И. БОСХ
Давно было подмечено, что у М. Булгакова в "Мастере и Маргарите" сцены,
описывающие события современные, чаще всего фантастичны, в то время
как второй план романа, напротив, реалистичен. Инверсия,
опрокидывающая и сводящая в никуда обыденные представления о чуде и
реальности, о тех местах, которые им отвели в жизни эти самые представления,
о месте мифа в истории и о месте истории в мифе.
Для верующего человека то, о чем рассказывают
Евангелия, события жизни Христа, не в прошлом, а в настоящем, в том особом
настоящем, которое Августин обозначил как "настоящее прошедшего". Это
поистине уникальное, не поддающееся и не нуждающееся в объяснении время,
знакомое всем верующим - и язычникам, и христианам, и иудеям, и мусульманам.
Время, в котором соединяются прошлое, настоящее и будущее. Это время может
ощущаться как всеми, всей общиной (ритуал, церковный праздник), так и
индивидуально, как независимое от календаря со-бытие.
Босх для
многих - художник, написавший "портреты" сонма монстров, чудищ причудливых,
разнообразных, страшных, загадочных и в какой-то мере привлекательных
(живая, вызывающая к жизни нежить, всегда на границе, на переходе из
одного состояния в другое). Но вот три картины. Сцены Страстей Христовых.
Здесь нет ни одного монстра. Лишь на одной из них (последней из трех) лица
некоторых персонажей подчеркнуто некрасивы. Но и эти лица - не лица уродов,
скорее маски действа, в котором обязательно должны быть отрицательные герои.
На картинах Средневековья и Возрождения мы видим персонажей Священной
истории и античных героев в костюмах, которые носили современники художника.
Анахронизм
,часто встречающийся в эти
эпохи не только в живописи, но и в архитектуре, драматургии, историографии.
У Босха - тот же анахронизм, однако возникает ощущение, что и лица на этих
трех картинах принадлежат современникам художника. Это значит, что они,
современники, и сам Босх, становятся участниками события. И тот,
видит картины, уже не зритель, но соучастник.
Христа окружают люди, и независимо от того, сколько их изображено на
картине, их всегда много - бичующих, сострадающих, безразличных.
Любящие,и ненавидящие окружают его плотным
кольцом, оказываются причастны его телу, прикасаются к нему и друг к другу,
может быть, помимо своей воли и желания, как это бывает в толпе -
боком, задом, как попало.
|
|