Амазонки
На этой же странице:
Геродот. История.
А. А. Тахо-Годи
Амазонки
Мифы народов мира. М., 1991. Т.1,
c. 63-64.
Амазонки (Ἀμαζόνες),
в греческой мифологии племя женщин-воительниц, происходящих от Ареса и
Гармонии (Ароll. Rhod. II 990—993). Обитают на реке
Фермодонт у города Фемискира (Малая Азия) или в районе предгорий Кавказа и
Меотиды (Азовское море) (Aeschyl. Prom. 723—725, 416—419). В определённое
время года
амазонки вступают в браки с чужеземцами (или соседними племенами) ради
продолжения рода, отдавая на воспитание (или убивая) мальчиков и оставляя
себе девочек. Вооружены амазонки луком, боевым топором, лёгким щитом, сами
изготовляют шлемы и одежду (Strab. XI 5, 1). Их имя якобы происходит от
названия обычая выжигать у девочек левую грудь для более удобного владения
оружием.
Амазонки поклоняются Аресу и Артемиде, проводя время в битвах. Против
амазонок сражался Беллерофонт (Apollod. II 3,2; Ноm. Il VI 179). Геракл осадил город
амазонок Фемискиру и добыл пояс их царицы Ипполиты (Eur. Heraclid. 408—415).
Тесей взял в жёны Антиопу (мать
Ипполиты), после чего амазонки осадили
Афины (Plut. Thes. 26—28). А. Пенфесилея помогала
троянцам в войне и была убита Ахиллом (Diod. II 46,5). Амазонкам приписывали
основание города Эфеса и постройку там знаменитого храма в честь Артемиды. В
мифах об амазонках и их борьбе с олимпийскими героями отразились элементы
матриархата. Легенды об амазонках широко известны во всех частях света,
являясь либо порождением местных традиций, либо распространением греческой.
* * *
С кругом мифов об амазонках связаны многочисленные
произведения античного изобразительного искусства начиная с 7 в. до
н.э.: сцены амазономахии, т.е битвы между
амазонками и греческими героями [западные метопы Парфенона;
метопы сокровищницы афинян в Дельфах,
нач. 5 в. до н. э.; рельефы фриза
'храма Аполлона в Бассах, 5 в. до н.э.; рельефы
фриза Артемиды в Магнесии, 5—4 вв. до н. э.;
рельефы западного фронтона святилища
Асклепия в Эпидавре, 4 в. до н.э.; рельефы
западного фриза Галикарнасского мавзолея, сер. 4
в. до и др.; рельефы саркофагов, вазопись
(амфоры Эксекия и др.)]. Особое место среди античных произведений занимали
статуи амазонок; согласно рассказу Плиния Старшего (Plin.,
Nat. hist. XXXIV 53 и 75), при выполнении статуй амазонок для храма Артемиды в
Эфесе состязались четыре скульптора: Поликлет, Фидий, Кресилай и Фрадмон (другие
источники называют пятым Кидона). Ряд дошедших до нас римских копий
греческих оригиналов, видимо, восходит к Поликлету, Фидию, Кресилаю и т. д.
В барочной живописи популярность приобретают сцены амазономахии (П. П;
Рубенс).
Мифы об амазонках привлекали европейских поэтов и
драматургов главным образом в 16—17 вв. («Ипполита» Р. Гарнье; «Амазонки» Лопе де
Вега, «Амазонки в Индии» Тирсо де Молины и др.); в 19 в. к сюжетам об
амазонках обратились романтики («Пенфесилея» Г. Клейста; «Амазонки» Ф. Грильпарцера).
Нередким было выведение дев-воительниц в произведениях, действие которых
происходило не в античном мире, при этом заимствовались отдельные мотивы (Т.
Тассо «Освобождённый Иерусалим»; к нему восходят сюжеты картин Я. Тинторетто,
Я. Пальмы Старшего, Г. Рени и др.).
* * *
Геродот
История
IV, 110. О савроматах же рассказывают следующее. Когда эллины сразились с
амазонками (скифы называют амазонок ойорпата, что на греческом языке [означает]
«мужеубийца», так как мужа они называют «ойор», а «пата» означает «убивать»),
тогда, по преданию, эллины, победив в битве при Фермодонте, отплыли, везя на
трех кораблях столько амазонок, сколько могли взять в плен, а те перебили
мужей, напав в море. (2) С кораблями же они не были знакомы, не знали, как
пользоваться кормилом, парусами, и не умели грести; и
после того, как они, напав в море, перебили мужей, их
носило волнами и ветром. И прибывают они к берегам Меотийского озера — к
Кремнам. А Кремны находятся на земле свободных скифов. Здесь, сойдя с
кораблей, амазонки достигли обитаемой земли. Встретив первый же табун
лошадей, они похитили его и верхом на лошадях начали грабить страну скифов.
IV, 111. Скифы же не могли понять, в чем дело: ведь ни языка, ни одежды, ни
самого племени они не знали и были в недоумении, откуда те пришли; им
казалось, что [амазонки ] — это мужчины юного возраста, и потому они
вступили с ними в битву. Когда скифы завладели трупами, [оставшимися] после
битвы, они таким образом узнали, что это были женщины. (2) Посоветовавшись,
они решили больше их не убивать, но послать к ним самых молодых своих мужчин,
числом приблизительно столько же, сколько было [амазонок]. Те должны были
расположиться лагерем вблизи них и делать то же, что и они будут делать.
Если же [амазонки] станут их преследовать, то не вступать в сражение, а
уклоняться; когда же те остановятся, они должны, приблизившись, стать
лагерем. Скифы задумали это, желая, чтобы от этих [женщин] родились у них
дети.
IV, 112. Посланные юноши стали выполнять порученное. Когда же амазонки
поняли, что те пришли без всякого злого умысла, они не стали обращать на них
внимания; и с каждым днем скифы приближали свой лагерь к лагерю амазонок.
Юноши же, как и амазонки, не имели ничего, кроме оружия и лошадей, и вели
тот же, что и они, образ хизни, занимаясь охотой и грабежом.
IV, 113. Амазонки же в полуденный час делали следующее. Они расходились по
одной и по две, рассеиваясь для естественных надобностей далеко друг от
друга. Узнав об этом, и скифы стали делать то же самое. И кто-то приблизился
к одной из них, оставшейся в одиночестве, и амазонка не оттолкнула его, но
позволила вступитьс ней в связь. (2) И сказать
она не могла (ведь они не понимали друг друга), но показала жестами, чтобы
он на следующий день пришел на то же самое место и привел другого, показывая,
чтобы их было двое и что она также приведет другую. (3) Юноша, уйдя,
рассказал это остальным. На второй день он сам пришел на то же место и
другого привел, и нашел амазонку, ожидавшую вместе с другой. Когда остальные
юноши узнали об этом, они также приручили остальных амазонок.
IV, 114. А после, соединив лагери, они стали жить вместе, каждый имея женой
ту, с которой он вступил в связь с самого начала. Мужчины не могли выучить
язык женщин, женщины же усвоили язык мужчин. (2) А после того, как они
поняли друг друга, мужчины сказали амазонкам следующее: «У нас есть родители,
есть и имущество. Теперь мы уже больше не будем вести такой образ жизни, но
будем жить, уйдя к своему народу; нашими женами будете вы, и никакие другие
[женщины]». (3) Они же на это сказали следующее: «Мы не могли бы жить вместе
с вашими женщинами, ведь у нас и у них разные обычаи. Мы стреляем из лука и
мечем дротики, и ездим верхом, женским же работам мы не обучены. А ваши
женщины не делают ничего из того, что мы перечислили, но, оставаясь в
повозках, занимаются женским трудом, не выезжая на охоту и вообще никуда.
(4) Так вот мы не можем ладить с ними. Но если вы хотите, чтобы мы были
вашими женами и чтобы вы могли считать себя справедливыми, то, придя к
родителям, получите [свою] часть имущества и затем, когда вернетесь, будем
жить сами по себе».
IV, 115. Юноши послушались и выполнили это. Когда же, получив полагавшуюся
им часть имущества, они вернулись назад к амазонкам, женщины сказали им
следующее: (2) «Мы в страхе и опасении, следует ли нам жить в той самой
стране, где мы и лишили вас ваших отцов, и сильно опустошили вашу землю. (3)
Но так как вы желаете иметь нас своими женами, то сделайте вместе с нами
следующее: давайте уйдем из этой земли и поселимся, перейдя реку Танаис».
Юноши послушались и этого.
IV, 116. Перейдя Танаис, они прошли к востоку на расстояние трех дней пути
от Танаиса и на расстояние трех дней [пути ] от озера Меотиды в направлении
северного ветра. Прибыв в ту местность, в которой они теперь обитают, они
заселили ее. (2) И с того времени жены савроматов придерживаются древнего
образа жизни, выезжая на охоту на лошадях и вместе с мужьями, и отдельно от
мужей; они так же ходят на войну и носят ту же одежду, что и мужья.
|
|