Танец живота
(Belly-dance;
Danse du Ventre) Современное европейское название
для сценического танца. Изначально существовал как ритуальный танец, затем -
как фольклорный, и в своих древних формах не был предназначен для сцены (в
современном смысле слова "сцена", предполагающего разделение участников
представления на исполнителей и зрителей).
Ритуальное значение "танца живота" можно представить из значения слова
живот в древних языках. В славянских языках живот=жизнь.
Это значение было и в др.-русск., и в ст.-слав. языках, в древнейших русских
переводных памятниках XI-XIII вв., в летописях, в
житиях. В житии Андрея Печерского говорится, что он "ископа пещеру, въ ней
же сконча животъ свой". Помимо значений "жизнь" и
сохраняющегося сегодня - "часть тела", было и еще одно значение -
"имущество, имение" (у многих древних народов вещь - неразрывно
связанная с человеком часть его тела: в праве Древней Индии ("Яджнавалкья-смрити" II.223)
понятие собственности, вещи передается выражением "внешнее тело"; см.:
Вещь). Славянское живот
родственно др.-прусск. giwato "жизнь", лит.
gyvatà
"жизнь, усадьба", греч. βίοτος "жизнь",
лат. vita ( из *vivitā=
и.-е. *givotā) (Фасмер).
Ритуальное значение "танца живота", таким образом - танец жизни.
Этот танец исполнялся во время
всех наиболее значимых ритуалов, связанных с Началом - новый год, посев,
свадьба и т.п.
Два стиля, которые , по всей видимости, сильнее всего повлияли на египетский
"танец живота", это Ghawazee и Baladi. Ghawazee (Ghaziya (множ.
Ghawazee) – египетские танцовщицы) был профессиональным женским танцем
Верхнего Египта и, вероятно, происходил из Индии. Полагают, что в Египет
танец привезли цыгане в X в., и уже из Египта он
разошелся по миру. Ghawazee были кочевыми племенами (их как раз и называют
на Западе цыганами). Во время своих путешествий они впитывали местные
традиции, включая и стили танца. Как результат, в то время, как они жили в
Египте, их танец уже имел влияние Турции, Северной Африки, Персии и других
стран Среднего Востока. Западные путешественники были очарованы танцами,
увиденными ими в Египте и принесли эту новость в Европу. Первое значимое
упоминание о Ghawazee датировано 18-м веком. Baladi означает "родина" или "родной город". Raqs Baladi
танцевали во многих деревнях по всему Египту. Обычно его танцевали в доме,
женщины и для женщин. С
приходом мусульманства в Египет культура танца претерпела некоторые
изменения: во-первых, девушки из знатных и богатых семей больше
не исполняли танец живота, а
во-вторых, центр культурной жизни (а вместе с ним
и танцы) переместился в Испанию: Кордову и Андалузию. Именно там в смешении
культур и традиций на основе восточных танцев родился фламенко, а танцы
живота в свою очередь вобрали в себя элементы цыганских и испанских танцев,
породив танец "Андалусия".
В Турции братства дервишей практиковали ритуальные синкопические танцы с целью
достижения экстаза. Круговое вращение заставляло кровь двигаться к таким
областям мозга, куда она обычно не доходит в таком количестве; само усилие,
усталость и дрожащий ритм танца приводили к экстатическому открытию, снятию
блоков с сознания, позволяющего проникнуть в самые глубокие области человеческой
личности. Так танцующий мог достичь мистического опыта слияния с Абсолютом.
Что касается мусульманской женщины, она практиковала два танца-посвящения,
особенно популярных на Востоке: Танец живота и Танец Семи Покровов. Царица ночи,
завораживающая всё и вся своими волшебными движениями.
В 1923 году итальянский исследователь, стал свидетелем тайных церемоний
эротического характера, которые проводили мусульманские братства. Галлус - под
таким псевдонимом путешествовал итальянец - был принят в эзотерический круг, и
описал свои переживания в монографии под названием "Жизнь среди арабов". Галлус принял участие в ритуале настоящего Танца живота. Его исполняла молодая
женщина - член суфийского братства. Танец состоял из трех частей разного ритма и
сопровождался особыми движениями рук и выражениями лица и представлял собой три
периода жизни женщины. Последняя часть изображала эротическое пробуждение
основной силы человека во время сексуального соития и представлялась движениями
живота и лобковой области. Галлус указывал, что "женщина, которая исполняла
Танец, страдала, как при родах, и вела себя как роженица".
Опытная танцовщица, знакомая с суфийскими практиками, достигает экстаза в ходе
танца и, что более важно, своеобразным образом наводит на зрителей эротическое
очарование, что приводит их к открытию сознания.
Танец семи покровов традиция возводит ко временам Ахума, царя ахумитов, который
в 532 г. захватил страну царицы Савской. Его любимицей была прекрасная Айла
Сах, которая, чтобы спасти свою жизнь, обещала султану исполнить мистический
Танец Семи Покровов. Покров, вуаль, фата - это был символ чистоты и
невинности в египетском и индийском обществах. Покровы символизировали
четыре элемента (огонь, землю, воду и воздух) и три основы Существа (тело,
душу и дух). Сбрасывание каждого из покровов означало достижение
чистоты первоначального сознания.
Начиная с середины XIX в. в Старом и Новом Свете вошли
в моду "клубные развлечения", по сути напоминающие "Мулен Руж", но
исполнялся не канкан, а восточные танцы. Восточные
танцовщицы участвовали в них в Европе, Франции и Соединенных Штатах. Первое шоу
с восточными танцовщицами было показано в Париже в 1889 году. В 1893 танцовщицы
появились в Чикаго, и рекламой для них стала французское "Danse du Ventre", переводимое как "танец живота".
Это было рекламной уловкой и привело к недопониманию и к искажению смысла
танца.
В начале 20-го века Каир стал крупным городом с населением в треть миллиона
человек, из которых 20% были не египтянами. Большинство иностранцев в Каире
были торговцами. Стиль Baladi эволюционировал вместе с урбанизацией
населения. Когда сельские жители приезжали в город, они были незащищены от
влияния разных стран и результатом были изменения в стиле танца. Стиль Baladi , под влиянием Запада, танцев Греции, Турции, Северной Африки,
Персии (змеевидные руки), Индии (движения головы), других стран Среднего
Востока и, возможно, через контакт с Ghawazee превратился в новый танец,
известный как Raks Sharqi. Новый танец стал смешением стилей и деталей
костюма, приспособленным для индивидуального женского представления. Люди
часто, говоря "Raks Sharqi", подразумевают "женский сольный танец", отличая
его от фольклорных танцев, обычно групповых.
"Изюминкой" восточного танца является разделение техники "низа" и "верха".
Хорошие танцовщицы могут "танцевать" руками совсем в ином ритме и с иной
скоростью, чем собственно животом (вообще сама техника исполнения скрывается
от зрителя длинной юбкой танцовщицы, потому что многие движения бедер идут
именно от ног). Внешне гармоничные и плавные элементы восточного танца
весьма сложны, поэтому "высоким пилотажем" является умение танцовщицы четко
двигаться в быстром темпе не смазывая движения.
В современной форме "belly dance" иногда называется "Cabaret". Обычно этот
термин употребляется, когда говорят о выступлении в ресторане или ночном клубе.
Костюм для выступлений в стиле "кабаре" по-арабски называется Bedleh. Это лиф,
пояс и юбка, украшенные бисером. Этот стиль танца и костюма появился после того,
как в Голливуде использовали восточный танец в таком виде, как Восток
представляется в Западных фантазиях. Голливуд способствовал популярности Средневосточного танца на Западе в течение 40-х и 50-х годов, и результатом были
выпуск большого количества альбомов и, к сожалению, размытие границ между фарсом
и настоящим Средневосточным танцем. Голливудский образ потом был
адаптирован профессиональными танцовщицами Среднего Востока и потом опять, уже в
таком виде, разошелся по миру.
|
|