На
следующих страницах:
А. А. Маслов. Направление
бессмертия Гэ Хуна
Е.А. Торчинов.
Даосизм и алхимия в традиционном Китае
В.Л. Рабинович. Алхимия как феномен
средневековой культуры
А.И. Кобзев
Китайская алхимия
Общество и государство в Китае. XXXV научная конференция. М.:
Вост. лит-ра, 2005, с. 214-218
Неисповедимым путем слово «Китай» произошло от названия народа
киданей, впервые в истории Срединного государства принудившего его
признать чужеземное господство. Не менее чудесно то, что в китайское
обозначение этого народа— ци-дань входит иероглиф
дань, символизирующий оригинальное достижение китайского духа, ставшее феноменом
мировой культуры,— алхимию. Соответственно своей загадочной природе
последняя присутствует в семантике слова «Китай» гораздо более
изощренным образом, нежели «фарфор» в слове
«China».
Китайская алхимия — это
развивавшийся в Срединном государстве со второй половины I тыс. до н.э., главным
образом сторонниками даосской философско-религиозной традиции, сложный комплекс
философских идей, религиозных верований, магических ритуалов, научных достижений
и практических (медицинских, фармакологических, диетологических, гимнастических,
эротологических и др.) приемов, нацеленных на максимальное увеличение
продолжительности жизни, омоложение и даже достижение бессмертия с помощью
психо-физиологических преобразований человеческого тела и физико-химических
трансформаций используемых при этом природных веществ, прежде всего киновари (НgS,
сернистой ртути, вермиллиона, циннбера) и золота.
Соответственно, в аутентичных обозначениях это явление предстает как искусство (шу)
«плавления киновари» (лянь дань), «обессмерчивающей киновари» (сянь
дань), «золота и киновари» {цзинь дань) или «киноварный путь» (дань
дао), основанный на «секретных приемах [обращения] с киноварью»
(дань цзюэ) и практикуемый «киноварными мужами» (дань ши, дань
цзя, дань кэ) в «киноварных
покоях» (дань фон). Регистрируемые с первых веков н.э.
специализированные трактаты по данной тематике, как
214
правило, называются «законами киновари» (дань фа),
«киноварными канонами» (дань цзин) или «книгами о киновари» (дань шу). Последним
термином, который также может быть переведен как «киноварные письмена»,
в Хуайнань-цзы («[Трактат] Учителя из Хуайнани»,
II в. до н.э., гл. 2) обозначен знаменитый магический
квадрат Ло ту («письмена [из реки] Ло»). Одно из
крупнейших направлений даосизма получило наименование «течение киноварного
котла» (дань дин пай).
Центральная роль киновари здесь связана как с ее химическим составом,
образованным главными алхимическими элементами— ртутью и
серой, так и с символическим значением присущего ей красного цвета.
Нагревание («плавление, рафинирование» — лянь) киновари приводит к
появлению жидкой ртути, что выражает одно из фундаментальных фазовых
соотношений двух из «пяти первоэлементов» (у син)
китайской «нумерологии» (сян шу чжи сюэ)
— «огня» (хо) и «воды» (шуй), с которыми, в свою очередь,
как с «мужским, активным, светлым» (ян) и «женским,
пассивным, темным» (инь) началами идентифицировались сера и ртуть.
Красный цвет киновари ассоциировался с самой жизненной субстанцией—
кровью и также знаменовал собою идею рождения, возрождения,
перерождения, будучи символом брака и новорожденного младенца (чи
цзы — букв. «красный ребенок», но также «прекрасный муж/учитель/философ»).
В рамках
универсального мировоззренческого классификационизма («коррелятивного
мышления») красный цвет коррелировал с верхом в
пространстве, т.е. югом, на который направлена стрелка китайского компаса
и взор императора, и летним сезоном во времени, когда
предельно активизируются производительные силы природы.
Наиболее общую систематизацию и формализацию в искусственном языке двух видов
черт (инь и ян), 8 триграмм и 64 гексаграмм (гуа) эти
соотношения обрели в китайской «книге книг» — Чжоу и
(«Чжоуские перемены», или И цзин — «Канон перемен», VШ-Ш
вв. до н.э.). которая стала общетеоретической и методологической базой для
древнейшею из дошедших до нас канонов китайской алхимии — Чжоу и цань тун ци («Свидетельство
триединого согласия "Чжоуских перемен"») Вэй Бо-яна (II в., имеется английский
перевод: Wu Ku-ch'ang, Davis T. L., 1932).
Согласно философии Чжоу и,
мир представляет собою круговорот изменений и взаимопревращений, поэтому
китайские алхимики считали возможным добиваться бессмертия путем не только
продления жизни, но и возрождения после смерти через «освобождение от трупа» (ши
цзе), для чего требовались как алхимические снадобья и медикаментозные средства,
так и особые физические, в первую очередь дыхательные йогического типа
(«зародышевое дыхание» — тай си), упражнения и духовные приемы
самосовершенствования в специфических условиях (в «знаменитых горах» — мин июнь,
т.е. в рафинированной самой природой, или «небом», и максимально приближенной к
небу каменной среде). Китайские
215
алхимики открывали новые технологии, с одной стороны, в производстве стекла и
фарфора, металлургии и сельском хозяйстве, с другой — в медицине,
фармакологии, диетологии и эротологии, поскольку
рассматривали человеческое тело как интегральную часть мироздания,
репрезентирующую его в целом. Теоретической основой их практической активности
стал позднедаосский принцип «кражи [небесной] пружины» (дао цзи),
т.е. поворота естественного движения вспять, позволяющего старцам омолаживаться,
а мужчинам зачинать в себе «бессмертного зародыша» (сянь тай).
Некоторые
специалисты, например Х.Х.Дабс (Dubs, 1892-1969) и Дж. Нидэм (Needham,
1903--1995), считают китайскую алхимию древнейшей в мире и повлиявшей на другие
аналогичные традиции. В пользу этого свидетельствует, во-первых, фундаментальный
гилозоизм традиционного китайского мировоззрения, в рамках которого совершенно
естественно преобразование неорганического в органическое, мертвого в живое и,
соответственно, основополагающее для всех разновидностей алхимии (но чуждое
сущности христианства и мусульманства) объединение идей трансмутации
неблагородных металлов в золото и достижения бессмертия.
Во-вторых, понятие
«философский камень» (lapis philosophorum) наиболее адекватно соответствует
термину7 дань («киноварь»), входящем в круг древнейших китайских иероглифов
(«надписи на панцирях и костях»— цзя гу вэнь, II тыс. до
н.э.), исконно определявшемуся как «красный камень» — чи ши (словарь Шо вэнь цзе
цзы — «Изъяснение знаков и
истолкование иероглифов», нач. II в.) и имевшему значение «эликсир
бессмертия». Особая роль камня в китайской культуре обусловлена его
функцией одного из важнейших репрезентантов центрального из «пяти
элементов» — «почвы» (ту), а авторитетнейший комментарий Дуань
Юй-цзая (1735-1815) к Шо вэнь цзе цзы гласит, что
«киноварь есть семенная сущность (цзин)
камня, поэтому семенная сущность всякого лекарственного вещества называется
киноварью».
В-третьих, капитальный алхимический принцип
рафинирования неблагородных металлов до высшего состояния — золота заложен в
самой семантике иероглифа цзинь,
объединяющей два значения — «металл» и «золото».
В-четвертых,
золото в Китае никогда не служило основой денежно-монетной системы, не было
достаточно изучено (сложившаяся к рубеж}V-IV вв. до н.э. или даже позднее
практика купеляции моложе средиземноморской на добрые полторы тысячи лет) и
потому могло смешиваться с такими сложными веществами, как сернистое олово
(дисульфид SnS2) или хлорид ртути (Hg2Cl2), чем
и пользовались в своих манипуляциях алхимики.
Наконец, в-пятых, не исключено,
что сам западный термин «алхимия» этимологически восходит к иероглифу
цзинь, изначально звучавшему как
kiэm в реконструкции Б.Карлгрена (Karlgren, 1889-1978), а
«эликсир» также через арабов («ал-иксир» — «лекарство для людей и металлов») — к
иероглифу дань.
216
Согласно Ши цзи
(«Исторические записки», 11-1 вв. до н.э., гл. 12, 28) Сыма Цяня, уже при дворе
императора У-ди (141-87) под влиянием Ли Шао-цзюня практиковались алхимические
операции с киноварью и золотом. В 1972 г. в КНР (курган Мавандуй близ г.Чанша)
археологами было обнаружено тело жены члена императорской семьи, захороненное ок.
186г. до н.э., но прекрасно сохранившееся благодаря алхимическому
бальзамированию с помощью сернистых соединений ртути. Использование красной
киновари в захоронениях известно в Китае с эпохи палеолита; вера в возможность
физического бессмертия сформировалась к VIII в. до н.э.; а в IV в. до н.э.,
по-видимому, благодаря учению Цзоу Яня она соединилась с аурифакцией, вследствие
чего к рубежу н.э. сложилось представление о «философском камне», превращающем
ртуть и свинец в золото, и в качестве макробиотических средств стали приниматься
внутрь киноварь, золото и ртуть.
Классическую форму алхимическое
учение обрело в главном произведении выдающегося даосского философа и ученого Гэ
Хуна (283/4- 343/63) Бао-пу-цзы («[Трактат] Учителя, Объемлющего Простоту»,
имеется частичный русский перевод Е.А.Торчинова, 1999). Дальнейшее развитие оно
получило в трудах даосского патриарха Тао Хун-цзина (456-536) и крупнейшего
медика («царя лекарств» — яо ван) Сунь Сы-мяо (581-682). Итоговым стал
составленный Цин Сюй-цзы в 808 г. компендиум Цянь хун цзя
гэн чжи бао цзи чэн («Полное собрание наиболее
драгоценного о свинце и ртути, деревянном и металлическом»).
Однако
в VII-VШ вв. единая алхимическая традиция стала разделяться на две ветви—
ориентированные на физико-химические и
психо-физиологические процессы, что нашло отражение в терминологическом
различении «внешней» (вай дань) и «внутренней киноварной [деятельности]» (нэй
дань) соответственно. Последняя начала, используя объективированную
терминологию первой, описывать сложные, построенные на медитативных,
дыхательных, гимнастических и сексуальных (тантрического типа)
упражнениях, методы очищения и взаимопревращения семенной духовной эссенции (цзин),
пневмы (ци) и духа (шэнь), циркулирующих по акупунктурным
каналам (цзин) и локализующихся в трех
парафизиологических органах — «киноварных полях» (дань
тянь), расположенных в животе ниже пупка, под сердцем и в
головном мозге на уровне межбровья. Эта интеллектуальная
тенденция, поддержанная Лю Сюань-ином (X в.), Чжан Бо-дуанем (984-1082, имеется
осуществленный Е.А.Торчиновым в 1994 г. полный перевод
его трактата У чжэнь пянь — «Главы о прозрении истины»).
Во Юй-чанем (1194-1229). к ХП1 в. окончательно
возобладала над «внешней» алхимией. Дальнейшее ее
развитие вплоть до наших дней в качестве основного вида
даосской практики связано прежде всего с созданной в XII в. Ван Чжэ (1112-1170)
школой «учения совершенной истины» (цюань чжэнь цзяо).
217
Источники
ГэХун. Баопу-цзы. Пер. Е.А.Торчинова. СПб., 1999.
Даосская алхимия. Пер. Е.А.Торчинова. СПб., 2001.
Сьма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. П. Пер.
Р.В.Вяткина и В.С.Таскина. М., 1975, с. 255-257; т. IV.
Пер. Р.В.Вяткина. М, 1986, с. 170-171.
Философы из Хуаинани/Хуайнаньцзы. Пер. Л.Е.Померанцевои. М., 2004, с. 49.
Чжан Бо-дуань. Главы о прозрении истины (У чжэнь пянь).
Пер. ЕА.Торчинова. СПб., 1994.
Дао цзан (Сокровищница Пути). Т. 1-36, 1. Шанхай, 1996.
Шо вэнь цзе цзы чжу («Изъяснение знаков и истолкование иероглифов» с
комментариями). Сост. Сюй Шэнь, коммент. Дуань Юй-цзай. Шанхай, 1981, цз. 5,
ч. 2, с. 215 ся.
Wu Ku-ch 'ang, Davis T.L. An Ancient Chinese Treatise on Alchemy Entitled Ts'an
T'ung Ch'i", Written by Wei Po-yang about 142 A.D. — Isis. Vol. 18. Bruxelles,
1932, p.210-289.
Литература
Алхимия и химия. — Современные историко-научные исследования: наука в
традиционном Китае. Отв. ред. и сост. А.И.Кобзев. М,, 1987.
Кобзев А.И. Эрос за Китайской
стеной. СПб.; М., 2002.
Элиаде М. Азиатская алхимия. М., 1998.
Чжунго дао цзяо ши (История даосского учения в Китае).
Гл. ред. Жэнь Цзи-юй. Шанхай,1990.
Barnes W.H. Possible Reference to Chinese Alchemy. — The China Journal of
Science and Arts. Vol. 23. Shanghai, 1935, p. 75-79.
Dubs H.H. The Beginning of Alchemy. — Isis. Vol. 38. Bruxelles, 1947, p. 62-86.
Johnson 0. A Study of Chinese Alchemy. Shanghai, 1928.
Needham J. Science and Civilization in China: Chemistry and Chemical Technology.
Pt. 1, 2, 3. Cambridge, 1974, 1976, 1980.
Ping Li Ch'ao. Tlie Chemical Art of Old China. Easton, 1948.
Sivin N. Chinese Alchemy: Preliminary Studies. Cambridge (Mass.), 1968.
Sivin N. Chinese Alchemy and the Manipulation of Time. — Isis. Vol. 17. Wash.,
1976. №239,p.512-526.
Waley A. Notes on Chinese Alchemy. — Bulletin of the School of Oriental and
African Studies. Vol. 6. L., 1930, p. 1-24.
|
|