Белка
Белка в колесе
Белка олицетворяет проворство, верткость, неутомимость - крутиться как белка
(в колесе). Физическая ловкость белки порождает и представление о ее
хитрости: бел. хiтры як белка. Хитрость и
способность к быстрому передвижению приписывалась в народных поверьях разным
мифологическим персонажам. Считалось, что русалка, полудница, черт, леший,
покойники бегают очень быстро ("едва соследимо"; "так, что их и на коне не
догнать"). Столь же быстро перемещаются в пространстве и греческие боги, и
бессмертные других регионов; "Ригведа" говорит, что Вишну "тремя шагами
прошел через этот мир" (I.22.17), при этом движение
Вишну имело космогонический характер, он - "пересек земные пространства и,
шагнув трижды, укрепил верхнюю сферу" (I.154.1).
Образ белки
представлен в народной демонологии. В облике белки могут появляться людям
домовой, водяной, русалка; согласнорусским и белорусским
поверьям, стада белок находятся во власти лешего; в лужицкой быличке белка -
помощница ведьмы. Взгляд на белку как на нечистое животное в значительной мере
способствовал тому, что мясо белки считалось несъедобным. У хорватов беременной
запрещено есть беличье мясо, т.к. ребенок может родиться черным. Однако табу на
использование мяса белки в пищу одновременно указывает и на сакральность этого
животного. Образ белки имеет продуцирующую семантику. В Словении среди
участников масленичного ряжения, изображавших свадебную процессию, были ряженые
белки. В польском соннике XIX в. белка во сне
толкуется как предвестье счастливой женитьбы или рождения детей. В Словакии
лоскут ткани, которым отгораживали роженицу, украшали вышивкой с мотивами белки,
петуха, оленя и павлина. Кусок беличьей шкурки использовался у словаков при
обмывании новорожденного 1.
Белка получилa название по
цвету шкурки очень редкой - белой - разновидности. Белые животные, белые птицы,
особенно те, что редки или вообще не встречаются в природе, считаются особыми,
колдовскими или царями над своими сородичами. Так, белый волк - "царь над всеми
волками" и в то же время - "леший, лесной царь". В текстах представлена огненная
символика белки, что отчасти мотивировано рыжей ("черемной", "опаленной")
окраской ее меха. (Однако слово белый - общеслав. индоевр. характера;
образовано посредством суф. -l- от индоевр. *bhā
- "светить, сиять, блестеть": ср. др.-инд bhās -
"сияние", bhālam - "блеск"). Белый цвет
означает сакральность, чистоту, плодородие, свет и т.п.; это один из основных
элементов цветовой символики, противопоставленный прежде всего черному цвету.
Ср. представление о "царстве тьмы" как о загробном мире, противопоставленном
"белому свету". Однако "белый" - частый эпитет смерти: в образе женщины в белых
одеждах представляли смерть. Польские крестьяне называют ее
Biała, при этомożenić się z
Białą [жениться на Белой]
означает "умереть". На Смоленщине домовой иногда называется белуном, он с
белой бородой, в белом саване и с белым посохом. В Белоруссии русалку зовут
белой бабой 2. В африканском племени ндембу белый
цвет символизирует благо, источник силы и здоровья, чистоту, отсутствие неудач,
силу, власть, зачатие и рождение ребенка, встречу с духами предков, щедрость,
охотничью доблесть 3.
* * *
Представление о судьбе как о кольце,
внутри которого заключен человек, позволяет понять «колесо» Иксиона и
использование в симпатической магии птички-вертишейки, которую привязывали к
колесу, чтобы вращением этого колеса связать любовью намеченную жертву (Тheocr.
II; Ноr. Ероd. XVII 7).
«С Олимпа принесла людям Кипророжденная цветную
вертишейку, прикованную к неизбежному кругу», — говорит Пиндар (Руth.
IV 214 слл., ср. Nem.IV
35), следующими словами описывающий кару Иксиона,
постигшую его за любовь к Гере: его привязали за руки и
за ноги к колесу, бросив в «неизбежные узы» (Руth.
II 40 cл., ср. кару Тития). Колесо — это
особого рода «узы» с вынужденным движением. Мы видели, что орфики именуют
Диониса «разрешителем» (Λυσεύς),
который при совершении ритуала «освобождает неправедных предков».
С этими идеями,
вероятно, связано и происхождение орфической концепции
κύκλος - круга или
колеса, к которому привязан человек, проживающий нежеланную судьбу.
Прокл сообщает, что посвященные ОрфеемДионису
и Коре похваляются выходом из круга и отдыхом от бед (Рlat.
Tim. 42 с-d=Оrph.
Fr. 229 Кеrn);
Симплиций добавляет, что по учению орфиков человек
привязан к колесу судьбы и порождения, из которого невозможно выйти
никому, кроме тех, кому Зевс назначил выйти из круга и
отдохнуть от бед (Simp. Cael. II 1, 284 а, 14=Оrph.
Fr.230 Кеrn).4
ССЫЛКИ
1. Гура А.В. Белка
// Славянские древности. Т.1, М., 1995, с.149-150
2. Толстой Н.И. Белый цвет
// Там же, с.151-154
3. Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1983 (Глава
"Цветовая классификация в ритуале ндембу" - с.71-103).
4.
Онианс Р. На коленях богов. М.: "Прогресс-Традиция",
1999, с. 426.
|
|