Осел     

 

На следующей странице:

О. М. Фрейденберг "Въезд в Иерусалим на осле"

 

 

 

 

 

На картине Блейка - три "ночных" персонажа, связанных с судьбой - трехликая Геката, богиня мрака, ночных видений и чародейства, получившая от Зевса в удел власть над судьбой; сова, священная птица совоокой Афины, или даже сама Афина в облике совы; и осел, о "ночной" природе которого и его способности влиять на судьбу - ниже (пока, на правах "народной этимологии", можно сопоставить лат. asinus, "осел" и одно из древнейших, восходящее к микенской эпохе, обозначений судьбы у греков - ασα 1).

 

      С одной стороны, осел - священное животное, одна из ипостасей божества, объект культа, с другой - символ глупости, невежества, упрямства, похоти, жизни в ее материально-телесном аспекте.

 

 

             

 

 

        Божественность осла в разных ее аспектах, в том числе как мудрость и знание судьбы, наиболее отчетливо проявляется в древнейших памятниках. Но чем дальше тот или иной литературный сюжет от архаики, тем более глупым предстает осел. Интересно, что в некоторых традициях ослиные уши есть символ мудрости. В мифе о поединке Марсия с Аполлоном, последний дает фригийскому царю Мидасу ослиные уши - как наказание за то, что Мидас присудил победу Марсию.

 

        Прямые указания на божественность осла достаточно редки, чаще - завуалированы, "записаны", требуют реконструкции (что блестяще проделано в работе О. М. Фрейденберг  "Въезд в Иерусалим на осле"). На слуху, напротив, глупость осла, зафиксированная в многочисленных литературных сюжетах, баснях, пословицах и поговорках (лат. asinus ad lyram, "осел у лиры" - о тупом, бездарном человеке, занимающем не свое место). Во многих традициях заметно стремление всячески принизить осла, дискредитировать  его,  представить  в  смешном  виде  (лат. asinus in tegulis, "осел на крыше" - о диковинном явлении).

 

 

             

 

    Любопытен текст "Физиолога" (II - IV вв. н.э.), памятника, возникшего на греческом языке и  в многочисленных переводах распространенного почти у всех народов христианского Востока:

                            О  диком  осле  и  обезьяне

      Есть другое свойство у дикого осла.

    Физиолог говорит, что он находится при царях, и 25 числа месяца фаменот узнают от дикого осла, что наступило равноденствие. И когда взревет 12 раз, узнает царь и двор, что наступило равноденствие. Подобным образом и обезьяна - когда помочится семь раз за ночь, значит наступило равноденствие.

      Толкование.

      Дикий  осел - это  дьявол;  поскольку ночь, то есть народ язычников,   равна  стала  дню, то есть  народу пророков, и взревает дикий осел, то есть дьявол. И обезьяна есть образ того же дьявола, ибо имеет начало, а конца не имеет, то есть хвоста. И дьявол, не имеющий конца, прямого и доброго, в начале одним из первых ангелов был, концом же своим не оказался хорош. И обезьяна, не имеющая хвоста, нехороша, ибо безобразно для обезьяны не иметь хвоста.

        Хорошо говорит Физиолог о диком осле и обезьяне 1.

 

      Ср. современную арабскую поговорку: "Черт открывает пасть осла и заставляет его кричать".

 

 

             

 

 

    Осел в "Физиологе", с одной стороны, существо  космическое, которому ведомо и от которого, по сути, зависит наступление равноденствия, с другой стороны, осел - дьявол. Мы видим древний, языческий "портрет" осла, поверх которого новая традиция пишет свой образ.

 

      Выше был представлен перевод греческого текста "Физиолога". В статье "О дивием осле" из Кирилло-Белозерского списка отражено языческое представление об осле, воплощавшем производительную силу природы ("похоть" в новой традиции), которой противопоставляется похвала воздержанию, духовное семя - телесному.

 

                                          О  дивием  осле

 

        Пишеть во Иеве: «Кто оставить дивная ослы свободь».
      Фисилогъ рече о дивиимъ осле, яко стаду пастух есть. Аще же родять мужескъ полъ, то всемъ лона прогрызеть. И яко будеть старъ, единого оставить на племя.
        Патриарси же семене плотнаго искааху всеятн, апостоли разумная чада въздержаниемъ, якоже пишеть: «Възвесели ся неплоды, неражающия, яко многа чада пустеи паче нежели имущия мужа»
3.

 

    «Возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что уоставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа,говорит Господь» (Ис. 54, 1). Для понимания этой статьи, ее толкования необходимо иметь в виду послания апостола Павла: егоистолкование семени Авраама (семениобетования) как Христа и христиан; иудеи же, не принявшие Христа, — это дети Агари, дети по плоти, а не по духу, дети не свободной, арабыни. «Ибо не все Израильтяне, которые от Израиля, ине все дети Авраама, которые от семени его» (Рим. 9, 6—7). «Не плотские дети суть дети Божий, но дети обетованияпризнаются за семя» (Рим. 9, 8). От Агари — дети поплоти, от Сарры — по обетованию, по духу, т. е. христиане(Гал. 4, 19—28). Цитата из Исайи (54, 1) опять обращаетк апостолу Павлу, у которого онанаходится в Послании к Галатам (4, 27), где образ оставленной, но имеющей бытьумножившейся в потомстве жены отнесен к Иерусалиму, илиИзраилю, т. е. так же, как и у Исайи, к народу израильскому.Но вПослании Павла — не к «нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими врабстве»   (Гал. 4, 25),   а  «рабство есть  Агарь»   (Гал. 4, 24),  а к «высшему Иерусалиму»: «А высший Иерусалим свободен; он (По-гречески и по-еврейски слово «город» женского рода,поэтому больше, чем в славянском тексте, подходит к образу матери) — матерь всем нам. Ибо написано: „возвеселись, неплодная..."» (далее цитата из Исайи). Если одна сторона образа этой статьи о диком осле в «Физиологе» связана с духовным семенем, то вторая — с воздержанием (и отсечением плоти). Об отсечении плоти см. ответ Христа на вопрос о женитьбе у Мф. 19, 21: «Ибо есть скопцы, которые от чрева матерного родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит». В толковании речь идет о воздержании и духовном семени в противоположность телесному, которое сеяли патриархи: иудейство (патриархи) телесно в своей преемственности, христианство (апостолы) духовно; христиане — духовные наследники обетования, ибо они — семя по духу, согласно апостолу Павлу. А цитата из Исайи представляется похвалой воздержанию от плотского деторождения 4.

 

 

               

 

 

      В Древнем Египте осел - одна из форм солнечного божества (в аспекте растущего, восходящего солнца), в то же время с образом осла связан Сет. В Вавилоне в образе осла представлялся бог Ниниб. В древнееврейской традиции осел выступает как священное животное судей, царей, пророков. Ослица Валаама (Чис. 22) оказывается  не только мудрее своего хозяина, но и сообщницей ангела, выполняющего божью волю. В мусульманской традиции осел - одно из животных неба. Иногда осел выступает как ездовое животное божества, напр., колесница Ашвинов запряжена ослом (Ригведа I 34,9; 116,2). В китайской традиции осел - божественный скакун. В народной медицине на осла "отсылают" болезни и в то же время копыта, уши, шкура, помет осла и особенно волосы из темного креста на спине осла, который, по поверьям, появился в знак того, что на нем восседал Христос, - используются для приготовления лекарств 5.

 

        Некогда было очень широко распространено представление о возможности превращения человека в осла ("Метаморфозы, или Золотой осел" Апулея, многочисленные сказки, упоминаемый в "Физиологе" онокентавр, который "половину имеет человеческую, а нижнюю половину - осла" 6).

         

          Если в русской иконе или в западноевропейской живописи (напр., на представленной здесь картине Беллини) осел - священное животное и его образ отсылает к раннехристианской символике, то в "Капричос" Гойи осел, хотя и связан с этой же символикой, но передает уже отношение художника к испанской церкви конца XVIII в.

 

 

 

                                                          ССЫЛКИ

 

1. Горан В. П. Древнегреческая мифологема судьбы. Новосибирск., 1990, с. 22, сл.

2. Физиолог. СПб, "Наука", 2002, с. 153-154.

3. Там же, с. 17.

4. Там же, с. 86-87.

5. Топоров В. Н. Осел // Мифы народов мира. Т. 2. М., 1992, с. 264-265.

6. Физиолог, с. 134.

 

 

                   

 

 

                         

 

 

 

 

 

 




Содержание | Авторам | Наши авторы | Публикации | Библиотека | Ссылки | Галерея | Контакты | Музыка | Форум | Хостинг

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

 ©Александр Бокшицкий, 2002-2006 
Дизайн сайта: Бокшицкий Владимир