или плотного
льняного полотна со шнуровкою спереди или защитными роговыми, костяными или
металлическими гибкими пластинками (у крестьянок застегивались на роговые
пуговицы, у дворянок - на посеребренные или позолоченные застежки)14.
Все же, можно полагать, что
обычай ношения корсета первоначально зародился в адыгской аристократической
среде, и он являлся специфической деталью костюма женщины представительницы
социальной верхушки.
Надевание корсета было для
девочек своеобразным посвящением в девушки, своего рода инициацией, потому что,
по выражению Хан-Гирея, «одежда это есть некоторым образом принадлежность
девушки, точно так, как у русских крестьянок выказываемая наружу коса». Он также
писал, «что девическая свобода исчезает вместе с ее корсетом», одновременно
новобрачная знакомится с новым образом жизни, который она должна вести в
супружестве15. В то же время отношение Хан-Гирея, как и Ш. Ногмова и
других, к корсету было отрицательным. Хан-Гирей считал, что черкешенки имели
стройную талию, но она едва ли не следствие образа их жизни, нежели корсета.
Напротив, корсет много способствует тому, что у черкесских девушек, даже очень
зрелых, почти неприметны груди, что, по его мнению, не благоприятствует их
красоте, а наоборот 16.
208
В подтверждение своих слов
Хан-Гирей живописует свое впечатление о светских женщинах Петербурга: «Что может
быть восхитительнее белоснежной груди прекрасной девушки, когда после
томительного вальса она волнуется, как пенистый прибой моря! Какая роскошь:
смотришь на полные плечи, открытые по последней моде, и полуоткрытую грудь
красавицы»16. Правда Ш. Ногмов писал, что «молодая женщина по снятии
этого корсета начинала полнеть с такой быстротой, что через несколько дней у нее
грудь заметно развивалась» . Автор считал все же, что зашивание вредит здоровью,
от него многие впадают в чахотку»17.
Вкусы разные не только у
различных народов, но и у отдельных представителей этих народов. Но одно
несомненно: ношение корсета вырабатывало тонкую талию и плоскую грудь, что в
прошлом для адыгов считалось одним из признаков женской красоты. Таковы были их
вкусы, их требования. И они разделялись многими соседними народами, перенимая у
адыгов не только обычаи, традиции, нормы поведения, но и одежду, в том числе
ношение корсета.
Обычаи уходят в прошлое.
Адыгские девушки давно отказались от ношения корсета, и сейчас о нем осталось
только название - куэншыбэ. Новое время выработало иные критерии для определения
красоты. И все же, когда дело касается женской красоты, ничто, кажется, не может
сравниться с естественной, природной красотой. Как и адыгский этикет (адыгэ
хабзэ, адыгагъэ), она является достоянием народа и заслуживает бережного
отношения, заботы. Сохраняя свое хорошее, неплохо перенимать положительное и у
других народов. В этой связи представляется весьма любопытной такая деталь из
жизни современных японцев. В то время, когда женщины почти всего цивилизованного
мира перешли на европейскую манеру одеваться, японки упорно сохраняют свои
кимоно. Или другое. В то время, когда весь цивилизованный мир за обеденным
столом пользуется вилками, японцы остаются верными своим палочкам. И то не
потому, что ими удобнее есть, а потому что процесс потребления пищи для японцев
не столько удовлетворение биологических потребностей, сколько своеобразное
искусство, яркая особенность их национального характера.
209
Примеров бережного отношения
народов к своим обычаям и традициям можно привести достаточно много. Это не
только дань уважения к своему прошлому, но и преемственность поколений,
трансляция культуры, без которой этнос перестает быть народом.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв.
Нальчик, 1974. С. 504.
2
Тамже..С. 161.
3 Там же. С. 63,64.
4 Там же. С. 187, 188.
5 Ногмов Ш. Б. История адыхейского народа. Нальчик, 1994. С. 69.
6 Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII - XIX вв.
Нальчик, 1974. С. 443.
7 Там же. С. 342.
8 Там же. С. 503.
9 Цит. по: Аталиков В. М. Страницы истории. Нальчик, 1987. С. 139, 140.
10 Хан-Гирей. Черкесские предания / Адыгские просветители XIX века. Краснодар,
1986. С. 75.
11 Там же.
12 Бларамберг И. Кавказская рукопись. Ставрополь, 1992. С. 115.
13 Хан-Гирей. Указ. соч. С. 75.
14 Инал-Ипа Ш.Д. Абхазь.1. Сухуми, 1965. С. 326.
15 Хан-Гирей. Указ. соч. С. 77.
16 Там же. С. 76.
17 Ногмов Ш. Б. Указ. соч. С. 69.
|
|