Кровать

 

Инна Осиновская

 

Поэтика вещи: кровать

 

Осиновская И.А. Ирония и Эрос. Поэтика образного поля. - М., 2007, с. 155-168



«Четыре ноги, да не зверь.
Есть перья, да не птица».

Русская народная пословица
 

Кровать и человек


        Окружающие нас вещи не исчерпываются функциональностью. Им присущи свои мифы, своя поэтика. Форма и назначение одного и того же предмета сильно варьируются, что делает практически невозможным дать ему четкое определение. Но если определение невозможно, — возможно описание, основывающееся на сопутствующих вещам образах и представлениях.

 

     Men Drinking and Embracing from a Tomb Painting from Paestrum     Краснофигурный килик. 5 в. до н.э.
 

         Каждая, даже самая обыденная на первый взгляд вещь, к примеру предметы интерьера, обладает своей поэтикой, а вместе эти вещи, возможно, образуют новое образное поле. Чтобы было яснее, рассмотрим под этим углом зрения самую повседневную и самую необходимую деталь интерьера —кровать.
 

        Кровать — неотъемлемый спутник человеческой жизни. Человек рождается на кровати, проводит там первый период своей жизни. Когда он взрослеет, кровать становится местом уединения; там он видит сны, мечтает, ленится, читает, болеет. Потом кровать превращается в брачное ложе, а к концу жизни—в смертный одр. Затем, человек умирает, чтобы «покоиться с миром»
155

в иной кровати — в гробу. И, наконец, кровать, это то, что остается после человека. Считается, что Шекспир в завещании своей жене написал: «Моей жене мою вторую кровать». Он завещал своей жене ту кровать, что осталась после того, как он сменил ложе и гроб стал его «первой кроватью». После смерти кровать меняет владельца, но остается вместилищем души предыдущего хозяина, обеспечивая ему своеобразное бессмертие. «Она кажется мне обитаемой, посещаемой вереницею людей, о которых я и не подозреваю, но которые, оставили в ней нечто от самих себя, — говорит о кровати Г. де Мопассан устами своей героини 1.
 

         Итак, ни одна из важнейших фаз жизни не обходится без кровати и ее ипостасей. Может быть, из-за такой роли кровати она нередко понимается и описывается как второе тело человека. Емеля, герой небезызвестной русской сказки, ни за что не хотел расставаться со своей печкой (аналог кровати). Она была его транспортом, то есть его протезом. Ведь что такое транспорт, как не протез (самолет дает человеку недостающие крылья, поезд — быстрые ноги). Емеля не расстается со своей печкой не из обыкновенной лени, а потому что она — кентаврическая часть его самого. В доказательство этому можно вспомнить, как в одной из версий сказки Емеля превращается в добра молодца (то есть перестает быть самим собой) после ночи, проведенной со своей молодой женой-царевной. В эту ночь ему пришлось сменить любимую печку на брачное ложе — и вот результат: он потерял старое тело и обрел новое.
 

         В сказке о Красной Шапочке Волк, чтобы притвориться Бабушкой, ложится на кровать. Ему недостаточно надеть чепчик, изменить голос. Кровать для Волка и для Красной Шапочки неразрывно связана с образом (или с сущностью) Бабушки. По кровати Бабушку уж точно можно узнать.
156


        По кровати узнает и Пенелопа Одиссея. Как только Одиссей заговорил с ней о кровати, «узнала Пенелопа, что пред нею Одиссей. Лишь они вдвоем знали тайну, как устроена постель»2 .
 

          В Библии также прослеживаем эту аналогию кровать/«я». Осквернить постель — значит, осквернить человека: «не будешь преимуществовать, ибо ты взошел на ложе отца твоего, ты осквернил постель мою, [на которую] взошел» (Быт., 49:4).
 

         Кровать — это место, где человек обнажает не только свое тело, но и свою сущность. В сказке Ганса Христиана Андерсена «Принцесса на горошине» королева подвергает принцессу испытанию кроватью, чтобы узнать, является ли принцесса той, за кого себя выдает. Кровать с горошиной не подходит принцессе, не соответствует ее «деликатной» сущности. В другой сказке, «Блоха и профессор», герою как раз достается подобающая ему постель. Герой мечтал соорудить воздушный шар, и вот «вместо постели ему дали висячую койку, и он покачивался в ней, как в корзине воздушного шара, о котором не переставал мечтать»3.
 

        Каждому — своя кровать. Кровать — всегда показатель статуса и положения человека. У ребенка — своя кровать, у одинокого — своя, у женатого — своя; у бедного — одна, у богатого — другая. В рассказе «На дюнах» Андерсен описывает судьбу некого Юргена. «Его ожидала великолепная колыбель с шелковым пологом.., но Господь судил иначе: ему довелось родиться в бедной избушке...»4 «голые доски вместо постели — вот что нашел Юрген...»5. Иными словами, Юрген мог бы быть богат, но судьба вела его к бедности. Так кровать оказывается материальным воплощением судьбы.
157

 

         В октябре 2001 г. в Петербурге проходила выставка, называющаяся «Какова постель, таков и сон» — выставка кроватей прошлых столетий. Автор рецензии на эту выставку, Л.Безрукова (газета «Труд»), начинает свою статью так: «Никогда бы не подумала, что обычные спальные принадлежности могут быть столь "говорящими". Они говорят о своем хозяине. Вот купеческая кровать с толстой периной и горкой подушек. Глядя на такую кровать, «так и встает перед взором: стол с самоваром, за столом пышнотелая молодица. Кому ж как не ей спать на таких перинах?». Так, в образе кровати уже заложены многие характеристики ее хозяина.
 

        Кровать поглощает человека, вмещает его в себя, убаюкивает простынями, подушками и одеялами. И неизвестно, кто под кого подстраивается. Может быть, купчиха такая ленивая и дородная именно потому, что у нее такая кровать, а не наоборот. Таким образом, кровать может оказаться силой, управляющей человеческим «Я», кроящей его по своему образцу.
 

       Человек оказывается в подчинении у кровати. Этому способствует и процесс сна, обычно сопутствующий лежанию на постели. Как известно, во сне ослабляется человеческая воля, а сознание уступает место подсознательным процессам (что и берут на вооружение гипнотизеры и психоаналитики). В таком контексте понятна ненависть к лежанкам Мальдорора (героя Лотреамона). «Я же не смыкаю глаз вот уже три с лишним десятка лет. С самого недоброй памяти дня моего рождения я воспылал неукротимой ненавистью ко всем лежанкам, приспособленным для усыпления»6. Вот что происходит во сне, по словам Мальдорора: «Сознание хрипит, проклинает насильника, но поздно, дело сделано: целомудренный покров изорван в клочья. ... Я существую, я — это я сам. И никакого двоевластия не потерплю. Желаю сам, единолично распоряжаться своею сокровенной сутью»7. Кровать и сон отбирают эту суть, надругаясь над «Я». Не быть собою — значит не быть живым. Так воображение начинает рисовать образ кровати- гроба, сна-смерти.
158


Кровать и смерть


         Иногда образ смерти развертывается через мотив кровати-транспорта. У Ромена Роллана в романе «Жан Кристоф» кровать сравнивается с лодкой: «Кровать кажется лодкой... Ночь становится чернее, а пустота совсем пустой. ... Ночь... Смерть...». Эта лодка, как в архаичных мифах, переправляет в иной мир, на ту сторону реки, туда, где смерть. Вот почему последние слова Леди Макбет перед самоубийством — «В постель, в постель, в постель».
 

        Кровать — проводник в «лучший мир». Емеля на своей печке-кровати соприкасается с миром духов и потусторонними силами.
 

     Нередко в воображении кровать напрямую связывается со смертью, уподобляясь гробу.
 

         Образ кровати-гроба очень любил, например, Э.По. У этого писателя мы редко найдем просто кровать (приспособление для спанья и отдыха). Нам все время будут напоминать о смерти. Герою одного рассказа снится сон, будто его похоронили заживо и он проснулся в гробу. «Все, что мне привиделось ... легко объяснить неудобством моего ложа», успокаивает себя герой. Так неудобная кровать во сне превращается в гроб.
 

         Лотреамон устами своего героя восклицает: «И что такое это ложе, ...как не сколоченный из тесаных сосновых досок гроб?». Далее спящий человек сравнивается с трупом, простыни с саваном 8.
 

        В этих сопоставлениях мы видим гегелевскую игру образов, связывающих вещи по внешним признакам. Закрытые глаза, лежащее тело — все это может быть сном, а может быть и смертью. Спящий как мертвый, а мертвый как спящий; гроб как кровать, а кровать как гроб («покойся с миром», «спи вечным сном»). В мире образов отсутствуют смыслы, их заменяют уподобления, которым нипочем смысловые различия и несоответствия. Человек в здравом уме легко отличит мертвого от спящего, гроб от кровати, но для поэта (писателя, художника), для всех создателей мифов, существует лишь близорукий взгляд, смешивающий очевидности.
159

         Наиболее отчетливо образ гроба проступает, когда заходит речь о брачном ложе. Этот образ жил еще в архаичном сознании. Описывая покои новобрачных у русских, Костомаров между делом отмечает: «Необходимо было, чтоб на потолке не было земли, чтоб, таким образом, брачная спальня не имела никакого подобия с могилою»9. Так русский обычай борется с навязчивым образом спальни/могилы.
 

         Э.По, напротив, пытается подчеркнуть схожесть брачного ложа с гробом: «ложе, брачное ложе индийской работы из резного черного дерева, низкое, с погребально-пышным балдахином»10. Такое описание мы находим в начале рассказа «Лигейя». Читатель воспринимает эту картинку как художественный прием, призванный обозначить мрачную атмосферу места действия рассказа. Но в конце истории оказывается, что это ложе с «погребально-пышным балдахином» — просто гроб, замаскированный под брачное ложе. Молодая жена умирает, и Э.По начинает называть брачное ложе «ложем смерти»11. То же находим и у Андерсена: «Бедное дитя! Брачным ложем твоего жениха становится гроб...». Так дихотомия любви/смерти находит свое образное отражение в обычном предмете мебели.
 

      Иногда ложе связывается не только со смертью, но и с убийством. Например, в Библии: «Когда они вошли в дом, [Иевосфей] лежал на постели своей, в спальной комнате своей; и они поразили его, и умертвили его...» (Цар., 45).
 

         Интересный поворот этой темы находим снова у По. У него ложе — не просто место убийства, но и орудие. Герой из знаменитого рассказа «Сердце — обличитель», убивает спящего старика: «Я мигом стащил его на пол и придавил тяжелой кроватью»12.

160


       Кровать может также быть и причиной смерти. Герой М. Уэльбека покончил жизнь самоубийством после неудачной попытки купить кровать. «Сообщение о его смерти никого особенно не удивило; он был известен в основном тем, что испытывал затруднения с покупкой кровати»13. Абзацем выше Уэльбек утверждает, что в мире существует лишь две ценности, две иерархии — деньги и секс. Человек может достигнуть успеха либо сразу в этих двух иерархиях, либо в одной из них, либо ни в одной. Герой романа, Жерар Леверье, достигает успеха на поприще денег: «В свои двадцать шесть лет он получал тридцать тысяч франков в месяц»14. Однако этот успех оказывается эфемерным в тот момент, когда Леверье решается купить кровать. Ему просто не хватает на это времени. Приходится несколько раз отпрашиваться с работы. Но даже отгулы не помогают. Покупая кровать, Леверье сталкивается лицом к лицу со своим провалом на поприще секса. Он понимает, что должен купить двуспальную кровать, хоть она ему и не нужна. Ведь купить односпальную — «значит публично признаться, что у тебя нет сексуальной жизни»15. В итоге, существование теряет всякий смысл: покупка кровати открывает герою бесполезность его денег и неудавшуюся сексуальную «карьеру». Покупая кровать, герой задается вопросом о смысле жизни, благодаря кровати понимает, что его нет, и «пускает себе пулю в лоб».
161

 

Кровать - вещь-пустышка


         Кровать коррелирует со смертью, потому что сама она — ничто. Хоть из всех предметов мебели кровать — предмет самый важный. Без него не обойтись. Энди Уорхол, считающий, что человека должны окружать пустые пространства, что нужно избавляться от вещей, моделируя образ идеального жилища, предлагает отказаться от всей мебели, кроме кровати. «Я считаю, что надо жить в... пустой комнате, где есть только кровать, поднос и чемодан»16. Поднос заменит стол, чемодан — шкаф. Но кровать ничто не заменит, напротив, она способна заменить все остальное. «Ты можешь делать все, что угодно в кровати — есть, спать, думать, заниматься гимнастикой, курить...»17. Кровать не только необходима (полезна, целесообразна), но и эстетична: «Все становится более утонченным, если ты делаешь это в постели. Даже чистка картофеля»18.


         И все же, несмотря на такую практическую и эстетическую ценность кровати, она для Уорхола — вещь-ничто, вещь — отсутствие вещи. Хоть в комнате стоит кровать, эта комната остается пустой. Кровать не загромождает пространства, не портит идеальной пустоты человеческого жилища, о котором мечтает Уорхол. Лишая кровать ее привычной функции — служить сну и отдыху — и наделяя ее функциями других вещей, Уорхол уничтожает кровать как вещь, делая ее всем (универсальной идеей вещей) и в то же время ничем. Пустым пространством. Кровать для Уорхола — вещь-симулякр. Вещь, избавленная от своих значений-функций, присваивающая значения-функции других вещей, — вещь, отказывающаяся от своего означающего, вещь, подражающая другим вещам, но не являющаяся ни собой, ни ими. Кровать — это вещь-пустышка, которую можно наполнить любым содержанием.
162

 

Кровать и уединение


          В кровати — человек всегда наедине: с самим собой, с предметом любви, со своей смертью. Кровать ограждает от внешнего мира, и в этом она подобна дому, крову. Она укрывает. Для О6ломова диван (та же кровать) именно такое бегство — от любви, от действия. Образ кровати-укрытия мы находим и у Марселя Пруста: «Улегшись в постель, зарываешься лицом в гнездышко — ты свил его из разнообразных предметов: из уголка подушки, из верха одеяла, из края шали, из края кровати, из газеты... спишь в каком-то призрачном алькове, в теплой пещере»19.


         Тут можно возразить, что не всегда кровать способствовала уединению. Например, в Древнем мире возлежание могло быть публичным. Возлежал Сократ со своими учениками, возлежал Христос — со своими. Одиночество подразумевает открытость себе, нахождение наедине с кем-то — открытость этому «кому-то». Публичное же возлежание — ритуал, символизирующий открытость всех каждому, символизирующий также доверие и интимность. Трапезы ранних христиан назывались «агапэ» (одно из обозначений любви). Возлежащие и вкушающие — заведомо друзья (или заведомо не враги). Поэтому сюжет Тайной вечери наделен особой художественной силой. Христос открывает предателя в процессе возлежания, отчего предательство выглядит особенно вопиющим. Его оттеняет именно доверительность возлежания.
 

      Интимность подразумевает тайну для не включенных в эту сферу открытости. Поэтому неудивительно, что кровать двусмысленна: открывая, укрывает. «Для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее ... под кровать? не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике?» (Марка, 4:21). В этом отрывке из Евангелия кровать избрана как метафора сокрытости. Таинственность самой кровати усиливается предлогом «под». Под кроватью — целый мир; мир спрятавшихся любовников из анекдотов, потерявшихся вещей; мир вечной тьмы и тайны.
 

          Пусть «под» кроватью бродят темные силы, но в ней самой — нет места душевным угрызениям. «Если есть, что скрывать, значит, совесть нечиста». К кровати это не относится. Кровать — хранительница чистой совести. Кровать отвергает Макбета с его мучениями. Убивая спящего, Макбет убивает свой сон: «Макбет зарезал сон», «Макбет не будет спать!». В кровати может спать лишь младенец или тот, кто «как младенец». Идеал сна — «сон младенца», сон чистой совести.
163

 

Кровать-исповедальня


      Если совесть нечиста, поможет исповедь. Отсюда образ кровати-исповедальни. «Постель — это исповедальня, между теми, кто делит постель, нет секретов»20. Именно в кровати Одиссей рассказывает Пенелопе обо всех своих странствиях, а Пенелопа—о своих женихах. Опершись о кровать, Жан Кристоф делился с другом воспоминаниями детства.
 

         Кровать — не только место, где исповедуются, но и субъект, которому поверяют свои секреты. Перед лицом простыней и подушек раскаиваются, плачут и злятся. Злится Одиссей, лежа один в постели и желая отметить ненавистным женихам Пенелопы; плачет мадам Бовари, «рухнув на кровать»; в ужасе и отчаянье, зарывшись лицом в подушки, лежит Жан-Кристоф.
 

         Образ постели-исповедальни возвращает не только к образу постели — полю интимности, но и к образу кровати-гроба. Тот, кто исповедуется, готов к смерти, тот, кто готов умереть, должен исповедоваться. Такая корреляция коренится в образной соотнесенности сна-смерти и смерти-любви, о чем мы писали в двух предыдущих главах.

 

Кровать - наблюдательный пункт


         Кровать — это еще и пункт наблюдения. С кровати подглядывают за внешним миром. Лежа на кровати, созерцают этот мир. Герой Ф.Кафки подглядывает с кровати за обитателями Замка, «разглядывает подробности»21. Жан-Кристоф из романа Р.Роллана подслушивает чужой разговор и узнает о смерти близкого ему человека 22. С кровати удобно подглядывать, ведь она — кров, укрытие. Лежа на кровати, я вижу все, что мне нужно, а меня не видит никто. Я сокрыт. Кроме того, кровать — это та «колокольня», с которой я сужу о мире. Кровать — это мои глаза, мое тело, мое второе я.
164

         Созерцательное лежание на кровати — символ досуга, нередко становящегося началом творчества. На кровати пишет свои правила Декарт, размышляет Сократ. Кровать оспаривает у стола право быть основной деталью кабинета, быть местом работы.
 

        Г.К.Честертон утверждает, что кровать — идеальное место для рисования. Лежа на кровати, видишь над собой большой белый потолок, — идеальную площадку для живописи: «Итак, мне было негде рисовать, пока я не залежался в постели. Тогда, только тогда белое небо засияло надо мной — просторное, незапятнанное небо, воплощающее, подобно раю, свободу и чистоту»23.


 

Кровать и мышление


         Кровать может быть и особой формой мышления. В университетах профессор, поясняя студентам свою мысль, нередко приводит в пример стол: «Вот возьмем, например, этот стол». Сократ и Аристотель вместо стола в похожей ситуации упоминают кровать 24. На поверхности лежит причина таких предпочтений: у преподавателя в аудитории — перед глазами стол, у Сократа, возлежащего со своими учениками, — кровать. В одном случае стол, в другом случае кровать, — первое, что приходит в голову, первое, на что падает взгляд. Однако эти примеры подспудно оказываются характеристиками образа мысли, символами подходов к познаваемому. Университетское мышление нацелено на восприятие информации «по верхам». Преподаватели закладывают в студентов
165

каркасы знания. У них нет цели глубоко погрузить ученика в предмет. Ученик должен научиться ориентироваться в огромном потоке информации. И стол как пример как раз символизирует такой подход: стол — это поверхность и это — каркас. К тому же стол, стоящий перед преподавателем, — это пред-ставление. Совсем по-другому обстоит дело с кроватью. Кровать — это то, что находится не перед, но под, так как на ней лежат. Кровать оказывается не представлением, но основой, тем, на чем базируется знание, тем, что находится под видимостью, под поверхностью. Кровать — в этом смысле — суть вещей, идея вещей. Как пишет М.Мамардашвили, «"кроватность" — это ... некая заданная форма. Человек, ложась в кровать, принимает горизонтальное положение. Причем задан и элемент этого положения: голова немножко выше тела. Это есть форма кровати... А форма и идея совпадают»25.
 

         Так получается, что не люди пользуются вещами, но вещи принуждают людей, заставляя не только физически приноравливаться к ним, но и формируя не только их характер, но мышление и восприятие мира.
 

        Прокруст при помощи кровати принуждает путников не быть собой, принуждает их соответствовать кровати. Так называемое «Прокрустово ложе» — не слепок с человека, а аристотелевская форма, или «идея» в платоновском смысле. При помощи кровати Прокруст моделирует идеальных людей, удлиняя или укорачивая их тела. Когда Тезей в качестве возмездия пытается уложить самого Прокруста в его ложе, оказывается, что и Прокруст не идеален. Он слишком велик для своей идеальной кровати, он несовершенен с точки зрения кровати. Тело-вещь не помещается в кроватъ-идею. В образе «Прокрустова ложа» заложена трагичность разрыва между миром вещей и миром идей.
166


Примечания


1 Мопассан Г. де. Кровать// Пышка. М., 2002. С. 495.
2 Кун Н.А. Приключения Одиссея. Калининград, 1979.
3 Андерсен Г.-Х.. Сказки и истории. Кишинев, 1978. С. 528
4 Там же. С. 175.
5 Там же. С. 189
6 Лотреамон. Песни Мальдорора. М., 1993. С. 260.
7 Там же. С. 262.
8 Там же. С. 261,262.
9 Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа. М.,
1992. С. 255.
10 По Э. Лигейя // Стихотворения. Проза. М., 1976. С. 63.
11 Там же. С. 66.
12 По Э. Сердце — обличитель // Стихотворения. Проза. М., 1976. С. 185.
13 Уэльбек М. Расширение пространства борьбы. М., 2003. С. 108.
14 Там же.
15 Там же. С. 109.
16 Уорхол Э. Философия Энди Уорхола (от А к Б и наоборот). М., 2001. С. 168.
17 Там же.
18 Там же.
19 Пруст М. По направлению к Свану. М., 1992. С. 16.
20 Мариас Х. Белое сердце. СПб., 2002. С. 182.
21 «Кровать стояла так, что с нее можно было наблюдать за всей кухней и за теми, кто там работал. Зато из кухни почти ничего нельзя было разглядеть в закутке. Там было совсем темно, только белые с красным одеяла чуть выделялись во мраке. Лишь войдя туда и дав глазам немного привыкнуть, можно было разглядеть подробности» (Кафка Ф. Замок. М., 2004).
22 «Но однажды вечером Кристоф лежал в постели; было еще не поздно; из закоулка, где стояла кровать, Кристоф видел свет в спальне. В дверь постучали — пришла соседка. Кристоф только вполуха слушал ее разговор с родителями — он, по обыкновению, рассказывал себе какую-то историю; слова доходили до него урывками. Вдруг он услышал, как соседка сказала: "Он умер". Сердце у Кристофа остановилось» {Роллан Р. Жан-Кристоф // Собр. соч. Т. 2. М., 1974).
23 Честертон Г.К. О лежании в постели // Собр. соч.: В 5 т. Т. 5. СПб., 2000. С.346.
24 У Платона: «Кровати бывают троякими: одна существует в природе, и ее мы признали бы, думаю я, произведением бога... Другая - это произведение плотника. Третья - произведение живописца... Живописец, плотник, бог—вот три создателя этих трех видов кроватей» («Государство», III, 597 b). У Аристотеля: «и не производит дерево — кровать, а медь — статую». (Аристотель. Метафизика. Пер. А.В. Кубицкого. М.-Л., 1934. С. 24.)
25 Мамардашвили М. Необходимость себя. Введение в философию. М., 1996. С.197.
 

 

 



 






 

 

Munch Edvard Self-Portrait Between the Clock and the Bed

 

Red Riding Hood Goes Into Her Granny's Cottage

 

Danae and the Shower of Gold by Titian 1553

 

Couch with openwork rails Late Ming period

 

Toulouse-Lautrec Henri de In Bed

 

Courbet Gustave The Sleepers or Sleep 1866

 

Amedeo Modigliani Nude on a Blue Cushion

 

Odalisque with Red Pants by Henri Matisse 1922

 

Oscar Wilde relaxing on the divan

 

Surrealistic Composition by Salvador Dali

 

 

William Blake An illustration for the poem The Grave by Robert Blair

 

Madame Recamier de David by Rene Magritte 1949

 

Kiowa Beaded Cradle

 

Содержание | Авторам | Наши авторы | Публикации | Библиотека | Ссылки | Галерея | Контакты | Музыка | Форум | Хостинг

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

© Александр Бокшицкий, 2002-2007
Дизайн сайта: Бокшицкий Владимир