Аскет
Аскет, греч. ἀσκητής
-
гимнаст, атлет, борец; упражняющийся в чем-л.
Первоначально "аскеза" - спортивные упражнения. У пифагорейцев "аскеза" означала
воздержание и рассматривалась как один из элементов аристократического идеала и
образа жизни.
Е.А. Королькова
Смысл аскезы в философии Н.А. Бердяева
Феномен удовольствия в культуре. Матер. междунар. науч. форума
6-9.04.2004 г. - СПб.: Центр изучения
культуры, 2004, с. 38-41.
Нужна ли современному человеку,
активно участвующему в социальной жизни, аскеза? Да, отвечает Николай
Александрович Бердяев, современный человек нуждается в аскезе как особом методе
защиты личной свободы и сохранения человеческого достоинства. Аскеза
способствует укреплению силы воли, а волевой тренинг ведет к повышению духовной
энергии, дающей человеку не только власть над материальным миром и возможность
сопротивляться стремлению собственной плоти к безмерному насыщению, но также
способность к сопротивлению потребительской и гедонистической направленности
общества. Современное общество с помощью информационных технологий манипулирует
желаниями человека, превращая их в коммерческую силу, которая управляет и их
ростом, и способами реализации. Аскетический образ жизни ведет человека к
духовной независимости от власти мира, выражает «духовную крепость личности в
противостоянии соблазнам мира, личность порабощающим» [Бердяев Н.А. О рабстве и
свободе человека // Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995. С. 134].
Понимание смысла и предназначения аскезы у русского мыслителя иное, отличное от
традиционных форм: стоицизма, гностицизма и неоплатонизма в философии, буддизма
и христианства в религии. Н. Бердяев подчас с беспощадностью критикует
метафизический и религиозный принцип аскетизма, называя его «ложным аскетизмом»,
основная ложь которого есть утверждение аскезы как цели и высшей добродетели или
истинной святости. В своей оценке роли аскезы Н. Бердяев продолжает мысль В.
Соловьева: «Долгое время думали, а многие опять начинают думать, что высшая
добродетель, или святость, состоит в аскетизме, в «умерщвлении плоти», в
подавлении естественных влечений и привязанностей, в воздержании и бесстрастии.
Мы видели, что в этом идеале, несомненно, есть истина, т.к. ясно, что высшая,
или духовная сторона в человеке должна преобладать над низшею, или материальною,
и усилия воли в этом направлении как акты духовного самосохранения, суть первое
условие всякой нравственности, - нельзя, однако, первое условие превращать в
последнюю мысль. Человек должен укреплять дух и подчинять ему плоть не
потому, чтобы в этом была цель его жизни, а потому, что, только освободившись от
рабства слепым и злым материальным влечениям, может человек служить как следует
правде и добру и достигнуть своего положительного совершенства» [В.С. Соловьев.
Оправдание добра. М., 1996. С. 100]. Истинный или нравственный аскетизм
освобождает дух из плена плотских страстей с целью служения нравственным
идеалам, напр., любви и состраданию. Осуществление духа в материи или
одухотворение плоти есть, согласно В. Соловьеву, высшая и окончательная цель
исторического развития, в достижении которой аскетический принцип играет
немаловажную роль.
Как уже
упоминалось, подход В. Соловьева и Н. Бердяева к рассмотрению смысла аскезы
противоположен традиционному. Аскетизм есть специфическое решение вопроса о
взаимоотношении материального и идеального, телесного и духовного: фактически
жизнь аскета связана с борьбой против материи и плоти как источника зла и греха.
«Аскеза, как жизневраждебное и мировраждебное понимание христианства, как
постоянное сознание греховности человека и его бессилия, есть срыв и соблазн в
духовном пути, измена Духу, в ней есть что-то салическое и мазохическое» - такой
приговор выносит Н.А. Бердяев христианской аскезе [Н.А. Бердяев. Дух и
реальность // Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994. С. 405].
Предельный аскетический путь есть путь ухода из мира, поскольку привязанность к
последнему лишь усиливает страдания человека.
Н. Бердяев
рассматривает отдельно вопрос об отношении аскетического принципа к страданию,
его подход выражен следующими словами: «Страдание есть глубочайшая сущность
бытия, основной закон всякой жизни. Все живущее болеет и страдает... Я могу
знать, что жизнь есть страдание, и вместе с тем принять жизнь, принять страдание
жизни, понять смысл страдания. И это
40
делает только христианство» [Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993. С.
100]. Значение буддизма связано с открытием страдания как сущности бытия, но
позиция убегания от мира как источника зла неприемлема для русского мыслителя.
Это даже и невозможно осуществить, т.к. страдание «следует за нами по пятам»,
особенно за самыми счастливыми из нас. Есть иллюзия, самообман в том, что можно
избежать страданий.
Следует
различать два вида страданий: темное - страдание к смерти, и светлое - страдание
к жизни, преодоление которого возрождает в человеке огромные силы к новой жизни.
Аскетическая практика на деле есть самоистязание, причинение вреда себе и
другим. Аскетизм в забвении боли есть очень опасная вещь; она связана с
«иссушением души, окостенением сердца», с гордыней и безжалостностью к ближнему.
Чувствительность к боли другого и проявление жалости ко всему живому есть
наиболее гуманное в человеке. Надо принять страдание как крест и мужественно
преодолевать его — в этом позиция русского философа.
Самым напряженным местом в деле аскезы является вопрос пола: к нему в истории
был проявлен особый «террор», что не могло не отразиться на женщинах, в
отношении которых у монахов существовал просто панический страх. Искушение в
половой сфере может быть сильным и опасным, порождающим тяжкие грехи, поэтому
аскетическая практика связана с подавлением страстей и борьбой против греховных
помыслов. Н. Бердяев вслед за В. Соловьевым критикует негативное отношение к
полу со стороны представителей философии и религии.
Правда
аскетизма заключается в освобождении духа от плоти и сохранении его достоинства
от посягательств плотских сил: «Прельщение эротическое есть наиболее
распространенное прельщение, и рабство у пола есть один из самых глубоких
источников рабства человека» [Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. С.
134]. Рабство может носить грубые формы, а может принимать формы утонченного
прельщения. Нравственное первичное чувство стыда, пишет В. Соловьев,
подчеркивает факт превосходства человеческой природы над животной, отсутствие же
у человека половой стыдливости опускает его до уровня животного. Зло ложного
аскетизма состоит в подавлении и искоренении физических страстей, и в этой
практике аскетизм таит большие опасности для духовной жизни, т.к. он в
действительности не освобождает духовные силы, а, напротив, порабощает и
сковывает их.
Русские мыслители выдвигают принцип одухотворения и просветления пола, подъема
эротических сил в сферу духа, использования страстных сил в качестве материала
для созидания высших ценностей. Они на смену подавлению и вытеснению греховных
желаний предлагают механизм духовной сублимации - перераспределение жизненных
сил, использование греховных страстей в роли страстей творческих. Защитники
бережного отношения к полу высоко оценивают любовь, отводя ей роль духовного
начала, подчиняющего и преобразующего половую стихию. Истинная любовь близка к
целомудрию, к сохранению эротического пафоса от влияния грубой чувственности.
Н. Бердяев рассматривает эротическую силу в
качестве источника творческого вдохновения, связанного с подъемом и полетом
души. Любовь, творчество представляют собой те пути, посредством которых дух
входит в мир как благодатная, преобразующая сила. Человек призван в этот мир для
его
41
спасения и преображения - в этом русский мыслитель видит предназначение человека
и его достоинство. Для выполнения этой миссии личность нуждается в аскезе: в
программе упражнений, ограничивающих потребности человека и укрепляющих его
физическую выносливость, следование которой ведет к концентрации внутренней
силы.
В
работах русских философов разработана новая антропологическая идея человека как
целостного существа, в котором реализуется единство материальных и духовных сил.
Человек есть «продукт смешения духа с материей», он выступает как
непосредственный участник неразрывной внутренней связи и постоянного
взаимодействия духовных и телесных процессов. Истинный аскетизм может строиться
только с учетом этого положения.
Заслуживает
внимания мысль Н. Бердяева о том, что современная техническая цивилизация
эксплуатирует деятельные силы человека: «Этот актуализм, порожденный технической
цивилизацией, в сущности, означает не активность, а пассивность человеческого
духа. Человек пассивно подчиняется ускорению времени, требующего от него
максимальной активности, как функции технического процесса, а не как целостной
личности. Эта активность разрушает личность, целостный образ человека. Это
сопровождается совершенной духовной пассивностью, замиранием духа и духовности.
Созерцание же является активностью духа, сопротивлением человека по отношению к
истерзывающему его процессу технического актуализма. Это связано с отношением
времени и вечности, с возможностью пережить мгновение, выходящее из потока
времени» [Бердяев Н.А. Дух и реальность. С. 449}. Н. Бердяев поднимает сложную
проблему: как может сохранить личность свои творческие силы в противостоянии с
силами коллективизма, процессом социализации, нивелирующим индивидуальность?
Отчасти в этом человеку может помочь духовная аскеза с ее медитативной
практикой, направленной на концентрацию внутренней силы и созерцание мгновения,
связанного с вечностью.
|
|