Ясновидение
Гюстав Гийом
Специфика ясновидения как предсознания
Гийом
Г. Принципы теоретической лингвистики. - М.: Прогресс,
1992, с.146-147
Можно предположить, что в ходе собственного возможного построения мышление, не
знающее своего места в самом процессе, является мышлением турбулентным,
находящимся во власти исходной беспорядочности потока мысли — ментальной
турбулентности, от которой сама сущность (proprium) человеческого мышления
должна непременно отказаться.
С возникновением человеческого языка беспорядочное течение мысли сменяется
таким течением, при котором турбулентность более не является неизбежной;
неизбежным становится некоторое отступление первоначальной ментальной
турбулентности, к которой человеку больше нет возможности вернуться.
Именно этот запрет и создает человека, лишая его мышление тех возможностей,
которые несет с собой первоначальная беспорядочность мысли, возможностей — и
очень больших,— остающихся привилегией животного. Сколько вещей животное знает
иначе, чем их знает и может знать человек, не имеющий даже способа узнать,
каково же о них знание у животного! Ясновидение животного основано на физическом
совершенствовании вида, оно нетрансцендентно. На это ясновидение давит
невозможность трансцендентности, перехода за конечную цель этого
совершенствования, пути которого совпадают с путями эволюции жизни. Но на
человека, на человеческое ясновидение давит
невозможность не перейти за пределы этого совершенствования, иными словами,
ясновидение как озаренное предсознание у человека основывается не на физическом
совершенствовании вида, а на самом себе.
146
Есть некоторое соревнование между минимальным ясновидением у животных, которое
им дано совершенствованием вида, и неминимальным ясновидением у людей,
получающих его за пределами этого совершенствования, трансцендентно, в той
области, где оно (совершенствование) не имеет абсолютной власти. Обретя свое
ясновидение в ходе физического совершенствования вида трансцендентно, человек
пропорционально этой трансцендентности не принадлежит более мировым силам жизни,
в отношении которых и наперекор которым он получил определенную, все
возрастающую, хотя и неполную, автономию.
В таком курсе, как наш, хотелось бы держаться в стороне от этих вопросов,
относящихся к специфике человеческого мышления. Но так не получается. Несмотря
на предпринимаемые усилия уйти от них, наука о языке возвращает нас к ним снова.
Она возвращает к ним потому, что является знанием не о физическом мире, в
котором человек живет как часть этого мира, а знанием о ментальном мире, который
живет в нем самом,— о языке, успешное столкновение которого с миром, в котором
человек живет, приводит к относительной автономии человека внутри того мира, в
котором он живет.
Не искажая значения слов, можно говорить о мире вне меня (l'univers du hors-moi),
и о мире во мне (l'univers de l'en-moi), языке, и об их продолжающемся споре, о
нескончаемой драме их столкновения. Можно также много говорить о физическом
исходе этого спора и о его нефизическом исходе, свидетельство которых несет в
себе история человеческого языка; о прогрессе одного плана, который достигается
физическими результатами, и о прогрессе другого плана, который достигается не
физическими, а языковыми по сути результатами. Можно долго говорить о разных
конечных целях каждого из этих двух видов прогресса и о конфликте, порождаемом
их столкновением. Литература, философия, наука, не замечая того, имплицитно
обращаются к разным конечным целям этих двух видов прогресса.
(Лекция 8 января 1959 г.)
|
|