Било
гражданское (мирское) XVIII век. Валдайский музей
колоколов
В музее имеется такое било в виде чугунной доски,
разделённой надвое: с одной стороны изображены мирные
орудия труда и поставлена надпись: “Время трудиться”; с
другой стороны - военные атрибуты и надпись: “Время
срамиться” (то есть выяснять отношения, спориться)
В первые века христианства в Римской империи и других
местах было принято созывать народ к молитве будильными
колотушками, представлявшие собой деревянные или
металлические доски, по которым ударяли молотками.
Эта традиция закрепилась на православном Востоке, где
долгое время не прибегали к употреблению колоколов как
таковых, пользуясь по примеру Византии билом.
Новгородский архиепископ Антоний, посетив в XIII веке
Софийский собор Константинополя, писал: “Колокола не
держат во святой Софии, бильцо мало в руце держа,
клепают, било же держат по ангелову внушению, а в
колоколы латыне звонят”. В Новгороде при самых
знаменитых храмах и в XVI веке было за обычай звонить в
било. Только с XVI-XVII вв. с развитием русского
колокольного литья, начали широко использоваться
колокола. Однако, и в начале XX века храмы и монастыри,
в память о древности православия и преемственности его
от Византии, имели помимо колоколов била.
Деревянное, византийского, греческого типа било
изготавливали из клёна, ясеня, бука, явора, дающих
особую красоту звучания.
Бывало и металлическое било, которое в таком случае
называлось клёпалом. Его делали в виде доски или
коромысла, дуги, которая символизировала свод небесный и
имела голос звучащего неба - грома небесного.
Каждый край била имеет свой звуковой оттенок. Помимо
церковных бил употреблялись и гражданские.
Било гражданское (мирское) XVIII век.
В музее имеется такое било в виде чугунной доски,
разделённой надвое: с одной стороны изображены мирные
орудия труда и поставлена надпись: “Время трудиться”; с
другой стороны - военные атрибуты и надпись: “Время
срамиться” (то есть выяснять отношения, спориться)
С первыми ударами в било люди собирались в центре
населённого пункта, для того, чтобы сообща решать
проблемы войны и мира, труда и распри, радости и горя.
Фото и текст: Валдайский музей
колоколов
http://www.novgorod.ru/city/history/kolokola/
|