Боги
Общеславянское слово бог имеет
соответствия в некоторых индоевропейских языках (др.-инд.
bhágas - "одаряющий, господин; богатство, счастье";
др.-перс. baga - "господин, бог"). Первичное значение
слова бог - "податель, наделяющий благом, богатством; достояние, счастье,
доля, участь"; ср. лат. fortunatus - "богатый" и
Fortuna - богиня судьбы, счастья, удачи; сущ.
fortuna - "богатство, счастье".
Богатство связано со
сверхъестественной и нечистой силой. Большим богатством владеет черт, змий, домовой и т.п. В Полесье
считали, что без домовика (домового) в доме и селе не может быть
богатства. Белорусский белун - добрый дух, выводящий заблудившихся из
леса, может перед бедным человеком появиться с сопливым носом и сумой на шее.
Если ему утереть нос, из сумы посыплется богатство и белун исчезнет. Дьявол
дьявольски богат. Он покупает за богатство души. Ср. поговорку: "Не посадишь
душу в ад, не будешь богат". У хорватов есть поверье: если положить в пеленки
младенца, которого несут на крещение, денежку, то будет окрещена денежка, а не
младенец; ребенок будет богат, но душа его попадет в ад.
Славянское бог может означать в диалектах и персонажей нечистой силы
вроде серб. бог из воде - "черт", укр. богиня - "злой дух,
обменивающий младенцев", серб. бóгиње
-"оспа", морав.bohyňa
- ворожея, пол. boginka - демонологический
персонаж, преследующий рожениц и беременных, похищающий и подменяющий младенцев.
Табуирование
слова *богъ в ряде случаев производится заменой конечного согласного,
напр. bog → bor, или всего слова. Ср. серб. "Бор
ме!" вместо "Бог ме!" - "Ей-Богу!" 1.
Многие
культуры различают святое-положительное и
святое-отрицательное, связанное с запретом для человека входить с ним в
контакт. Ср. греч. ιερός - άγιος; лат. sacer - sanctus;
готск. hails - weihs; авест.
spanta - yaoždāta". (У древних
евреев слово кедеш означало и "святое" и "нечистое"; у
французов sácre - и "святой" и "проклятый"). Многие
растения, животные в народной культуре наделены как положительными, так и "отрицательными
свойствами". Считалось, напр., что прогнать дьявола можно палкой из боярышника,
а убить - ножом, рукоятка которого сделана из боярышника. В то же время
боярышник - место обитания демонов. В Болгарии боярышник называют гялово
дърево "дерево дьявола". Бык в народной традиции - особо почитаемое
животное, воплощение силы и мужского начала, космофор, опора земли (в Сербии
полагали, что Земля держится на четырех быках); в славянских местных преданиях
известны духи - охранители ключей, источников, колодцев и озер, являющиеся в
виде быков. Бык - тотем, бог. Олонецкие охотники и рыболовы верили, что
кость "ильинского" (т.е. зарезанного для сакральной трапезы в Ильин день) быка
утраивает добычу. По болгарским представлениям, бык недосягаем для нечистой
силы, но с другой стороны, нечистый сам мог появиться в виде быка. Можно
вспомнить и неоднозначное использование в народной традиции аллилуйи
(возгласа или песенного припева, часто употребляемого в церковном обряде - из греч. αλληλούια, восходящее к
др.-евр. hallelū jah! "хвалите Господа!").
В Каринтии в пасхальное утро громко кричали "Alelujo!",
чтобы нечистая сила не входила в зону слышимости этого слова. В зап. Болгарии
Олелия - пустынное необитаемое место, куда отсылают градовую тучу в отгонных
заклинаниях: "Тáмо, Боже, тáмо-о-о-о
/ У пýсту гору Олелиiу",
а в вост. Сербии олалиjе - ночные нечистые
существа, бродящие ватагами, как пьяные на свадьбе, появляющиеся обычно на
Святки, т.е. в "некрещенные дни".
ССЫЛКИ
1. Толстой Н.И. Богатство; Бог
// Славянские древности. Т.1. М., 1995, с.202-204
|
|