Апокрифы
Слово
ἀπόκρυφος
(греч. - тайный, сокровенный) в церковной литературе имело двоякое значение.
Иногда апокрифы противопоставляются книгам, которые находятся в употреблении во
время церовных собраний. В таком случае апокрифы - то же, что
secretae et non volgatae scripturae, absonditae -
книги тайные, сокрытые. Но слово
ἀπόκρυφος могло также означать
сочинение, происхождение которого неизвестно. В этом случае апокриф - то же, что
сочинение подложное, неподлинное. По Августину, апокрифической книгу делает
именно occulta origo (тайное происхождение). И тот, и
другой признаки стали потом сливаться.
Апокрифы распадаются
на две группы: апокрифы Ветхого Завета и Апокрифы Нового Завета. Слово "апокриф"
в приложении к книгам Ветхого Завета понимается восточной и католической
церковью и протестантской различно. Протестанты называют апокрифами книги,
которые древняя церковь вообще и теперь греко-восточная в частности не считают
таковыми. Для тех книг, которые у нас слывут за апокрифические, у протестантов
есть другое название: псевдоэпиграфы. Первым, кто зачислил в разряд апокрифов
книги Ветхого Завета, греческой и средневековой латинской церквами не
считавшиеся таковыми, был Карлштадт в сочинении "О канонических книгах
Писания", 1520. Книги эти следующие: 2-я книга Ездры, вставки в книге Есфирь,
Песнь трех отроков в книге пророка Даниила (3 гл.),13-я и 14-я главы той же
книги, молитва Манассии (в конце 2-й книги Паралипоменон), книга пророка Варуха,
Послание Иеремии, книга Товит, книга Иудифь, 1-я, 2-я и 3-я книги Маккавейские,
книга Иисуса, сына Сирахова и книга Премудрости Соломона. Все эти книги
помещаются в Библии наряду с каноническими и называются в православной и
католической церквах не апокрифами, а неканоническими. Среди действительных
апокрифов Ветхого Завета известны: Псалмы Соломона, книга Юбилеев, книга Еноха,
Завет 12 патриархов, Апокалипсис Варуха, 3-я книга Ездры, Вознесение (Успение)
Моисея, Мученичество Исайи, Паралипомены Иеремии и др. Большая часть этих
апокрифов имеет характер пророческий, некоторые - характер легенд.
В то время как
древние пророки обращались к народу непосредственно, большей частью в живой
речи, в эпоху около Рождества Христова люди, объятые религиозным энтузиазмом,
стараются воздействовать на современников не от себя, но призывают в посредники
Моисея, Еноха, Ездру и др. Содержание этих апокрифов очень разнообразно.
Некоторые представляют большие проповеди, другие содержат раскрытие божественных
тайн. По форме эта позднейшая апокалиптика заметно отличается от ранней профетии:
ее откровения облекаются в причудливую форму разного рода подобий и картин.
Люди иногда выступают под образом зверей; события истории представляются в виде
явлений природы. Иногда в этих апокрифах заметна языческая мифология.
Апокрифы
Нового Завета разделяются на четыре группы: апокрифические евангелия;
апокрифические деяния апостольские; апокрифические послания апостольские;
апокрифические апокалипсисы. Известно около 50 названий евангелий. Они
вызывались желанием христиан иметь подробные сведения о тех моментах в жизни
Иисуса, которые в канонических евангелиях или не освещены совсем, или освещены
недостаточно. Иногда авторы - особенно гностики - имели в виду в занимательной,
повествовательной форме провести догматические воззрения, которые отклоняла
церковь. Материал для такого рода работы иногда поставлялся воображением и даже
языческими сказаниями; но чаще фантазия старалась найти точку опоры в
канонических евангелиях. События, на которые здесь сделаны только намеки, в
апокрифах разрабатывались со всею тщательностью. Иногда изречения Иисуса, данные
в евангелиях, в апокрифах превращаются в дела. Апокрифы особенно
распространяются о родстве Иисуса, о Его рождении, о детстве и о последних
событиях Его жизни.
В канонических книгах
Нового Завета об апостолах даны крайне скудные сведения. Мы достаточно знаем о
Павле, имеем несколько отрывков из биографии Петра, несколько старых легенд об
Иоанне и Иакове, но жизнь и деятельность остальных покрыты непроницаемым мраком.
Апокрифы на темы жизни апостолов стали появляться очень рано и в большом
количестве. Нередко они проповедовали те же истины, что и церковь. Но бывало и
иначе. Со II в. церковь испытывает энергичное
нападение гностицизма. Гностики как религиозные мыслители старались возвести
свои доктрины к Откровению. Гностики охотно опирались на христианскую
письменность,но еще охотнее они сами составляли книги и связывали их с именами
вождей христианства. Церковь боролась с
наводнением апокрифической литературы или тем, что противопоставляла ей свою
письменность такого же рода, или же обезвреживала апокрифы и допускала их к
обращению.
Что было в эпоху гностицизма, то повторилось в эпоху распространения
манихейства. Манихейство, вместе с остатками
гностицизма, питало все дуалистические секты средневековья - павликианство,
богомильство - и вместе с ними поддерживало и умножало литературу апокрифов. Эта
литература из Болгарии попала и к нам в домонгольский период.
Апокрифические апокалипсисы в древней церкви были многочисленны. Литература
этого рода всего лучше подходила к тому напряженному состоянию, в котором жили
тогда верующие массы. Свободные служения давали безграничный простор пророческим
откровениям. Потребность в порядке одержала, однако, верх. Иерархия вошла в
силу и начала беспощадную борьбу с профетизмом. Эта борьба и вызвала взрыв,
сказавшийся в монтанистичеком движении. Монтанизм был "новым пророчеством".
Церковь, победив это движение, должна была подавить и литературу, в которой оно
находило выражение. Из апокалипсисов уцелел только один - Иоанна Богослова. Да и
его положение было колеблющимся - до IX в. он все еще
числился в ἀντιλεγόμενα.
(Подробнее: Андреев И.Д. Апокрифы//Христианство.
Энциклопедический словарь. Т.1, М.,1993, с.97-103)
* * *
В России
апокрифы становятся известными вместе с христианством и назывались "отреченными
книгами". Древнейшими отзвуками апокрифов в русской
литературе являются некоторые места в летописном исповедании веры греческим
философом перед св. Владимиром. Заносились апокрифы на Русь до
XIV в. преимущественно паломниками. Русские паломники
(калики), ходившие в XII-XIII вв. целыми
дружинами в Иерусалим через Балканский полуостров, слышали там разные
апокрифические предания и заносили их на Русь. В некоторые "хождения"
(литературные памятники, описывающие события паломничества) апокрифы вставлялись
целиком.
( Подробнее: Коробка Н.И. Апокрифы в
русской письменности //Христианство. Энциклопедический
словарь. Т.1, М., 1993, с. 103-107 )
* * *
Запретность
апокрифов и связь апокрифов с фольклором немало способствовали их популярности в
славянской среде, а в конкретных условиях (напр., у богомилов), даже укрепляло
их авторитет. Славянские апокрифы - в основном переводные с греческого, изредка
с латинского.
Значительное влияние на
славянское устное народное предание оказали апокрифы-молитвы и
апокрифы-гадательные книги. Апокрифические молитвы фактически являются
заговорами с типичными для апокрифов молитвами и персонажами (Адам и Ева,
Авраам, Христос, апостолы, архангелы, святые), изгоняющими нечистую силу и
различные болезни. Некоторые из них содержались в требниках и молитвенниках
XV-XVII вв. Гадательные книги были разного типа.
Колядник - предсказатель погоды и урожая в разные периоды года; громник -
помимо урожая, указывает на голод, войны, поражения и, наоборот, урожай, мир и
победы в зависимости от того, в какой месяц или фазу луны, день и время суток
прогремит гром или будет землетрясение (некоторые громники имеют зодиакальную
часть с указанием на "хорошие", "средние" и "плохие" дни; молняник -
разновидность громника с пророчествами по молнии, а не по грому; месяцеслов
- предсказатель судьбыподнямнеделии месяцам
и, наконец, трепетник, определяющий близкое будущее по "трепещущим"
частям тела. Происхождение содержания этих книг относится к дохристианским
языческим временам, но в славянскую среду они попали из среды византийской, где
подверглись обработке.
В древности было
известно и гадание по псалтыри как вид гадания по священным книгам и по письму
вообще. О таком гадании Владимира Мономаха свидетельствует Лаврентьевская
летопись, в которой помещено его "Поучение". Славянская книжная традиция
знает псалтыри, снабженные гадательным указателем (древнейший -
XIII в. - в серб. сборнике Попа Драголя), или
специально приспособленные для гадания.
( Подробнее: Толстой Н. И.
Апокрифы // Славянские
древности. Т.1, М., 1995, с.113-115)
ЛИТЕРАТУРА
1. Сперанский М.Н. Из истории отреченных книг. Спб.,
1899. Т.1. Гадания по Псалтыри.
|
|