Било гражданское (мирское) XVIII век

 

Било гражданское (мирское) XVIII век. Валдайский музей колоколов

                               


В музее имеется такое било в виде чугунной доски, разделённой надвое: с одной стороны изображены мирные орудия труда и поставлена надпись: “Время трудиться”; с другой стороны - военные атрибуты и надпись: “Время срамиться” (то есть выяснять отношения, спориться)

 


В первые века христианства в Римской империи и других местах было принято созывать народ к молитве будильными колотушками, представлявшие собой деревянные или металлические доски, по которым ударяли молотками.

Эта традиция закрепилась на православном Востоке, где долгое время не прибегали к употреблению колоколов как таковых, пользуясь по примеру Византии билом.

Новгородский архиепископ Антоний, посетив в XIII веке Софийский собор Константинополя, писал: “Колокола не держат во святой Софии, бильцо мало в руце держа, клепают, било же держат по ангелову внушению, а в колоколы латыне звонят”. В Новгороде при самых знаменитых храмах и в XVI веке было за обычай звонить в било. Только с XVI-XVII вв. с развитием русского колокольного литья, начали широко использоваться колокола. Однако, и в начале XX века храмы и монастыри, в память о древности православия и преемственности его от Византии, имели помимо колоколов била.

Деревянное, византийского, греческого типа било изготавливали из клёна, ясеня, бука, явора, дающих особую красоту звучания.

Бывало и металлическое било, которое в таком случае называлось клёпалом. Его делали в виде доски или коромысла, дуги, которая символизировала свод небесный и имела голос звучащего неба - грома небесного.

Каждый край била имеет свой звуковой оттенок. Помимо церковных бил употреблялись и гражданские.

Било гражданское (мирское) XVIII век.
В музее имеется такое било в виде чугунной доски, разделённой надвое: с одной стороны изображены мирные орудия труда и поставлена надпись: “Время трудиться”; с другой стороны - военные атрибуты и надпись: “Время срамиться” (то есть выяснять отношения, спориться)

С первыми ударами в било люди собирались в центре населённого пункта, для того, чтобы сообща решать проблемы войны и мира, труда и распри, радости и горя.
 

            Фото и текст: Валдайский музей колоколов  http://www.novgorod.ru/city/history/kolokola/

 

Содержание | Авторам | Наши авторы | Публикации | Библиотека | Ссылки | Галерея | Контакты | Музыка | Форум | Хостинг

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Находится в каталоге Апорт

 ©Александр Бокшицкий, 2002-2006 
Дизайн сайта: Бокшицкий Владимир