О.А. ТЕРНОВСКАЯ, С.М. ТОЛСТАЯ
Славянские древности.
Этнолингвистический словарь под ред.
Н.И.Толстого. Т.1. М.,1995, с.90-92.
АГОНИЯ -
кончина, момент "расставания души с телом", требующий, по народным
представлениям, ритуального оформления. Отсутствие ритуала (в случае внезапной
или "не своей" смерти) затрудняет переход души в иной мир. Во время агонии
появляются (приходят за душой) Смерть, Бог, ангел, архангел (обычно Михаил),
святой, Беда и т.п. Умирающий видит их, видит умерших родственников, говорит с
ними. По тому, где стоит пришедший - в ногах или головах, справа или слева от
умирающего, гадали, выживет он или умрет; разными магическими способами
старались отогнать или обмануть Смерть. Украинцы в изголовье умирающего ставили
крест и святую воду, чтобы туда "не встала" Смерть; широко известна быличка о
человеке, который обманывал Смерть, переставляя свою кровать так, чтобы голова
оказывалась на месте ног. У восточных славян агония понимается как борьба ангела
и черта за душу умирающего. Если по ошибке душа вынута не у того, кому назначена
смерть, то, побывав на "том свете", она возвращается обратно в тело (обмирание).
Агония бывает легкой и тяжелой. Считается, что легко умирают праведники; легкой
бывает смерть в большие праздники и др. благоприятные дни, напр. в пятницу
(серб.). Тяжелой смертью наказываются грешники. Причиной трудной смерти может
быть также несоблюдение ритуала (преждевременное оплакивание, отсутствие
зажженной свечи и т.п.), неисполненное желание умирающего, неулаженная ссора,
невозвращенный долг, невозможность проститься с отсутствующим родственником,
колдовское зелье. Широко распространено представление о мучительной агонии
колдунов, которые не могут умереть, пока не передадут свое знание.
Действия, совершаемые во время агонии, имеют целью облегчение перехода души в
иной мир, устранение препятствий на ее пути. К обязательным моментам ритуала у
всех славян относятся прощание умирающего с близкими, исповедь, зажжение свечи,
карауление души. Строго соблюдается тишина 1, запрещается плакать и причитать,
чтобы не спугнуть, не сбить с пути душу: душа может раздвоиться, и часть ее
останется в теле, может вернуться в тело. Умирающего нельзя называть по имени,
здороваться с ним за руку. Умирающий прощается с близкими, просит у них
прощения, прощается с землей, "с птицей в лесу, рыбой в воде и змеей под камнем"
(герцеговин.); молится.
Самой страшной у всех славян считается смерть без покаяния. Обязательно зажигают
свечу, обычно особую - сретенскую (з.-слав., укр., бел. громница, ее же зажигают
во время грозы). Свечу дают в руки умирающему, реже ставят в изголовье, считая,
что умирающий не должен ее видеть. В с.-зап. Болгарии изготовляли специальную
свечу в рост умирающего, фитилем которой служила снятая с него мерка; верили,
что, когда свеча догорит, наступит смерть. Смерть без свечи считается великой
бедой: умерший будет блуждать во тьме, не сможет видеть других покойников,
станет вампиром. Русские ставили в изголовье умирающего чашку с водой, чтобы
душа, выйдя из тела, "обмыла свое лицо (крылья)"; по колыханию воды стерегущая
душу старуха узнавала о смерти.
Способы облегчения агонии часто применялись только к старикам: перекладывали
умирающего на пол, на землю, на другую постель, под иконы, параллельно балкам
потолка ("чтоб по путям было", словац. "смерть не увидит лежащего поперек"), на
место стола, к двери, за печь, в амбар, на место, где прежде кто-то умер,
переворачивали ногами на место головы, поворачивали на левый бок, держали на
руках. Человек, рожденный "в рубашке", не мог умереть, пока ее не принесут.
Среди более редких приемов: вталкивали к умирающему пьяную распутную бабу (рус.
онеж.).
Повсеместно считается, что в момент кончины гаснет и падает с неба звезда.
Кончина понимается как "второе рождение", а сопровождающий ее ритуал во многом
сходен с ритуалом родов.
Примечания
1. Во время болезни, напротив, кровать больного ставили в центре дома; этом
случае целебное воздействие оказывали как сакральность центра, так и шум,
производимый домочадцами. Ср. казацкий круг: раненого клали на землю и вокруг
него собирались казаки, которые, обхватив друг друга за плечи, исполняли
специальный танец и песню (А.Б.).
|
|