Борода
В народной традиции борода - признак мужественности, воплощение жизненной
силы, плодородия. Обладает продуцирующей функцией. В обычном праве - знак
зрелости.
В то время как у
южных и западных славян рано распространилось обыкновение брить бороду,
восточные славяне, особенно русские и белорусы, долго сохраняли ношение бороды.
Бритье бороды введено на Руси Петром I,
обложившим ношение бороды налогом и запретившим носить бороду высшим
сословиям. Материалы Петровской эпохи и представления русских старообрядцев
содержат множество сведений об архаичном отношении к бороде: отрезанную насильно
бороду носили в мешочке, клали с собой в гроб, считая, что ее надо будет
предъявить св. Николаю (ср.: "Без бороды и в рай не пустят"), в качестве родовой
святыни передавали из поколения в поколение. По мнению противников реформ,
бритых не следовало погребать в земле и творить по ним поминки, а нужно было
бросать в ров ("аки псов"). В русском праве повреждение бороды расценивалось
как большое преступление. Например, в "Псковской судной грамоте" (XIV-XV
вв.) за это полагался наивысший штраф в сумме двух рублей (ст. 117);
следующий по величине штраф в один рубль взимался, в частности, за убийство.
Лишение бороды служило ритуализированной формой наказания. Согласно "Повести
временных лет" (XII в.), Ян Вышатич распорядился
выдрать бороды языческим волхвам.
Борода в первую очередь
атрибут Бога (рус. староверческое "Борода - образ и подобие Божие"), реже -
сатаны (особенно в иконографии, т.к. в народном представлении черт часто
"лысый", "голенький" и т.п.), а также других персонажей божественного статуса
(напр., святых угодников), некоторых сказочных героев (ср. рус. дедушка -
золотая головушка, серебряная бородушка; сам с ноготь, борода с локоть).
Характерно, что в.-слав. борода является общеязыковым и фольклорным
эпитетом, а также метонимическим обозначением старика (иногда главы рода),
мужчины, козла (при наличии характерных выражений козел, старый козел - "похотливый
человек").
Ритуальным субститутом
бороды как метонимии "Бога" является изготавливаемая из колосьев и сохраняемая в
полях, амбарах, под иконами жатвенная ("божья", "дедова", "козья", "спасова", "николина"
и т.п.) борода. Болгары в зап. Полесье, срезав такую бороду, прикладывают ее к
бороде хозяина поля. При приближении сева мужчины отращивают бороду, чтобы был
хороший урожай. Борода фигурирует в благопожеланиях. Словенцы говорят: "Длинной
бороды, полного кошелька, хорошего настроения". В связи с противопоставлением
мужского и женского занятий полесское поверье: если мужчина заглянет в квашню,
у него перестанет расти борода.
Роль мотива бороды
значительна в некоторых бытовых запретах. У женщины, которая ходит в церковь во
время месячных, вырастет борода. Когда потеряют что-нибудь "завязывают черту
бороду" - перевязывают ножку стола, приговаривая: "Черт, черт, поиграй, а опять
отдай". Борода фигурирует в бранных формулах и формулах клятвы (клянусь своей
бородой). В русской загадке как "чертова борода" загадывается помело (возможны
и другие варианты - А.Б.): "Поле маленько, распахано гладенько, не сохой, не
бороной, чертовой бородой". Особенно развиты представленные во всех слав. яз.
иронические паремии, обыгрывающие мифологическую связь понятий "борода" и "ум":
"Борода выросла, а ума не вынесла", "Борода до пояса, а розуму нi
волоса" и т.п. Ср. также рус. оренбург. пустая борода при обычном
пустая голова. 1
ССЫЛКИ
1. Терновская О.А. Борода
// Славянские древности. Т.1. М., 1995,
с.229-230
Джайлз Констебл Бороды
в истории. Символы, моды, восприятие
Иллюстрации:
http://pro.corbis.com
|
|